search
main
0

Обходятся ли олимпийцы без репетитора…

Сборная команда школьников России по математике впервые за свою историю поделила 1-2-е места на Международной олимпиаде, проходившей в столице Румынии Бухаресте. Она завоевала 4 золотые медали и 2 серебряные. Золото получили: 10-классник Владимир Дремов (Волгодонск Ростовской области), 10-классник Алексей Поярков (Рыбинск Ярославской области), 11-классник Федор Петров и 10-классник Юрий Лифшиц (они оба из Санкт-Петербурга), а серебро – у 11-классника Алексея Лебедева из села Семеново Уренского района Нижегородской области и 11-классника Антона Евсеева из Москвы. Причем Дремов, Поярков и Петров вошли в число 12 лучших и получили золотые медали и соответствующие им сертификаты на церемонии награждения из рук президента Румынии.

Наш корреспондент Лев Сафонкин встретился с руководителем национальной сборной команды – кандидатом физико-математических наук доцентом кафедры высшей математики ФИЗТЕХа Назаром Агахановым и попросил его рассказать об олимпиадном движении и о нашей команде.

– Что собой представляют международные олимпиады? Какие страны в них участвуют?

– После спортивных олимпиад международные олимпиады школьников по различным предметам – на втором месте в мире по массовости представленных в них стран. Сейчас в них участвуют около 80 стран, а количество соревнующихся школьников достигает 450 человек. Среди соискателей лавров победителей – все европейские страны, включая даже крохотный Люксембург, большинство стран Северной и Южной Америки, а также все крупные азиатские и некоторые африканские государства.

– Когда Россия начала свои выступления на международной арене? Каковы результаты за это время?

– Россия стала выступать отдельной командой с 93-го года. За это время она добилась, с моей точки зрения, выдающихся успехов и по количеству набранных очков является лучшей командой мира, уступая только команде Китая по числу завоеванных золотых наград. Российская команда очень стабильно выступает. Худший результат за эти годы – две золотые медали, лучший – четыре.

– Почему команда России не всегда становится лучшей в мире?

– Задачи на олимпиаде предлагаются всем участникам одинаковые, вне зависимости от того, какой класс окончил школьник. В то же время в большинстве стран мира обучение в школе длится 12, а то и 13 лет. По правилам участвовать в олимпиаде может любой школьник, который не является студентом вуза. По этой причине наши ребята фактически на два-три года младше, чем школьники из других стран, и им часто не хватает психологической устойчивости.

– Есть ли спонсоры у команды? Кто ее финансирует?

– Со спонсорами, к сожалению, довольно сложно. Единственный, кто помогает, – это президентский фонд “Одаренные дети”.

Упразднено централизованное финансирование предметных олимпиад, и территории (республики, края, области) сами обязаны оплачивать участие своих школьников в олимпиадных соревнованиях.

– Как отбираются задачи для международных олимпиад? Наверное, они очень сложные?

– Задачи на олимпиадах подбираются следующим образом: каждая страна примерно за два месяца до олимпиады имеет право предложить до 6 задач, которые она рекомендует на конкурс. Из этих рекомендованных задач страна-организатор отбирает около 30. Отбор производится по следующим принципам: задачи должны быть разнообразной тематики и неизвестными во всех странах-участницах. И затем уже собравшееся за неделю до открытия олимпиады международное жюри, состоящее из руководителей команд, отбирает те 6 задач, которые и включаются в вариант. Проблемы возникают в связи с тем, что в разных странах отличаются тематики изучаемых в школе математических дисциплин. Например, у нас в стране достаточно серьезно изучается стереометрия, в то время как во многих государствах такого предмета вообще нет в школьной программе. Кроме того, руководители из стран со слабым уровнем подготовки школьников стремятся включать в вариант более простые задачи. А таким странам, как Венгрия, в которых школьники обучаются 13 лет и получают хорошую подготовку не только в школьной, но и в высшей математике, выгодней предлагать технически сложные задачи, при решении которых требуются не столько сообразительность и умение построить сложную логическую конструкцию, сколько реализация в решениях задач имеющегося набора знаний. Иные олимпиадные традиции в нашей стране: в вариант включают больше логических задач. Например, одной из наиболее понравившихся школьникам на Всероссийской олимпиаде оказалась задача про мудрецов. Она такова: у короля есть совет мудрецов, которых он собрал и проверяет их способность мыслить. Он сказал им, что каждому из них на голову будет надет колпак, белый или черный, и они встанут в линеечку в затылок друг другу. При этом каждый мудрец, который сумеет отгадать, какого цвета у него на голове колпак, будет отпущен с почестями, а каждый, кто ошибется, будет казнен. Перед началом этой процедуры мудрецы посовещались и выработали стратегию поведения. Вопрос заключается в том, какое наибольшее количество мудрецов, если их, допустим, сто, может спастись в такой ситуации? Решение интересное. Оказывается, что 99 спасутся точно, а у первого отвечающего шансы спастись или погибнуть 50 на 50.

