search
main
0

О проекте или хорошо, или никак. Девять регионов выслушали друг друга

30 августа 2006 года Министерство образования и науки РФ провело видеоконференцию «Приоритетный национальный проект «Образование» в системе развития региона». Для участия в конференции были выбраны регионы, продемонстрировавшие позитивные результаты и положительную динамику по основным показателям в ходе реализации приоритетного нацпроекта: Москва, Московская, Томская, Челябинская, Астраханская, Калининградская, Ярославская области, Приморский и Пермский края. Вел видеоконференцию министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, который в это время находился во Владивостоке. Участникам диалога было предложено оценить ход и первые итоги реализации проекта в регионе и показать влияние проекта на модернизацию системы образования и социально-экономическое развитие региона.

Москве в зале «Ростелекома» собрались педагоги, управленцы, научные работники, представители вузов, родительской общественности и Общественной палаты, студенты педвузов, журналисты. Среди участников много победителей конкурсов в рамках нацпроекта «Образование» – директора инновационных школ, учителя, школьники, показавшие свои высокие знания на различных предметных олимпиадах, в конкурсах, состязаниях. Каждый из них мог бы многое рассказать о своем участии в проекте и своем отношении к нему, но в отведенные на выступление всех регионов два часа сделать это удалось немногим.

На видеоконференции в большинстве случаев выступали руководители органов управления образованием. Поскольку во многих случаях губернаторы сидели рядом, каждый выступающий (кроме москвичей, которым незачем было хвалить Лужкова – вся страна знает, что и в каких объемах он делает для городской системы образования), когда звук все же приходил в норму и можно было расслышать сказанное, кланялся и благодарил их за помощь, поддержку, понимание, поэтому выступления больше походили на отчеты о сделанном, нежели на размышления о проблемах, которые нужно преодолеть, чтобы нацпроект был более результативным, или на просьбы о помощи, адресованные министру. Калининград просил автобусы. Дальний Восток отчитывался о работе университета. Ярославская областная организация профсоюза устами своего лидера сообщала, что профсоюз с удовлетворением воспринял нацпроект. Московская не преминула в очередной раз восхвалить губернатора за повышение учительской зарплаты и поддержку образования. Челябинская область ратовала за повышение статуса учителя. Губернатор Томской области попенял, что слишком поздно принимаются документы и трудно предусмотреть свою поддержку нацпроекта в бюджете. Губернатор Астраханской – сам учитель и даже бывший директор сельской школы – отчитался за сделанное. От Пермского края выступал представитель регионального клуба «Учителя года», который заверил, что уж мастер-классы и семинары его коллеги давать всегда готовы.

Строго по делу и по заявленной повестке выступила только делегация Москвы.

Лариса КУРНЕШОВА, первый заместитель руководителя Департамента образования:

– Мы считаем, что в рамках реализации нацпроекта нам удалось определить те точки роста профессионального мастерства учительства, педагогических работников, развития общеобразовательных учреждений, те перспективы совершенствования педагогической деятельности, которые видит наше московское образовательное сообщество, родители, учащиеся, те общественные организации, которые были привлечены как независимые эксперты к реализации национального проекта.

На московской городской августовской педагогической конференции мы запустили два новых проекта: «Строим «Школу будущего» и «Школа информатизации», которые, как мне кажется, будут интересны всему педагогическому сообществу и потребуют нашей коллективной работы по их реализации.

В рамках августовских «круглых столов» и городских конференций мы очень серьезно обсуждали проект комплексной модернизации образования в регионе. Мне кажется, что в проекте критериев, предложенных Минобрнауки РФ, совершенно не отражены роль и работа региона по дальнейшей совместной работе с победителями конкурса в рамках нацпроекта – как с лучшими учителями, так и с лучшими школами. Если не будет оцениваться (не в плане того, как мы подвели итоги, а в плане того, как мы помогаем распространяться и внедрять в практику) работа региональных систем образования, то, мне кажется, проект не будет комплексным по отношению к тем проектам, реализация которых началась раньше.

Массовый переход на нормативно-подушевое финансирование действительно охватит многие регионы, но если не отработать совместно с Министерством финансов РФ, с Министерством экономического развития и торговли РФ в переходный период те моменты, которые очень серьезны в рамках введения нормативного финансирования и связаны с отношениями с казначейством, с вопросами правильного планирования сметы и возможности перекидывания в течение года средств с одной статьи на другую в рамках одного и того же образовательного учреждения, то переход на нормативное финансирование окажется очень формальным с точки зрения самостоятельности руководителей образовательных учреждений.

Нас беспокоит и новая форма отраслевой системы оплаты труда. Я надеюсь, что мы все вместе не хотим получить просто 89 новых моделей и форм оплаты труда. Безусловно, мне кажется, недостаточно четко отработаны прогнозируемые результаты введения новой системы оплаты труда. Понятно, что оплата труда должна соотноситься с качеством работы учителя, но это не полный перечень ожидаемых результатов введения такого глобального проекта, как новая система оплаты труда.

Мы всех поздравляем с наступающим новым учебным годом и надеемся на продолжение нацпроектов в области дошкольного, профессионального и дополнительного образования. Мне кажется, что если все эти типы образования будут подтянуты в комплексный проект модернизации образования на базе региона, то успех будет обеспечен.

Юрий ГРОМЫКО, доктор психологических наук:

– В Москве создана огромная инновационная сфера образования, и отбор лучших инновационных школ показал, что больше всего и победившие школы, и лучших учителей интересует финальный результат. Москву не интересуют инновации ради инноваций или модернизация до изнеможения. С этой точки зрения важнейший вопрос: в чем будет следующий шаг собственно содержания национального проекта? Москва выступила с инициативой (и об этом заявил Юрий Михайлович Лужков) реализации проекта «Школа будущего». Это не создание новых точек и новых школ, а формирование нового уклада, нового инфраструктурного решения, когда данная школа могла бы воспроизводиться практически на всей территории России. Конечно, это можно делать только совместно с другими регионами, обсуждая наилучшие результаты. Безусловно, этот проект будет в себя включать новое содержание образования, воспроизводство самосознания и идентичности российского человека условиям, когда в стране нет ярко выраженной государственной национальной идеологии. Это будет информационная среда, исследовательская и проектная деятельность, связь образования с фундаментальной наукой, воспроизводством научного сознания и инновационной промышленностью.

Москва приступила к разработке проекта «Школы будущего», и я еще раз подчеркну, что речь не идет о создании каких-то новых инновационных школ, а о попытке сформировать и выразить структуру подобного инфраструктурного уклада.

Новая единообразная российская школа, единый инфраструктурный проект – это и есть то, что в том числе соединяет нашу страну, поскольку именно успехи образования важнейшие. Как сказал великий Бисмарк, сражение при Садовниках выиграл простой прусский учитель.

На наш взгляд, пока конкурс инновационных школ в рамках нацпроекта был конкурсом документов, а существует реальная деятельностная процедура выявления и режима работы школ, и форм их реального уклада. Нам кажется, что в этом направлении могут быть улучшены и критерии, и сами процедуры.

Ларисе Курнешовой и Юрию Громыко ответил Андрей ФУРСЕНКО:

– Мне кажется, что мы поступили правильно, предоставив Москве слово для завершения видеоконференции, так как Лариса Евгеньевна все вопросы поставила правильно. Для Москвы и для всех нас они имеют огромное значение.

Национальный проект – только катализатор, и мы должны помнить, что наше образование, наши усилия шире национального проекта. Поэтому наше движение вперед связано не только с национальным проектом, хотя мы видим, что развитие, поиск лидеров, отработка новых моделей дали результаты.

Действительно, мы получили уникальную возможность, получили настоящие команды людей, которые могут сыграть огромную роль и в изменении подходов к образованию, и в оценке учебников, методических материалов. Причем выбор лучших учителей, лучших школ произошел с участием общественности, он был объективен, я думаю, каждый регион должен воспользоваться потенциалом этих людей. Что касается нас, федерального министерства, то я могу сказать, что мы, несомненно, привлечем этих лучших учителей и лучших директоров к выработке критериев оценки и в ходе аттестации учителей, и в ходе аттестации школ, и в экспертизе учебников. В этом году началась большая работа по экспертизе учебников, этим сегодня занимаются Российская академия наук и Российская академия образования, думаю, третьими могут быть представители победителей конкурса в рамках нацпроекта.

Напомню, что в сентябре по предложению Министерства образования и науки РФ и по приглашению руководства Департамента образования Москвы мы собираем на нашу традиционную двухдневную встречу руководителей органов управления образованием всех регионов России. Все вопросы, в первую очередь связанные с развитием национального проекта «Образование», с развитием комплексной модернизации образования и так далее, мы очень подробно обсудим.

Чтобы стать успешным, ученик должен иметь успешного учителя

До выступления школ на видеоконференции из-за лимита времени дело не дошло, хотя им и очень хотелось выступить. О чем же хотели сказать педагоги?

Марина ФИРСОВА, Анна Митина, Наталья Куликова (гимназия №1518):

– Сегодня очень важно не только повышение своего педагогического мастерства, но и распространение опыта среди коллег. Скорее всего речь должна идти о диссимиляции идей на практике, так как копировать опыт невозможно, а использование перспективных идей на практике может стать основой творчества любого педагога, стремящегося к успеху. С этой целью мы уже проводим в гимназии педагогическую гостиную «Мой путь к успеху» и готовы провести мастер-классы для коллег. Широкие возможности в распространении педагогического опыта и идей дают сегодня информационные технологии. Это особенно актуально для педагогического сообщества из других учебных заведений как Москвы, так и других населенных пунктов России. В гимназии №1518 есть все условия для того, чтобы стать ресурсным центром и решать вопрос качественного дистанционного обмена педагогическим опытом.

Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся получали всю информацию об участии учителей в профессиональных конкурсах и их достижениях. Дети должны видеть, что мы, учителя, стремимся быть успешными. Совершенствуя свое педагогическое мастерство через участие в подобных конкурсах, мы показываем пример, создаем условия и закладываем фундамент успешности наших учеников в будущем.

Родителям тоже небезразлично, кто учит их детей. Всем известно, что каждый родитель хочет, чтобы воспитанием и обучением его ребенка занимался тот педагог, который и сам добился высоких профессиональных результатов. Вот почему необходимо о результатах профессиональных конкурсов отчитываться перед родителями. Мы планируем это сделать в ближайшее время и уже обсудили на методическом совете формы представления этой работы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте