search
main
0

О разработке отраслевой системы оплаты труда работников образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Письмо
от 19.06.02 N 20-51-2083/20-5

Органы управления образованием (профтехобразованием) субъектов Российской Федерации
Правлению Российского Союза ректоров вузов
Президиуму Союза директоров средних специальных учебных заведений России

О разработке отраслевой системы оплаты труда работников образования

Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривается усиление государственной поддержки и стимулирования труда педагогических работников, переход на систему оплаты труда с учетом специфики отрасли.
На совещании у заместителя председателя Правительства Российской Федерации В.И.Матвиенко (протокол от 28.03.2002 N ВМ-П12-20пр) признано целесообразным развернуть работу по подготовке предложений по реформированию оплаты труда работников бюджетной сферы, переходу от организации системы оплаты труда на основе Единой тарифной сетки (ЕТС) к отраслевым системам оплаты труда.
В соответствии с указанными решениями Минобразование России разработало Концепцию отраслевых условий оплаты труда работников образования.
Построение отраслевых условий оплаты труда работников образования основывается на дифференциации ставок (окладов) в зависимости от времени профессиональной подготовки, сложности труда по типам и видам образовательных учреждений, профессионального стажа.
Направляем на рассмотрение Концепцию отраслевых условий оплаты труда работников образования и просим сообщить свои замечания и предложения до 5 июля т.г. в Управление экономики Минобразования России.
Контактный телефон 237-77-84

В.ФИЛИППОВ

Концепция отраслевых условий оплаты труда работников образования

Анализ действующих в бюджетной сфере условий оплаты труда на базе Единой тарифной сетки, введенной в 1992 году, показывает, что нарушены основные принципы построения тарифных условий оплаты труда:
– каждой мере труда – соответствующая мера оплаты;
– оплата труда по количеству и качеству;
– принцип материальной заинтересованности.
Ведущими учеными признано, что ЕТС может быть использована только для оплаты труда рабочих, мера труда которых устанавливается техническим нормированием.

Настоящая Концепция отраслевых условий оплаты труда работников образования подготовлена на основе научных разработок в области оплаты труда с учетом практики организации заработной платы в других странах.
Отраслевые условия оплаты труда основываются на единых принципах в оплате труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Исходные ставки (оклады) являются минимальными государственными гарантиями по оплате труда на всей территории Российской Федерации.

Основными принципами построения отраслевых условий оплаты труда работников образования являются:
1. Дифференциация ставок (окладов) в зависимости от времени профессиональной подготовки.
2. Дифференциация ставок (окладов) в зависимости от профессионального стажа.
3. Дифференциация ставок (окладов) в зависимости от сложности труда по типам и видам образовательных учреждений.
4. Дифференциация ставок (окладов) в зависимости от занимаемой должности.

Ставки (оклады) рабочих и специалистов по межотраслевым должностям устанавливаются на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий.
Ставки (оклады) педагогических работников (в т.ч. руководящих работников) устанавливаются в зависимости от уровня образования, профессионального стажа и занимаемой должности.

В условиях децентрализованного управления экономикой необходим новый подход в определении исходного уровня оплаты труда различной квалификации, что является одним из основных вопросов при подготовке предложений по совершенствованию системы оплаты труда.
Объективной количественной мерой, которая выступает в качестве измерителя базового уровня квалификации работника, может служить время общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, необходимой для выполнения той или иной работы.
На основе этого показателя выстраивается механизм, регулирующий исходный уровень ставок (окладов) работников. Данный механизм выражается в установлении коэффициентов соотношений уровней образования к общему среднему образованию по количеству лет обучения, на основе которых определяется исходный уровень ставок (окладов) работников.
Исходный уровень ставок (окладов) в зависимости от времени образовательной и профессиональной подготовки (“единая вертикаль”) представлен в следующей таблице:

За единицу принято время получения среднего (полного) общего образования.
Расчет исходных размеров ставок (окладов) заработной платы педагогических работников в зависимости от уровня профессиональной и общеобразовательной подготовки произведен на базе минимальной заработной платы в размере 600 рублей.

Внутриотраслевая дифференциация исходных уровней ставок (окладов) заработной платы работников образования осуществляется в зависимости от сложности труда по типам и видам образовательных учреждений, последовательно реализующих образовательные программы, путем введения отраслевых коэффициентов:

Отраслевые особенности организации педагогического труда и его оплаты отражаются посредством дифференциации ставок (окладов) педагогических работников в зависимости от профессионального стажа и занимаемой должности.
Установление определенного количества стажевых групп и возможность изменения межстажевых соотношений позволяют решать проблему привлечения и сохранения квалифицированных кадров.

Ставки (оклады) педагогических работников по группам образовательных учреждений представлены в таблицах 1-8.

Исходный уровень окладов руководящих работников образовательных учреждений устанавливается в зависимости от сложности труда по типам и видам образовательных учреждений и стажа работы на руководящей должности, а также от группы по оплате труда.
Группы по оплате труда формируются по объемным показателям (количество обучающихся (воспитанников), штатная численность работающих, наличие структурных подразделений, уровень технической оснащенности и др.)

Формирование фонда оплаты труда предусматривает включение помимо тарифного фонда и надтарифный фонд в размере 40% от годового тарифного фонда.
Предусматривается следующее распределение надтарифного фонда в системе образования:
компенсационные выплаты, в т.ч. за повышенные трудовые затраты: проверка тетрадей, заведование кабинетом (мастерской), классное руководство и др.;
стимулирующие выплаты, в т.ч. за профессиональное мастерство: доплаты за квалификационную категорию, за ученую степень кандидата наук и доктора наук, за ученое звание доцент, профессор, за почетные звания, за отраслевые знаки отличия и др., премия за высокие качественные показатели в работе;
материальная помощь.

Повышенная оплата труда работников, занятых в неблагоприятных климатических условиях, производится с учетом районных коэффициентов и надбавок к заработной плате в порядке и размерах, установленных федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.

Предлагаемый подход построения отраслевых условий оплаты труда позволяет привлечь в отрасль квалифицированные педагогические кадры, стимулирует повышение образовательного уровня работников, способствует закреплению в отрасли молодых специалистов. Кроме того обеспечивается более равномерное распределение численности работников (а значит, и фонда оплаты труда) по стажевым группам, чем это позволяют разряды ЕТС. В настоящее время по 12-14-му разрядам производится оплата труда 41,4% работников образовательных учреждений, финансируемых из консолидированных бюджетов субъектов федерации, и по 13-16-му разрядам – 39,8% работников учреждений федерального подчинения, что свидетельствует о практике аттестации педагогических кадров по наиболее высоким разрядам ЕТС, установленным для соответствующих категорий работников.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте