Красивая женщина не может быть умной, эрудит не способен даже гвоздь в стенку забить – эти утверждения хороши разве что для анекдотов. Реальность предоставляет нам иные доказательства. Развитие разных граней своей натуры приводит к универсальности приобретенных навыков, овладение секретом составления элементарной электрической цепи сулит постижение тайн мироздания. Стоит ли разрывать логическую связку руки-голова, стеная, что механическая работа думать мешает, и, наоборот, томно вздыхая, что размышления о великом не позволяют взять в руки молоток? Интеграция Тюменского государственного нефтегазового университета с учреждениями начального и среднего профессионального образования убедительно доказала, что в объединении всегда есть плюсы…
СтатфактСегодня в университете ведется обучение по 47 профессиям начального профобразования и 24 специальностям среднего. В пяти подразделениях созданы условия для профессиональной подготовки по 106 рабочим профессиям.В состав университета входят учебные заведения, реализующие образовательные программы начального и среднего профессионального образования в Тюмени, – нефтегазовый, торгово-экономический, технологический колледжи и машиностроительный техникум. В Ялуторовске – технический, социально-экономический колледжи и технический лицей. Осуществляют подготовку специалистов со средним специальным образованием с 2005 года филиал университета в Заводоуковске, с 2006 года – филиал в Надыме.
ионером интеграции шесть лет назад стал машиностроительный техникум. Понадобилось четыре года, чтобы еще шесть учреждений начального и среднего профессионального образования почувствовали, что такое слияние жизненно необходимо.
Поначалу были, конечно, и волнения, случались и курьезы. Так, контролеры поначалу никак не хотели смириться с тем, что у студентов тюменских колледжей (нефтегазового, технологического, торгово-экономического), равно как и у учащихся лицеев и колледжей из Ялуторовска и Заводоуковска, в студенческих и ученических билетах гордо стоит «гриф» – «Тюменский государственный нефтегазовый университет». Платите, дескать, раз студенты вуза!..
С целью выработки единой политики, а также с целью координации взаимодействия между вновь образованными подразделениями в структуре вуза был создан департамент начального и среднего профессионального образования. Проректором по учебной работе, начальному и среднему профессиональному образованию стал Владимир Долгушин. Сделать предстояло немало.
Работа по поиску наиболее оптимального варианта многоуровневой подготовки в рамках университетского комплекса не прекращается и сейчас. Так, в прошлом году в качестве очередного эксперимента несвойственную для машиностроительного техникума специальность «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» передали в Институт транспорта на кафедру «Автомобили и автомобильное хозяйство». Первые результаты обнадежили, значит, интеграцию затевали не напрасно.
Понятное дело, не обошлось без имущественных треволнений, ведь механизма передачи «областной собственности» в федеральное ведение как такового не было. Университет совместно с Тюменским департаментом образования и науки разрабатывали его сами. Худо ли, бедно, но у них эта непростая задачка вполне сложилась. И получил нефтегазовый в безвозмездное пользование на 25 лет учреждения со всем их хозяйством.
Сотрудники же лицеев и колледжей добровольно согласились перейти под эгиду университета. Тем более что старое надежно защищало их тыл, а перспективы тут светили совсем иные. Прежде всего правительство области взяло на себя финансирование начального профессионального образования, а тяжесть кошелька – всегда весомый аргумент в любом выборе. Но и профессиональные амбиции неофитов удовлетворялись тоже как-то с легкостью: тут тебе и научный рост, и возможность попробовать себя в качестве лектора для студенческой аудитории, а уж общение-то насколько расширилось! Стремление испытать что-то новенькое обернулось сплошными плюсами для обеих сторон. И сейчас по предложению федерального агентства по образованию РФ продолжается работа по включению в состав университета еще пяти учебных заведений.
Многоуровневая подготовка позволяет любому, вступившему на этот путь, усвоить тот объем знаний, на который он способен, а университету при помощи аттестаций на предыдущих уровнях обоснованно осуществлять набор на более высокие уровни профессионального образования.
Многоуровневая структура регионального университетского комплекса представлена как оптимальный вариант, для которого характерно создание новых и реорганизация имеющихся структур и подразделений: относительная замкнутость каждого уровня образования и в то же время взаимосвязь с другими. В целом такая структура составляет единое интеграционное образовательное пространство. Каждый уровень является интеграционной базой для освоения следующего. И лишь желание диктует, остановиться на достигнутом или продолжить образование дальше. При этом привлекают выстроенная система приобретения знаний и спиралевидная логика восхождения к профессиональному мастерству.
На февральском ученом совете была утверждена программа развития университетского комплекса на период до 2010 года. В качестве механизма реализации решили руководствоваться годовыми планами и бюджетом департаментов и структурных подразделений университетского комплекса. Результатом ее выполнения к концу 2010 года могут послужить такие показатели, как обеспечение социально-экономических потребностей региона в выпускниках учреждений начального и среднего профессионального образования, повышение уровня интеграции образовательной, научной и производственной деятельности учреждений и организаций. Это, в свою очередь, приведет к увеличению сотрудников научных и промышленных организаций, имеющих высшую квалификацию, участвующих в образовательной деятельности, расширит участие профессорско-преподавательского состава университета в решении научно-производственных задач, актуальных для социально-экономического развития региона, увеличит число научно-производственных проектов, выполненных с участием учащихся, студентов, аспирантов, в том числе и внедренных в практику исследований, защищенных диссертаций.
Для университета в данном слиянии, безусловно, есть весомый резон. Он позволяет оптимизировать затраты на осуществление профессиональной подготовки кадров, востребованных региональным рынком труда, развить систему довузовской подготовки вероятных абитуриентов за счет использования научно-образовательной и материально-технической базы подразделений регионального университетского комплекса.
В выигрыше оказались регион, университет, учреждения профессионального образования. А что же об этой системе думают сами будущие специалисты? Как ни крути, у них появилась перспектива. Поступив в университетский комплекс после 9-го или 11-го классов, молодой человек может выбрать тот уровень, который по силам. Например, если он получает профессию бурильщика, то ему открыта дорога и в колледж, и в институт на специальность «Бурение нефтяных и газовых скважин». Благодаря тому, что некоторые предметы перезачитываются, неуемный добытчик знаний экономит и собственные годы, безжалостно отсчитывающие рубежи учебы, и энергию, затрачиваемую на поиск возможностей. Они сами предлагаются ему уже на блюдечке с золотой каемочкой.
Инженер с рабочей специальностью ценится дороже, он в курсе того, чем управляет. В вуз стремятся поступить около 80 процентов выпускников школ. Но поступают далеко не все. Кто-то, конечно, в состоянии оплачивать свои познавательные потребности. Но кому-то гораздо интереснее освоить дело своей жизни с азов и получить дополнительно к знаниям навыки. И подобный университетский комплекс как нельзя лучше способствует этому.
Комментарии