– Как выявляются победители?

– Каждая задача оценивается в 7 очков и в зависимости от степени продвижения в ее решении участник получает от 0 до 7 очков, которые затем суммируются по всем шести задачам. Теоретически можно набрать максимальный результат в 42 очка. Кстати, в этом году были даны очень трудные задачи, и ни один школьник не смог набрать даже 40 очков.

– В каких территориях наиболее успешно ведется работа со школьниками по математике?

– Нужно выделить в первую очередь Ярославскую, Нижегородскую, Вологодскую, Кировскую области, Санкт-Петербург, Москву. Это регионы, где есть энтузиасты, которые увлеченно работают со школьниками. Дело в том, что эта деятельность требует больших эмоциональных, творческих, временных затрат. Здесь также надо отметить необходимость благожелательного отношения со стороны территориальных органов управления образованием. Когда происходит благоприятное сочетание этих факторов, появляются очевидные успехи. Например, в Ярославской области поддержку олимпиадному движению оказывают руководитель Департамента образования Вера Ивановна Рыбакова и директор Центра дистанционного обучения Ирина Евгеньевна Васильева. Есть там и замечательный человек Владимир Леонидович Дольников, доцент Ярославского государственного университета. Он настолько интересно, содержательно проводит занятия, что к нему съезжаются школьники со всей Ярославской области. И вот он подготовил уже второго золотого медалиста Международной олимпиады из Рыбинска. Двое ребят: Черепанов Женя в 97-м году получил золотую медаль и в 98-м году – серебряную, а Поярков Алексей – золотую медаль в 99-м году.

– Сложно проходит отбор в национальную команду?

– Мы приглашаем победителей Всероссийской олимпиады (с дипломами 1-й и 2-й степеней) на летние сборы, которые носят тренировочный характер и где в течение двух недель с ребятами занимаются лучшие тренеры со всей России. А затем зимой проходит отбор в национальную команду, которая летом будет участвовать в Международной олимпиаде. В нем участвуют около 25 человек. Из тех, кто успешно прошел зимние отборочные сборы, а затем так же успешно выступил весной на Всероссийской олимпиаде, уже и формируется команда на Международную олимпиаду.

Наш комментарий

Интервью с господином Агахановым, руководителем сборной команды школьников России по математике, интересно. В материале автор сосредоточивает внимание читателей нашей газеты прежде всего на положительных моментах олимпийского движения, больших достижениях российских школьников в области математических наук.

Но, к сожалению, ряд важных проблем, связанных с подготовкой школьников к международным олимпиадам, обойден героем интервью стороной. Так, например, утверждается, что в России сегодня математическое образование поставлено на должный, даже высокий уровень. Но заметим, что в редакцию “Учительской газеты” в рубрику “Жилье для учителя” ежемесячно приходят десятки писем от руководителей школ и других учебных заведений о приглашении на работу именно учителей математики. Этот факт говорит о том, что в провинции учителей математики явно недостает. Откуда же тогда математическое образование на высоком уровне? Добавим к тому же, что весьма обтекаемо раскрыт в материале процесс подготовки школьников к олимпиадам. Конечно, в Москве, других крупных краевых и областных центрах дело обстоит намного лучше. И учителей хватает, и возможностей подключить одаренных детей к специальным занятиям по усложненным программам по математике гораздо больше. А если так, то возникает вопрос, сможет ли рядовой школьник, неплохо успевающий по математическим дисциплинам, попасть в сборную команду страны? С обычной подготовкой по госстандарту? Без натаскивания и репетиторства?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте