Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

О ребенке при ребенке? Осторожно, вас слушают

Учительская газета, №04-05 от 29 января 2013. Читать номер
Автор:

Не люблю попадать на площадку, когда там многолюдно. Это создает суету, некий мамский драйв. А события между тем часто развиваются по одному и тому же сценарию. Дети играют в песочнице, особенно малыши в полтора-два года. Мамы сидят или стоят рядом, беседуют о детях.

И обычно забывается, что обсуждать ребенка в его же присутствии не рекомендуется. Даже, казалось бы, маленького. Потому как дети очень быстро растут. И вы оглянуться не успеете, как малыш процитирует вас не в том месте и не в то время.Однажды дочка моей подруги выдала в маршрутке: «Мама, у меня попа трусы съела. Сидеть неудобно!» Это было сказано звонко и четко. Высказывание Аля подхватила из разговора мамы и ее подруги. Взрослая тетя рассказывала Алиной маме о смешных выражениях своей малышки. Дети хорошо слышат то, что не обращено к ним, когда взрослые общаются друг с другом. Как-то раз с мужем мы обсуждали, сможем ли мы поехать на отдых. Спустя несколько часов дочка и сын начали нам говорить о том, как они хотели бы поехать к бабушке в Москву. Я поинтересовалась, почему возник этот разговор. Дочка ответила мне: «Мы же слышали, о чем вы с папой разговаривали». А нам-то казалось, что дети увлечены игрой как никогда.В радиопередаче на «Эхо Москвы», посвященной книге Железникова «Чучело», редактор «Учительской газеты» Петр Положевец верно подчеркнул, что для детей важно, как взрослые общаются между собой…Поэтому нам, взрослым, стоит следить за своей речью как минимум в присутствии детей. И понимать, что они нас слышат даже тогда, когда мы к ним не обращаемся. Вернее, именно тогда, когда мы к ним не обращаемся.Забираю сына из детского сада. Обнимая меня, чуть не плача, говорит: «Больше не пойду туда!» После недолгого разговора понимаю, ребенок услышал мнение воспитателей о себе и… обиделся.Пока еще я не знаю, как мы преодолеем эту ситуацию. В саду старшие дети не были почти четыре месяца. Для меня эта первая серьезная садиковская обида стала еще одним сигналом. Оценивать поведение ребенка, особенно в возрасте, когда дошкольник становится более внимательным и чутким, надо осторожно. Слово, сказанное в запале или с осуждением особенно тонко чувствующему человеку, может стать трещиной в отношениях.Не менее важно и то, что ребенок слышит от взрослых. Я очень тревожусь, когда на улице звучит бранная речь. К сожалению, она теперь повсюду – в магазинах, кафе и даже на детской площадке. Однажды дочка сказала младшему брату: «Закрой ушки, это плохие слова…» Конечно, каждый ребенок проходит через такой этап знакомства. Кто-то не решается повторить услышанное – для ребенка это просто плохие слова, а некоторые дети их активно используют. Например, в детском саду или на площадке. Как быть в этой ситуации взрослым?Психологи обычно рекомендуют не реагировать на это слишком бурно. Достаточно просто объяснить ребенку, что это плохое слово, которое не стоит говорить такому хорошему и доброму малышу… Подробнее об этой проблеме можно прочесть здесь: http://www.child-psy.ru/rechi/281.htmlДругое дело, если нецензурная брань присутствует дома или в общении старших братьев и сестер… Тогда ребенка пяти-шести лет будет намного сложнее отучить от использования нецензурщины или модных словечек, которые вам кажутся недопустимыми в его речи.Очень важно то, как общаются родители, бабушки, дедушки и ближайшее окружение. Важно и то, что малыш слышит в свой адрес от близких… Для себя же я вывела свою формулу общения. Признаюсь, что она не далась мне легко. Все мы очень разные. Я, например, с трудом сдерживаю свои эмоции и слова, которые иногда могут обидеть ребенка.Итак, еще Уинстон Черчилль говорил, что дипломат – это тот человек, который дважды подумает, прежде чем ничего не сказать. И второе, тоже выстраданное мною. Ребенок и без наших оценок обычно понимает, что он делает хорошо, а что – плохо. Иногда для осознания ситуации малышу стоит задать уточняющий вопрос или рассказать ситуацию о каком-то другом человеке, который делал что-то не совсем так и непременно исправился… В общем, недирективных методов влияния на ребенка много. И это куда эффективнее, чем окрик, шлепок или угол.Вот сказка, которая когда-то появилась в социальных сетях, а до этого предположительно была опубликована в одной из новосибирских газет: «Жила-была как-то одна Попа! Жила она посреди квартиры в маленьких уютных штанишках. А по соседству с ней в больших штанах жил Ремешок. И узнал как-то Ремешок, что Попа часто бегает на кухню воровать сахар. Думал Ремешок, думал и решил: «Схожу-ка к Попе в гости да узнаю, почему она сахар ворует». Пришел Ремешок в гости. Стучал в штанишки, стучал – Попа ему дверь не открыла. Так и ушел Ремешок ни с чем. Только Попа с тех пор за сахаром бегать перестала. И учится на одни пятерки».Мама или папа могут придумать много хороших и добрых историй с участием героев, которые дороги только вашему малышу. Их можно рассказывать или показывать, проигрывать и проговаривать, обсуждать и сочинять вместе. Только итог должен быть одним – побеждают добрые и воспитанные, а те, кто делал что-то не так, исправляются. Как в настоящей сказке.Петрозаводск


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту