search
main
0

О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений

Министерство образования Российской Федерации
Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации

Письмо
от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7

О порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений

В соответствии с Отраслевым тарифным соглашением по учреждениям образования Российской Федерации на 1998-2000 годы Минобразованием России и профсоюзом совместно разработан проект Инструкции (Положения) о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений, который определяет особенности исчисления заработной платы работников отдельных образовательных учреждений и основывается на сохраняющих силу положениях Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16.05.85 N 94 (с изменениями и дополнениями), Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников профессионально-технических учебных заведений, утвержденной Госпрофобром СССР 31.12.76 (с изменениями и дополнениями), Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной приказом Минвуза СССР от 27.08.87 N 605. Однако принятие данного документа как нормативного правового акта требует его согласования и государственной регистрации в установленном порядке.
Учитывая, что применение на практике вышеуказанных инструкций значительно затруднено тем, что они сохраняют свое действие только в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, впредь до утверждения ведомственного нормативного правового акта по данному вопросу предлагаем образовательным учреждениям, органам управления образовательными учреждениями, территориальным организациям профсоюза, руководствуясь указанными инструкциями, также использовать в практической работе совместно разработанные Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (прилагаются).

Первый заместитель министра Г.А.БАЛЫХИН
Заместитель председателя профсоюза Г.И.МЕРКУЛОВА

Приложение к письму Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7

РЕКОМЕНДАЦИИ

о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений

1. Общие положения

1.1. Настоящие Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений систематизируют нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников образовательных учреждений.
1.2. Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (Приложения 1, 2, 3, 4 к Рекомендациям, далее – Рекомендации) разработаны на основе норм Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР от 16 мая 1985 г.
N 94 (с изменениями и дополнениями), Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников профессионально-технических учебных заведений, утвержденной Госпрофобром СССР 31 декабря 1976 г. (с изменениями и дополнениями), Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников средних специальных учебных заведений, утвержденной приказом Минвуза СССР от 27.08.87 N 605, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Кроме того, в Рекомендациях учтены постановление Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. N 785 “О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки” и другие нормативные правовые акты, регулирующие условия оплаты труда работников образовательных учреждений.
До утверждения в установленном порядке соответствующего ведомственного нормативного акта (Инструкции либо Положения о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений) предлагается использовать Рекомендации при оплате труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, к которым применяются тарифно-квалификационные характеристики (требования), утвержденные приказом Минобразования России от 15 сентября 2000 г. N 2659 “О тарифно-квалификационных характеристиках, объемных показателях и требованиях по оценке квалификации и профессиональной компетентности работников образовательных учреждений”.
Настоящие Рекомендации могут применяться при оплате труда педагогических работников учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты и других отраслей экономики, а также работников негосударственных образовательных учреждений.
Оплата труда работников образовательных учреждений осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы.
1.3. Ставки заработной платы (оклады) работников образовательных учреждений определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС на тарифный коэффициент, соответствующий присвоенному разряду.
1.4. При определении разряда оплаты труда руководящих работников образовательных учреждений (директоров (заведующих, начальников), их заместителей, руководителей филиалов, старших мастеров и руководителей структурных подразделений) учитываются:
группа по оплате труда, к которой отнесено образовательное учреждение;
квалификационная категория, присвоенная по результатам аттестации.
1.5. Ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников устанавливаются по разрядам оплаты труда в зависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы по специальности или в определенной должности) либо квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации.
1.6. Заработная плата работника образовательного учреждения включает в себя:
оплату труда исходя из ставок заработной платы и должностных окладов, установленных в соответствии с разрядами ЕТС с учетом их повышения в порядке и размерах, предусмотренных разделом 6 настоящих Рекомендаций;
доплаты за выполнение работ, связанных с образовательным процессом и не входящих в круг основных обязанностей работника;
доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда;
выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда;
процентные надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, в приравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическими условиями;
другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством.
1.7. Размеры доплат и порядок их установления за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей работников (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетом и др.), определяются образовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, самостоятельно и закрепляются в положении, коллективном договоре (соглашении).
1.8. Оплата труда медицинских, библиотечных и других работников образовательных учреждений, которые не предусмотрены настоящими Рекомендациями, производится применительно к условиям оплаты труда, установленным для аналогичных категорий работников соответствующих отраслей экономики.
1.9. Изменение размеров ставок заработной платы (должностных окладов) производится:
при увеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности – со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательном учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на повышение размера ставки (оклада) заработной платы;
при получении образования или восстановлении документов об образовании – со дня представления соответствующего документа;
при присвоении квалификационной категории – со дня вынесения решения аттестационной комиссией;
при присвоении почетного звания – со дня присвоения;
при присуждении ученой степени кандидата наук – со дня вынесения решения Высшей аттестационной комиссией Минобразования России о выдаче диплома;
при присуждении ученой степени доктора наук – со дня присуждения Высшей аттестационной комиссией Минобразования России ученой степени доктора наук.
При наступлении у работника права на изменение разряда оплаты труда в период пребывания его в ежегодном или другом отпуске, а также в период его временной нетрудоспособности выплата заработной платы исходя из более высокого разряда оплаты труда производится со дня окончания отпуска или временной нетрудоспособности.
1.10. Руководители образовательных учреждений проверяют документы об образовании и стаже педагогической работы (работы по специальности, в определенной должности) учителей, преподавателей, других работников, устанавливают им ставки заработной платы (должностные оклады). Ежегодно составляют и утверждают на работников, выполняющих педагогическую работу без занятия штатной должности (включая работников, выполняющих эту работу в том же образовательном учреждении помимо основной работы), тарификационные списки согласно приложениям 3, 4 к настоящим Рекомендациям.
Ответственность за своевременное и правильное определение размеров заработной платы работников образовательных учреждений несут их руководители.

2. Нормы рабочего времени, нормы учебной нагрузки и порядок ее распределения в образовательных учреждениях (кроме образовательных учреждений, предусмотренных в разделе 3 настоящих Рекомендаций)

2.1. Ставки заработной платы педагогических работников выплачиваются за установленную им норму часов учебной нагрузки (объема педагогической работы):
за 18 часов преподавательской (педагогической) работы в неделю (3 часа в день):
– учителям V-XI (XII) классов образовательных учреждений; учителям трудового обучения II-IX классов специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с девиантным поведением; преподавателям специальных дисциплин I-XI классов общеобразовательных музыкальных и художественных учреждений; преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей системы Министерства культуры Российской Федерации; III-V классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, V-VII классов школ искусств с семилетним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), I-IV классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения; учителям, учителям-дефектологам и логопедам учреждений здравоохранения и социальной защиты (кроме домов ребенка); педагогам дополнительного образования; тренерам-преподавателям спортивно-оздоровительных групп и групп начальной подготовки образовательных учреждений дополнительного образования детей; преподавателям педагогических училищ, педагогических колледжей (за исключением этих учреждений, перешедших на порядок установления норм часов за ставку заработной платы и порядок распределения учебной нагрузки, предусмотренный в разделе 3 настоящих Рекомендаций), курсов (иностранных языков, стенографии, машинописи и др.); учителям межшкольных учебных комбинатов;
за 20 часов преподавательской (педагогической) работы в неделю;
– учителям I-IV классов; учителям-дефектологам; учителям-логопедам образовательных учреждений;
за 24 часа преподавательской (педагогической) работы в неделю:
– преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей системы Министерства культуры Российской Федерации: I-II классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, I-IV классов детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств с семилетним сроком обучения; музыкальным руководителям и концертмейстерам образовательных учреждений, учителям-дефектологам и логопедам домов ребенка;
за 25 часов педагогической работы в неделю:
– воспитателям специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (в том числе для детей, больных сколиозом), с задержкой психического развития, для умственно отсталых и др.);
за 30 часов педагогической работы в неделю:
– старшим воспитателям, воспитателям образовательных учреждений (кроме образовательных учреждений, предусмотренных в следующем абзаце); учреждений здравоохранения; приемников-распределителей для несовершеннолетних, воспитательных колоний; специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением; инструкторам по физкультуре образовательных учреждений;
за 36 часов педагогической работы в неделю:
– старшим воспитателям и воспитателям дошкольных образовательных учреждений; воспитателям домов ребенка и учреждений дополнительного образования детей; педагогам-психологам; методистам образовательных учреждений; социальным педагогам; педагогам-организаторам; воспитателям общежитий; мастерам производственного обучения; старшим вожатым; инструкторам по труду; руководителям физвоспитания; преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки); инструкторам-методистам по спорту.
Продолжительность рабочего времени тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, оплата труда которых осуществляется по нормативам оплаты труда за подготовку одного обучающегося (занимающегося), регулируется в зависимости от максимального количества часов учебно-тренировочной работы в неделю, установленного для каждого занимающегося по видам спорта, периодов и задач его подготовки, возможного объединения занимающихся в группы и т.д.
2.2. За часы педагогической работы сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке в одинарном размере.
Ставки заработной платы работников, перечисленных в п.2.1, устанавливаются исходя из затрат их рабочего времени в астрономических часах с учетом коротких перерывов (перемен), предусмотренных между уроками (занятиями).
2.3. Продолжительность рабочего времени помощников воспитателей и младших воспитателей образовательных учреждений для воспитанников с малыми и затихающими формами туберкулеза, недостатками умственного развития, поражением центральной нервной системы, с нарушением психики; женщин, работающих в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, а также в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях; специалистов (дефектологии, психологии, логопедии и др.) психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий составляет 36 часов работы в неделю.
2.4. Продолжительность рабочего времени других работников, не перечисленных в пунктах 2.1 – 2.3, составляет 40 часов в неделю.
2.5. В тех случаях, когда переработка рабочего времени воспитателями, помощниками воспитателей, младшими воспитателями осуществляется вследствие неявки сменяющего работника или родителей и выполняется за пределами рабочего времени, установленного графиками работы, оплата их труда производится как за сверхурочную работу в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
2.6. Учителям, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой в следующих случаях:
– учителям начальных классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физкультуры учителям-специалистам;
– учителям I-IV классов национальных (нерусских) сельских общеобразовательных учреждений, которые вследствие своей подготовки не могут вести уроки русского языка;
– учителям русского языка национальных (нерусских) сельских начальных общеобразовательных учреждений;
– учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений, учителям иностранного языка общеобразовательных учреждений, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов, при возложении на них в счет сохраняемой полной ставки учителя обязанностей (части обязанностей) соответственно по организации внеурочной работы по физвоспитанию, проверке письменных работ, классному руководству.
2.7. Учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ (педагогических колледжей), у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с нагрузкой, установленной при тарификации, до конца учебного года выплачивается:
– заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;
– заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить педагогической работой;
– заработная плата, установленная при тарификации, если при тарификации учебная нагрузка была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить педагогической работой.
Об уменьшении объема учебной нагрузки, изменении размера оплаты труда и о догрузке педагогической работой работники должны быть поставлены в известность не позднее чем за два месяца.
2.8. Должностные оклады перечисленным ниже работникам устанавливаются с учетом ведения ими преподавательской (педагогической) работы в объеме:
– 360 часов в год – руководителям физвоспитания, преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);
– 10 часов в неделю – директорам начальных общеобразовательных учреждений с количеством обучающихся до 50 человек (кроме начальных общеобразовательных школ, закрепленных для прохождения педагогической практики студентов педагогических училищ, педагогических колледжей); вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений с количеством учащихся до 80 (в городах и рабочих поселках – до 100 человек);
– 3 часов в день – заведующим дошкольными образовательными учреждениями с 1-2 группами (кроме учреждений, имеющих одну или несколько групп с круглосуточным пребыванием детей).
2.9. Преподавательская работа работников, указанных в п. 2.8 настоящих Рекомендаций, сверх установленных норм, за которые им выплачивается должностной оклад, а также преподавательская работа руководящих и других работников образовательных учреждений без занятий штатной должности в том же учреждении оплачивается дополнительно в порядке и по ставкам, предусмотренным по выполняемой преподавательской работе.
Выполнение работы, указанной в п.2.8 настоящих Рекомендаций, осуществляется в основное рабочее время. Выполнение преподавательской работы, указанной в настоящем пункте, может осуществляться как в основное рабочее время, так и за его пределами в зависимости от ее характера и качества выполнения работы по основной должности. Этот вопрос в каждом конкретном случае решается администрацией образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом.
2.10. Объем учебной нагрузки учителей устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.
Учебная нагрузка учителяй и других работников, ведущих преподавательскую работу помимо основной работы, на новый учебный год устанавливается руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом. Эта работа завершается до окончания учебного года и ухода работников в отпуск с тем, чтобы определить, в каких классах и с какой учебной нагрузкой они будут работать в новом учебном году.
При установлении учителем, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, учебной нагрузки на новый учебный год необходимо, как правило, сохранять ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. Объем учебной нагрузки, установленный учителям в начале учебного года, не может быть уменьшен по инициативе администрации в текущем учебном году, а также при установлении ее на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп).
В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка учителей может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.
Объем учебной нагрузки учителей больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с их письменного согласия.
Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться в том же образовательном учреждении его руководителем, определяется органом управления образованием по подчиненности образовательного учреждения, а других работников, ведущих ее помимо основной работы, – самим образовательным учреждением.
Предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы, а также педагогическим работникам других образовательных учреждений и работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов управления образованием и учебно-методических кабинетов) возможно только в случае, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой в объеме не менее чем на ставку заработной платы.
Учебная нагрузка учителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им возраста трех лет, устанавливается на общих основаниях и передается на этот период для выполнения другими учителями.
Применительно к данному порядку устанавливается учебная нагрузка преподавателей педагогических училищ и педагогических колледжей, а также работников учреждений дополнительного образования детей.
2.11. Верхнего предела объема учебной нагрузки (педагогической работы), который может быть установлен учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам в том же образовательном учреждении, не установлено, за исключением работников учреждений среднего профессионального образования (см. раздел 3 настоящих Рекомендаций).
Учебная нагрузка на общевыходные и праздничные дни, за исключением учреждений дополнительного образования детей, не планируется.

3. Нормы учебной нагрузки и порядок ее распределения в учреждениях начального и среднего профессионального образования (кроме преподавателей педагогических училищ, педагогических колледжей, для которых сохранены порядок установления норм часов за ставку заработной платы и порядок распределения учебной нагрузки, предусмотренные в разделе 2 настоящих Рекомендаций)

3.1. Преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования, преподавателям курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего профессионального образования ставки заработной платы выплачиваются за 3 часа в день (720 часов в год).
3.2. За часы учебной нагрузки сверх установленной нормы производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.
3.3. Объем учебной нагрузки преподавателям устанавливается исходя из количества часов по государственному образовательному стандарту, учебным плану и программам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном образовательном учреждении.
Право распределять учебную нагрузку предоставлено руководителю образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом, который несет ответственность за ее реальность и выполнение каждым работником.
Объем учебной нагрузки, установленный преподавателю при заключении трудового договора (контракта), не может быть уменьшен на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества студентов (учащихся) и часов по учебным планам и программам.
Учебная нагрузка на общевыходные и праздничные дни не планируется.
Учебная нагрузка на учебный год для преподавателей учреждений среднего профессионального образования ограничивается верхним пределом 1440 часов (36 часов в неделю – для преподавателей педучилищ, педколледжей, поименованных в разделе 2 настоящих Рекомендаций).
3.4. В учреждениях среднего профессионального образования объем преподавательской работы для руководящих работников, который они могут выполнять в том же образовательном учреждении помимо основной работы за дополнительную оплату, не должен превышать 600 часов в год, а для заведующего отделением и других работников – 720 часов в год.
В исключительных случаях, когда по предмету остается незначительное количество нераспределенных часов и не представляется возможным на этот объем работы найти преподавателя, руководитель учреждения среднего профессионального образования по согласованию с профсоюзным органом, органом самоуправления образовательного учреждения может установить таким работникам учебную нагрузку и выше указанных норм.
3.5. Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться в том же учреждении начального профессионального образования его руководителем, определяется органом управления образованием по подчиненности образовательного учреждения, а других работников, ведущих ее помимо основной работы, – самим образовательным учреждением.
3.6. Выполнение преподавательской работы, указанной в пунктах 3.4 и 3.5, может осуществляться как в основное рабочее время, так и за его пределами в зависимости от ее характера и качества выполнения работы по основной должности. Этот вопрос в каждом конкретном случае решается администрацией учебного заведения по согласованию с профсоюзным органом.

4. Порядок исчисления заработной платы
(тарификация)

А. Педагогические работники образовательных учреждений, указанные в разделе 2 настоящих Рекомендаций
4.1. Месячная заработная плата педагогических работников образовательных учреждений определяется путем умножения ставки заработной платы на их фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.
Пример. Учитель математики, имеющий I квалификационную категорию и соответственно 13-й разряд оплаты труда, ведет преподавательскую работу в объеме 23 часов в неделю. Месячный заработок этого учителя рассчитывается в следующем порядке:
ставка зарплаты по 13-му разряду х 23 час./ 18 час. (норма часов за ставку в неделю).
В таком же порядке исчисляется месячная заработная плата учителей и преподавателей за работу по совместительству в другом образовательном учреждении (одном или нескольких). При этом общий объем работы по совместительству не должен превышать половины месячной нормы рабочего времени учителя и преподавателя.
Установленная при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.
Тарификация учителей и преподавателей производится один раз в год. В случае если учебными планами предусматривается разное количество часов на предмет по полугодиям, то тарификация осуществляется также один раз в год, но раздельно по полугодиям.
4.2. Исчисление заработной платы учителей за работу по обучению детей, находящихся на длительном лечении в больницах, а также учителей вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (классов очного обучения, групп заочного обучения) в зависимости от объема их учебной нагрузки производится два раза в год – на начало первого и второго учебных полугодий.
4.3. Тарификация учителей, осуществляющих обучение учащихся, находящихся на длительном лечении в больницах, если постоянная сменяемость учащихся влияет на учебную нагрузку учителей, производится следующим образом: в учебную нагрузку учителя включаются при тарификации на начало каждого полугодия не все 100% часов, отведенных учебным планом на групповые и индивидуальные занятия, а 80% от этого объема часов. Месячная заработная плата за часы преподавательской работы будет определяться в этом случае путем умножения ставки заработной платы на объем нагрузки, взятой в размере 80% от фактической нагрузки на начало каждого полугодия, и деленной на установленную норму часов в неделю.
Установленную таким образом месячную заработную плату учителю следует выплачивать до начала следующего полугодия независимо от фактической нагрузки в разные месяцы данного учебного полугодия, а по окончании каждого учебного полугодия часы преподавательской работы, выполненные сверх объема учебной нагрузки, установленной при тарификации, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам.
При невыполнении по не зависящим от учителя причинам объема учебной нагрузки, установленной при тарификации, уменьшение заработной платы не производится.
4.4. В учебную нагрузку учителей за работу с заочниками включаются часы, отведенные на полугодие учебным планом на групповые и индивидуальные консультации, а также 70% от объема часов, отведенных на прием устных и письменных зачетов. Расчет часов в учебном плане на прием устных и письменных зачетов производится на среднее количество обучающихся: в группе от 9 до 15 человек – на 12, в группе от 16 до 20 человек – на 18.
Пример. Учитель математики ведет преподавательскую работу с заочниками в группе наполняемостью 16-20 человек. Учебным планом на этот предмет предусмотрено 6 зачетов на учебный год, т.е. 3 зачета на каждое полугодие. На прием зачетов отводится 1 час (т.е. по 1/3 часа. на 1 зачет). Следовательно, при тарификации на первое полугодие учителю будет запланировано: 1/3 часа х 3 зачета х 18 чел. = 18 час. – на прием всех зачетов в полугодии. Учителю при тарификации включается лишь 70% времени, предусмотренного на зачеты: 18 час. : 100% х 70% = 12,6 часа. на все полугодие. В неделю количество часов составит: 12,6 часа. : 17 недель = 0,74 часа. Если учитель принял в первом полугодии зачеты от 18 обучающихся, то в конце полугодия ему должна быть выплачена разница, т.е. 18 час. – 12,6 часа. = 5,4 часа. Если учитель принял зачеты от 20 обучающихся, то разница увеличивается еще на 2 часа. Если из группы выбывают, например, 2 человека, разница в часах будет составлять: 18 час. – 12,6 часа. – 2 час. = 3,4 часа.
При тарификации общее количество часов, включенных в учебную нагрузку, делится на число учебных недель полугодия. Исходя из полученного средненедельного объема учебной нагрузки учителю определяется месячная заработная плата, которая выплачивается ежемесячно независимо от фактической нагрузки в разные месяцы полугодия.
4.5. Месячная заработная плата учителей и других педагогических работников за работу по индивидуальному обучению больных детей-хроников на дому, а также за проведение занятий по физкультуре с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, определяется в порядке, предусмотренном в п. 4.1 настоящих Рекомендаций.
4.6. За время работы в период осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся оплата труда педагогических работников, а также лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в т.ч. занятия с кружками, производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.
Лицам, работающим на условиях почасовой оплаты и не ведущим педагогической работы во время каникул, оплата за это время не производится.
Б. Педагогические работники образовательных учреждений, указанные в разделе 3 настоящих Рекомендаций
4.7. До начала учебного года средняя месячная заработная плата преподавателям образовательного учреждения определяется путем умножения часовой ставки преподавателя на установленный ему объем годовой учебной нагрузки и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев. Часовая ставка определяется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа). Установленная средняя месячная заработная плата выплачивается преподавателям за работу в течение всего учебного года, а также за период каникул, не совпадающий с ежегодным отпуском (например, с 26 по 31 августа, если отпуск был предоставлен с 1 июля).
Пример 1. Преподавателю, имеющему II квалификационную категорию и соответственно 12-й разряд по оплате труда, годовая учебная нагрузка установлена в объеме 800 часов в год.
Часовая ставка этого преподавателя составит:
месячная ставка заработной платы/72 часа (среднемесячная норма рабочего времени).
Средняя месячная заработная плата этого преподавателя составит:
часовая ставка х 800 час./10 мес.
4.8. Преподавателям, поступившим на работу в течение учебного года, средняя месячная заработная плата определяется путем умножения их часовых ставок на объем учебной нагрузки, приходящейся на число полных месяцев работы до конца учебного гола, и деления полученного произведения на количество этих же месяцев. Заработная плата за неполный рабочий месяц в этом случае выплачивается за фактическое количество часов по часовым ставкам.
Пример 2. Преподаватель принят на работу не с начала учебного года, а, например, с 18 октября, и ему установлен объем учебной нагрузки на оставшийся период учебного года в количестве 640 часов, причем в октябре он должен выполнить 50 часов, а в оставшиеся 8 месяцев – 590 часов. Расчет его заработной платы производится в следующем порядке:
преподавательская работа за неполный рабочий месяц, в данном случае за октябрь, должна быть оплачена по часовой ставке. Заработная плата за эту работу составит:
часовая ставка х 50 час.,
за остальные 8 месяцев учебного года средняя месячная заработная плата этого преподавателя составит:
часовая ставка х 590 час./8 мес.
4.9. Преподавателям, поступившим на работу до начала учебного года, заработная плата до начала занятий выплачивается из расчета месячной ставки, установленной в соответствии с определенным разрядом оплаты труда по ЕТС, а руководящим работникам – должностной оклад с учетом группы по оплате труда руководителей образовательных учреждений и квалификационной категории.
4.10. При повышении ставки заработной платы (должностного оклада) в связи с изменением разряда оплаты труда по ЕТС средняя месячная заработная плата определяется путем умножения новой часовой ставки на объем годовой нагрузки, установленной в начале учебного года при тарификации, и деления полученного произведения на 10 учебных месяцев.
Пример 3. Если у преподавателя, указанного в примере 1, в середине учебного года изменилась квалификационная категория (стала первой) и соответственно тарифный разряд 13-й, его часовая ставка составит:
новая месячная ставка/72 час.
Средняя месячная заработная плата этого преподавателя составит:
новая часовая ставка х 800 час./10 мес.
4.11. Часы преподавательской работы, данные сверх установленной годовой учебной нагрузки, оплачиваются дополнительно по часовым ставкам только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки. Эта оплата производится помесячно или в конце учебного года.
Оплата труда преподавателей за часы учебных занятий, выполненные при замещении временно отсутствовавших работников по болезни и другим причинам, производится дополнительно по часовым ставкам помесячно или в конце учебного года также только после выполнения преподавателем всей годовой учебной нагрузки, установленной при тарификации.
Если замещение продолжается непрерывно свыше двух месяцев, то со дня его начала производится перерасчет средней заработной платы преподавателей исходя из уточненного объема учебной нагрузки в порядке, предусмотренном для преподавателей, поступивших на работу в течение учебного года.
4.12. В том случае, когда в соответствии с действующим законодательством преподаватели освобождаются от учебных занятий с сохранением за ними частично или полностью заработной платы (ежегодный и дополнительный отпуск, учебные сборы, командировка и т.д.), установленный им объем годовой учебной нагрузки должен быть уменьшен на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней – за неполный месяц. В таком же порядке производится уменьшение годовой учебной нагрузки в случае освобождения преподавателей от учебных занятий без сохранения заработной платы, а также в случаях временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
Уменьшение нагрузки за дни, когда преподаватель фактически выполнил учебную работу (например, в день выдачи больничного листа, в день выбытия в командировку и прибытия из нее), не производится.
Если в образовательном учреждении учебный процесс продолжается в течение всего календарного года и ежегодный отпуск преподавателям в связи с этим может предоставляться в различные месяцы года, а не только в период летних каникул, снижение учебной нагрузки за время ежегодного отпуска за текущий учебный год также не производится.
Установленная при тарификации средняя месячная заработная плата во всех случаях, указанных в настоящем пункте, уменьшению не подлежит. Часы преподавательской работы, выполненные преподавателем в течение учебного года сверх уменьшенной нагрузки, оплачиваются дополнительно в соответствии с пунктом 4.11 настоящих Рекомендаций.
Пример. Преподаватель, имеющий годовую учебную нагрузку в объеме 1080 часов, вследствие болезни отсутствовал на работе в течение 1 месяца и 14 рабочих дней (полностью октябрь и 14 рабочих дней в ноябре из общего количества 24 рабочих дней в ноябре).
Утвержденный этому преподавателю объем годовой учебной нагрузки подлежит уменьшению на 171 час, а именно:
за октябрь (полный месяц отсутствия на работе) – на 108 часов (1080 час. : 10 мес.) независимо от количества часов, приходящихся на этот период по расписанию;
за 14 рабочих дней в ноябре – на 63 часа из расчета:
108 час. х 4 дн./24 (рабочие дни в октябре)
Таким образом, уменьшенная годовая учебная нагрузка этого преподавателя составит 909 часов [1080 час. – (108 час. + 63 час.)]. В марте преподаватель полностью выполнил эту учебную нагрузку (909 часов), до конца учебного года дал дополнительно 100 часов, в том числе в апреле – 50 час., в мае – 30 час. и в июне – 20 час. Заработная плата этого преподавателя за учебную работу, выполненную сверх уменьшенного годового объема учебной нагрузки, определяется исходя из часовой ставки, рассчитанной путем деления месячной тарифной ставки на 72 часа и умножения полученного произведения на количество перевыполненных часов. Эта оплата может быть произведена помесячно (соответственно в апреле, мае, июне) либо полностью в конце учебного года.
4.13. В случае, когда в соответствии с действующим законодательством руководитель физического воспитания и преподаватель-организатор (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки) освобождаются от учебных занятий (отпуск, временная нетрудоспособность, пребывание в командировке и т.д.), установленный им объем учебной нагрузки в счет получаемого должностного оклада уменьшению не подлежит. Уменьшается только та часть учебной нагрузки, оплата за которую производится в порядке, установленном для преподавателей.
4.14. В учреждениях начального и среднего профессионального образования изменения в течение учебного года в учебных планах, перевод учащихся (студентов) с одних специальностей на другие, а также слияние учебных групп, как правило, производиться не должны.
В том случае, если по каким-то причинам в период учебного года произошло уменьшение объема нагрузки отдельных преподавателей, то им в остающийся до конца учебного года период выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации на начало учебного года.
4.15. В учреждениях среднего профессионального образования с индивидуальными формами обучения (училищах культуры и искусства) тарификация преподавателей производится дважды в учебном году: на начало первого и на начало второго полугодий.
За часы преподавательской работы, не выполненные в связи с неявкой студентов на занятия, оплата труда преподавателей производится из расчета не ниже двух третей их часовой тарифной ставки.
4.16. Оплата труда мастеров производственного обучения производится по должностным окладам, соответствующим присвоенным разрядам оплаты труда по Единой тарифной сетке (ЕТС).
При неполном объеме учебной нагрузки, а также за часы, данные сверх установленной нормы рабочего времени при замещении временно отсутствующих других мастеров производственного обучения в связи с их болезнью, нахождением в отпуске, командировке и т.д., и в случае, когда из-за недостаточного объема учебной работы не может быть введена дополнительная штатная единица, производится почасовая оплата труда мастеров производственного обучения. Размер заработной платы в этих случаях определяется путем деления месячного должностного оклада мастера производственного обучения на среднемесячную норму рабочих часов (определяемую ежегодно Минтрудом России) и умножения полученной часовой ставки на фактически отработанные часы за месяц.

5. Порядок и условия почасовой оплаты труда

5.1. Почасовая оплата труда педагогических работников образовательных учреждений применяется при оплате:
– за часы, выполненные в порядке замещения отсутствующих по болезни или другим причинам учителей, преподавателей, воспитателей и других педагогических работников, продолжавшегося не свыше двух месяцев;
– за часы педагогической работы, выполненные учителями при работе с заочниками и детьми, находящимися на длительном лечении в больнице сверх объема, установленного им при тарификации;
– при оплате за педагогическую работу специалистов предприятий, учреждений и организаций (в т.ч. из числа работников органов управления образованием, методических и учебно-методических кабинетов), привлекаемых для педагогической работы в образовательные учреждения;
– при оплате за часы преподавательской работы в объеме 240 часов в другом образовательном учреждении (в одном или нескольких) сверх учебной нагрузки, установленной в соответствии с п. 4.1 при тарификации;
– при оплате за часы преподавательской работы в том же учреждении среднего профессионального образования работникам, поименованным в п. 3.4 настоящих Рекомендаций, в объеме 240 часов в случае, если они выполняются сверх предельной учебной нагрузки, установленной этим пунктом.
Размеры оплаты за один час указанной педагогической работы определяется путем деления месячной ставки заработной платы педагогического работника в соответствии с разрядом ЕТС за установленную норму часов педагогической работы в неделю на среднемесячное количество рабочих часов, ежегодно определяемое Минтрудом России. Для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования, как было указано в п. 4.7 настоящих Рекомендаций, – путем деления месячной ставки заработной платы на 72 часа.
Оплата труда за замещение отсутствующего учителя (преподавателя), если оно осуществлялось свыше двух месяцев, производится со дня начала замещения за все часы фактической преподавательской работы на общих основаниях с соответствующим увеличением его недельной (месячной) учебной нагрузки путем внесения изменений в тарификацию.
5.2. Руководители образовательных учреждений в пределах имеющихся средств, если это целесообразно и не ущемляет интересов основных работников данного учреждения, могут привлекать для проведения учебных занятий с обучающимися (воспитанниками) высококвалифицированных специалистов с применением условий и коэффициентов ставок почасовой оплаты труда, утвержденных Минтрудом России.
Эти коэффициенты могут применяться, например, при оплате труда высококвалифицированных специалистов, привлекаемых на непродолжительный срок для проведения отдельных занятий, курсов, лекций и т.д.

6. Повышение ставок заработной платы и должностных окладов

6.1. Педагогическим и другим работникам за специфическую работу в отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) в следующих размерах и случаях.
6.1.1. За работу в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (отделениях, классах, группах) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (в том числе с задержкой психического развития) повышение производится на 15-20%.
6.1.2. За работу в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа (классах, группах) для детей, нуждающихся в длительном лечении, повышение производится на 15-20%.
6.1.3. За работу в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением: медицинским работникам повышение производится на 30%, а педагогическим и другим работникам – на 15-20%.
6.1.4. Конкретный перечень работников, которым могут повышаться должностные оклады (ставки) на 15-20%, и конкретный размер этого повышения определяются руководителем образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом, органом самоуправления образовательного учреждения в зависимости от степени и продолжительности общения с обучающимися (воспитанниками), имеющими отклонения в развитии, нуждающимся в длительном лечении, или от степени и продолжительности общения с детьми и подростками с девиантным поведением специальных учебно-воспитательных учреждений.
6.1.5. За работу в общеобразовательных школах-интернатах повышение производится на 15%.
6.1.6. В образовательных учреждениях, имеющих специальные (коррекционные) отделения, классы, группы для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии или классы (группы) для обучающихся (воспитанников), нуждающихся в длительном лечении, повышение должностного оклада руководителя производится на 15%.
Если такие классы (группы) созданы в общеобразовательных школах-интернатах, то повышение должностных окладов (ставок заработной платы) руководителей, а также работников, непосредственно занятых в таких классах (группах), производится на 20%.
6.1.7. За работу в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за работу в группах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях начального и среднего профессионального образования повышение производится на 20%.
В образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в группах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений начального профессионального образования), с контингентом обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, с задержкой психического развития либо нуждающихся в длительном лечении, а также в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей и подростков с девиантным поведением, имеющих отклонения в умственном развитии, ставки заработной платы (должностные оклады) повышаются по двум основаниям: на 20% и на 15-20%.
6.1.8. За работу в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, повышение производится на 50-75%.
За работу в указанных образовательных учреждениях, занятых обучением лиц, которым решением суда определено содержание в исправительных колониях строгого или особого режимов, ставки и оклады дополнительно повышаются в порядке, установленном для рабочих и служащих исправительных колоний за работу с этими осужденными, на 10-15%.
При установлении ставок (окладов) работников и их повышении по основаниям, указанным в настоящем пункте, применяется ставка 1-го разряда ЕТС, увеличенная на 20%, как это предусмотрено для гражданского персонала исправительных учреждений, при которых созданы эти образовательные учреждения.
Работникам учреждений начального профессионального образования при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, за работу с обучающимися, больными активной формой туберкулеза, ставки (оклады) дополнительно повышаются на 15%.
6.1.9. За работу в образовательных учреждениях, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, дошкольных образовательных учреждениях, обслуживающих работников предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии, а также в учреждениях начального профессионального образования, находящихся вне закрытых административно-территориальных образований и осуществляющих подготовку квалифицированных рабочих кадров для предприятий и организаций этого министерства, повышение производится на 20% по перечню, утвержденному в установленном порядке.
6.1.10. Специалистам и руководящим работникам за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, повышение производится на 25%.
6.1.11. Педагогическим работникам лицеев, гимназий, колледжей ставки заработной платы повышаются на 15%.
6.1.12. Учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное обучение на дому больных детей-хроников (при наличии соответствующего медицинского заключения) повышение производится на 20%.
6.1.13. Учителям и другим педагогическим работникам за индивидуальное и групповое обучение детей, находящихся на длительном лечении в детских больницах (клиниках) и детских отделениях больниц для взрослых, повышение производится на 20%.
6.1.14. Специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий, логопедических пунктов повышение производится на 20%.
6.1.15. За работу в учреждениях социальной защиты населения: детских домах (домах-интернатах для детей-инвалидов), а также в отделениях для детей-инвалидов в учреждениях для взрослых повышение производится на 15-20%.
6.1.16. Педагогическим работникам за работу в специализированных домах ребенка повышение производится на 20%.
6.1.17. Старшим мастерам и мастерам производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования, организованных для обучения профессиям художественных ремесел, а также учреждений, осуществляющих подготовку рабочих и специалистов для предприятий и организаций угольной, сланцевой промышленности, черной и цветной металлургии и для горно-капитальных работ повышение производится на 15%.
6.2. Ставки заработной платы в образовательных учреждениях повышаются на 15% следующим работникам:
– учителям общеобразовательных учреждений всех видов (классов, групп и учебно-консультационных пунктов) с нерусским языком обучения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, – за часы занятий по русскому языку в I-XI классах и литературе в V-XI классах;
– преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования (групп, отделений) с нерусским языком обучения, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, – за часы занятий по русскому языку и литературе;
– учителям и преподавателям национального языка и литературы общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования всех видов (классов, групп и учебно-консультационных пунктов) с русским языком обучения;
– директорам, заместителям директоров по учебной, учебно-воспитательной работе и воспитательной работе, по иностранному языку, по производственному обучению, учителям, преподавателям, воспитателям, старшим воспитателям, старшим вожатым, владеющим иностранным языком и применяющим его в практической работе в общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением иностранного языка.
6.3. Ставка заработной платы заведующих, воспитателей, старших воспитателей дошкольных образовательных учреждений, владеющих иностранным языком и применяющих его в практической работе, повышаются на 10%.
6.4. Оплата труда отдельных категорий работников может осуществляться по более высоким разрядам, чем это предусмотрено тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям работников учреждений образования. Новый разряд работнику при этом не устанавливается, а при оплате труда применяется тарифный коэффициент ЕТС, соответствующий более высокому разряду.
Оплата труда на два разряда выше осуществляется:
– работникам, имеющим ученую степень доктора наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин).
Оплата труда на один разряд выше осуществляется:
– работникам, имеющим ученую степень кандидата наук по профилю образовательного учреждения или педагогической деятельности (преподаваемых дисциплин);
– руководящим работникам и специалистам образовательных учреждений, имеющим почетные звания “Народный учитель”, “Заслуженный учитель” и “Заслуженный преподаватель” СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в состав СССР;
– руководящим работникам образовательных учреждений, имеющим другие почетные звания: “Заслуженный мастер профтехобразования”, “Заслуженный работник физической культуры”, “Заслуженный работник культуры”, “Заслуженный врач”, “Заслуженный юрист” и другие почетные звания СССР, Российской Федерации и союзных республик, входивших в состав СССР, установленные для работников различных отраслей, название которых начинается со слов “Народный”, “Заслуженный”, при условии соответствия почетного звания профилю учреждения, а педагогических работников образовательных учреждений – при соответствии почетного звания профилю педагогической деятельности или преподаваемых дисциплин.
6.5. Работникам образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности (ДЮСШ, ДЮКФП, ДЮСТШ, ДЮСШОР), имеющим звания “Заслуженный тренер”, “Заслуженный мастер спорта”, “Мастер спорта международного класса”, “Гроссмейстер по шахматам (шашкам)”, оплата труда осуществляется на один разряд выше.
6.6. При наличии у работников, имеющих почетное звание или ученую степень, права на повышение ставок заработной платы в процентах (за работу в сельской местности, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и др.) повышению подлежат ставки (оклады), установленные им с учетом почетного звания или ученой степени.
6.7. Женщинам, работающим в сельской местности, на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом рабочего времени более 2 часов), устанавливается повышенная на 30% оплата труда.
6.8. В случаях, когда работникам предусмотрено повышение ставок (окладов) по двум и более основаниям (в процентах или в рублях), абсолютный размер каждого повышения, установленного в процентах, исчисляется из ставки (оклада) без учета повышения по другим основаниям. При этом первоначально оклады (ставки) повышаются на размеры их повышения в процентах, а затем на размеры повышений в абсолютных величинах.
6.9. Повышения ставок (окладов) по основаниям, предусмотренным в разделе 6 настоящих Рекомендаций, образуют новые размеры ставок заработной платы (должностных окладов), применяемых при исчислении заработной платы с учетом объема учебной нагрузки (педагогической работы).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте