Есть человеческие судьбы, похожие на почти прямую или слегка ломаную линию, есть судьбы-зигзаги, в которых отчетливо прослеживаются поворотные точки. Жизнь Андрея Вотчеля, учителя истории и теперь уже заместителя директора школы №71 города Дзержинска Нижегородской области, напоминает сложный и причудливый узор. Сам Андрей Вячеславович признается, что мечтает рассказать о своем детстве и отрочестве литератору – он уверен, что на основе непридуманного сюжета мог бы получиться захватывающий роман. Я в этом тоже ни капли не сомневаюсь и добавлю, что в романе отразилась бы не только история отдельной семьи, но и целая эпоха, самые острые и до сих пор не отрефлексированные моменты трагического XX века.
Что касается случая – «бога изобретателя», как метко назвал его Пушкин, – то в жизни Андрея Вотчеля он до сих продолжает играть значительную роль. Ведя своего избранника через разного рода испытания, награждает не только опытом и мудростью, но иногда даже материально ощутимыми дарами.
Судите сами: в Волгоград на финал Всероссийского конкурса «Учитель года»-2020 должен был ехать педагог, победивший в областном конкурсе. Но вмешался ковид, и подготовленному финалисту пришлось срочно искать замену. Поскольку Андрей Вячеславович на региональном этапе занял второе место, право (или, точнее, почетная обязанность) представлять на конкурсе Нижегородскую область перешло к нему. Был ли он этому рад? Совсем нет. Напротив, очень расстроился, когда ему сообщили, и искренне хотел отказаться.
– Признаюсь, я уже отошел от конкурса, передо мной стояли на тот момент совсем другие задачи, и я не хотел ни на что отвлекаться. Кроме того, мы ждали второго ребенка, срок родов выпадал как раз на конец января – начало февраля. Мне было тяжело оставлять жену с сыном в такой ответственный момент, семья всегда была и остается для меня на первом месте.
Но убедили, уговорили, заверив, что ждут от Андрея Вячеславовича не победы, а достойного выступления, и он скрепя сердце согласился. Пришлось взять себя в руки, мобилизовать все силы и заняться интенсивной подготовкой. Времени было в обрез. Но рядом, как случалось в жизни Андрея Вотчеля не раз, оказались хорошие и неравнодушные люди, профессионалы, готовые помочь и поддержать, поэтому все прошло хорошо. И урок хороший получился, и мастер-класс, и все остальные конкурсные испытания педагог выдержал достойно. Была и победа – возможно, на чей-то взгляд не слишком весомая, но Андрей Вячеславович по праву гордится ею: в дни конкурса финалистов, приехавших со всей страны, пригласили в Волгоградский педагогический университет поделиться опытом. И Андрей Вотчель со своим мастер-классом, посвященным применению на уроках интерактивных технологий, в том числе современных мобильных приложений, завоевал на этом фестивале педагогических идей приз зрительских симпатий. А это значит, ездил не зря!
Что же касается использования самых разных технологий и методов, то, действительно, у Андрея Вячеславовича богатый арсенал средств, которые помогают мотивировать детей к изучению истории.
Он, например, умеет обратить на пользу делу даже компьютерные игры. Не все, конечно, а в которых есть продуманное содержание, позволяющее детям знакомиться с историческим материалом, запоминать самые яркие исторические события, даты, узнавать жизнь и заслуги известных исторических лиц. К таким играм, в частности, относится Total War. Ребенок, которого интересует прошлое, многое почерпнет там и с точки зрения истории (эпохи Древнего Рима, Крестовых походов и т. п.), и с точки зрения исторической географии. Также он рекомендует своим ученикам фильмы, раскрывающие разные аспекты истории. Не только научно-популярные (как отечественные, так и зарубежные), но и художественные фильмы. Читают сейчас, к сожалению, лишь немногие ученики. Об этом Андрей Вячеславович не может не сожалеть.
Любовь к чтению, особенно к историческим романам, пришла к Вотчелю в отрочестве и осталась главным увлечением жизни. Книги погружали мальчика в иной мир, знакомили с разными странами, континентами и эпохами, существенно раздвигали горизонты и дарили ощущение свободы, отвлекали от действительности, порой достаточно суровой.
Надо сказать, беззаботное детство Андрея было коротким и окончилось рано, в тот самый момент, когда их семья вынуждена была покинуть Казахстан. Отец Андрея – немец Поволжья. Его семья еще до войны была выслана из Саратовской в далекую Карагандинскую область. Там и родился отец моего героя, там учился, начал работать и нашел свою любовь – миловидную девушку-казашку. Для граждан СССР межнациональные браки были обычным делом, но когда старый мир зашатался и рухнул, разница культур и традиций заявила о себе во весь голос. Семье Вотчель пришлось наскоро собираться и покидать Казахстан, который оба – муж и жена – прежде считали родиной. У главы семейства был выбор: уехать в Германию по программе репатриации и получить там все положенные льготы или остаться в России, с которой Вотчели были связаны хотя и не кровными, но тесными узами. Подав заявление в германское посольство и заполнив все положенные документы, отец Андрея не переставал сомневаться.
Оказалось, что русская культура, язык, воспитание и образование для него не пустой звук, что отречься от привычного уклада, от всего, что было дорого и свято, не так-то просто.
Однажды утром накануне дня, когда ему предстояло поставить последнюю, решающую подпись, старший Вотчель перестал колебаться, порвал все немецкие документы и объявил близким, что он россиянин и остается с Россией навсегда. Это было роковое решение, определившее дальнейшую судьбу тогда еще маленького Андрея. В пятилетнем возрасте он с родителями переезжает в Нижний Новгород, где вся жизнь его меняется радикально. Неласковый климат, совершенно иной уклад жизни и чуждая культура, совсем другие скорости, другие люди. Ветхое жилье в частном секторе, отсутствие родных и знакомых и, значит, какой-либо поддержки даже на первое время, отсутствие работы и перспектив для «неграждан», море правовых и организационных проблем для обычного жизнеобеспечения.
Старший Вотчель не ожидал, что столкнется с такими трудностями. Россия не торопилась принимать с распростертыми объятиями бежавших к ней с окраин несчастных соотечественников. Их было слишком много. И все они нуждались в помощи.
Отец маленького Андрея был почти в отчаянии. В какой-то момент ему оказалось нечем кормить жену и ребенка, и он взял продукты в магазине, не заплатив за них. Охранники догнали, были вызваны правоохранители, составили протокол и отца поместили в следственный изолятор. Там выяснили, что у него еще не до конца оформлено гражданство, замаячил реальный срок…
Андрей с мамой остались одни. Наступила самая тяжелая пора в жизни Вотчелей. Полная нищета и безысходность гнала их на улицу просить милостыню. Не на улице, конечно, стояли. В переходе метро. Что видел маленький мальчик вокруг? Как воспринимал ситуацию? Как приспосабливался к суровой действительности? Обо всем этом Андрей Вячеславович написал бы повесть, если бы умел… Возможно, еще напишет. Когда вырастит своих детей, и времени станет больше.
Он обязательно напишет не только о том, что пережил сам, но и о тех прекрасных, добрых и отзывчивых людях, которые встретились ему, помогли и поддержали, в буквальном смысле вытащили его с обочины и направили на твердую дорогу.
Самый низкий поклон Галине Капитоновне Малыгиной, прежде логопеду, а ныне директору социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Ленинского района в Нижнем Новгороде. По пути на работу она почти ежедневно видела в переходе женщину и ребенка азиатской внешности. Настоящий педагог, она не могла остаться равнодушной к людям, попавшим в беду, поэтому вскоре подошла к мальчику и позвала его в «Солнышко»:
– Мы не можем взять твою маму, потому что принимаем только детей, но мама сможет найти работу, пока мы заботимся о тебе, а потом, когда у нее будут деньги, она заберет тебя домой.
Андрей помнит, что обрадовался предложению. Он был очень голоден, чувствовал себя затравленным волчонком. Он сам стал уговаривать маму отпустить его с доброй тетей. Мама согласилась.
«Солнышком» Андрей был согрет в самом прямом смысле слова. Хорошее отношение и внимание педагогов помогли ему раскрыться, он научился говорить, общаться, детская радость жизни вновь вернулась к нему. Именно в «Солнышке» Андрей поступил в первый класс и окончил его с отличием. Все педагоги видели, насколько мальчик одарен и способен к учебе. Мама за это время добилась освобождения отца, нашла работу, и Андрюшу забрали. Правда, на этом испытания для семьи не окончились.
Отец занялся небольшой коммерцией, брал товар на реализацию, а деньги переводил поставщику после продажи. Однажды ночью их дом со всеми подсобными постройками загорелся – сгорел полностью и нереализованный товар, за который поставщику еще не заплатили. Страховки не было, и долги возвращать было нечем. И у старшего Вотчеля вновь начались большие проблемы. Теперь уже не с законом, а с бывшими партнерами.
Вотчели снова меняли место жительства, опасаясь за жизнь и здоровье. Убежище они нашли в деревне Кременки Дивеевского района. В местной школе к Андрею отнеслись хорошо. Ему снова повезло с педагогами – рядом оказались добрые, отзывчивые и неравнодушные люди. Андрей Вячеславович с огромной благодарностью вспоминает Веру Степановну Сухову, бывшего директора Кременковской школы. Она вела историю и увлекла своим предметом многих учеников. Большую роль сыграла в судьбе Вотчеля и Елена Михайловна Баранова, классный руководитель и учитель физики.
10‑й и 11‑й классы мой герой оканчивал уже в Дивеевской школе, где тоже были хорошие педагоги. Особенное влияние на Андрея оказал Павел Евгеньевич Широков, молодой учитель информатики. Он отлично знал предмет и умел донести материал до учеников, становясь для них наставником и другом.
– С самого начала, придя в школу, я невольно копировал его стиль преподавания и общения с учениками, – признается Андрей Вячеславович.
На факультете гуманитарных наук Мининского университета, куда Вотчель поступил после 11‑го класса, он тоже встретил энтузиастов своего дела. Профессор Лидия Владимировна Софронова, знаток латыни, истории и культуры Древнего мира, так увлекла своими лекциями и семинарами студента Вотчеля, что ни о чем, кроме науки, он долгое время не помышлял.
Но на 4‑м курсе на глаза попалось объявление о том, что в дзержинской школе №71 требуется учитель истории. Андрей Вячеславович поехал на собеседование, где сразу же понравился руководству. С тех пор вот уже 10 лет Вотчель работает именно в этой школе, но теперь помимо преподавания он стал еще и заместителем директора. Круг обязанностей значительно расширился.
А когда Вотчель начинал карьеру, его наставником была Ольга Николаевна Рябинина, заместитель директора школы. Именно она помогала структурировать материал, избегать ошибок при планировании, терпеливо учила вести всю необходимую документацию и сдавать отчетность, а это то, что нередко заставляет молодых педагогов опускать руки и покидать школу. Андрея Вячеславовича руководство в целом поддерживало и давало зеленый свет, поэтому мыслей уйти из школы у него никогда не возникало.
В 2018 году Вотчеля заметили и отметили на муниципальном уровне, когда он стал победителем городского фестиваля педагогических идей. В 2019 году он занял 1‑е место на муниципальном, затем 2‑е на региональном этапе конкурса «Учитель года». И поставил на состязаниях точку, но жизнь распорядилась иначе, подарив учителю возможность еще раз испытать себя. Бесспорно, это был шанс.
Сегодня Андрей Вячеславович признается: главное, что ему дал всероссийский финал, – это возможность еще раз доказать себе, что все в наших руках, было бы желание.
– Конечно же, важна поддержка коллег и близких. Конкурс открыл второе дыхание, оно поможет многое реализовать в педагогической деятельности, – считает наш герой.
Уверена, что впереди у Андрея Вотчеля еще много побед и возможностей. Ведь его одиссея еще не закончена.
Вера КОСТРОВА, Нижегородская область
Комментарии