«С чего начинается Родина?..» Все мы хорошо знаем эту фразу из песни Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского. Руководствуясь ею, мы давно сформировали в нашей школе систему преемственности воспитательных ценностей, делая особый акцент на патриотическом воспитании, уделяя особое внимание формированию таких понятий, как «Родина», «Отчизна», «родная земля». Именно эти слова должны быть самыми близкими и родными для каждого человека.
Что такое Родина? Не каждый ребенок сможет ответить на этот вопрос, потому что у этого слова очень много смыслов, оттенков, оно очень многогранное. Именно поэтому одна из задач наших педагогов дошкольных групп – достучаться до маленьких сердец наших воспитанников, постепенно объяснить им, что Родина – это не только место, где ты родился и вырос. Для маленького ребенка это прежде всего его родные и близкие. Это дом, где звучит смех любимой мамы, где с папой можно поиграть в любимые игры, а бабушка накормит вкусными душистыми пирогами. Это и детский сад, где ребята проводят большую часть своего времени, приходя ежедневно. Постепенно мы учим их понимать, что есть большая и малая родина.
Каждое утро малыши бегут в группу своего детского сада, где их заботливо встречают воспитатели, ждут любимые игрушки и интересные занятия. А по дороге в детский сад можно полюбоваться голубым небом и ярким солнцем, появившимися подснежниками и первыми нежными листочками на деревьях, прокатиться с мамой на самокате, а ласковый ветерок будет веселить лицо и нежно гладить волосы. В группе тебя ждут друзья, с которыми можно обсудить много интересного, поделиться своей игрушкой. Это и есть малая родина! И если любовь к ней, искренняя, естественная, формируется как бы сама собой, то для осознания, что они живут в огромной стране и являются маленькими россиянами, нужно приложить усилия воспитателям. Любовь к большой Родине нужно формировать годами бережно и тщательно.
В нашем детском саду воспитатели с раннего возраста помогают детям ощутить любовь к Родине, учат гордиться своей страной, прививают любовь к природе, к труду на земле. Как можно не любить нашу землю?! Когда весной появляются первая травинка, первый цветок – нежный, легкий, так и хочется вдохнуть его тонкий аромат. Его хочется сразу потрогать, понюхать, ощутить его мягкость и свежесть и, конечно, сорвать. А рядом ползет муравьишка по еще холодной сырой земле, которая имеет свой неповторимый запах после зимнего пробуждения. Вот она – высокая береза стоит на участке детского сада и скоро наденет свой наряд, на клумбе расцветут цветы. Как красиво, как чудесно в детском саду, все такое родное! Именно такой должна быть атмосфера в детском саду, если мы хотим, чтобы для детей он стал малой родиной – местом притяжения.
Постепенно, расширяя горизонты ребят, воспитатели знакомят их с родными городом и улицей: малыши узнают, с чем связано название улиц, где они живут и где расположен детский сад, какие достопримечательности есть в нашем Алексеевском районе, мимо чего они каждый день проходят по дороге в детский сад. Так постепенно расширяются границы малой родины, включая в себя понятия «район», «город», «столица». И здесь нам помогают общие с начальной школой и традиционные для нас тематические мероприятия: праздник «День знаний», досуг «Мой любимый город», игры по безопасности дорожного движения…
Очень важно с самого раннего возраста формировать гражданскую идентичность, рассказывать детям о традициях нашей огромной страны, знакомить с богатствами фольклора и народными промыслами. К Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов России мы с удовольствием разрабатывали план воспитательно-досуговых мероприятий, стараясь охватить ключевые стороны и ничего не упустить. В январе мы знакомили детей с рождественскими традициями колядования, в феврале рассказали, во что играли раньше их сверстники (досуг «Народная игрушка»), празднование 8 Марта соседствовало в этом году с Масленицей, поэтому во всей школе, включая наши дошкольные группы, мы провели фестиваль фольклора, встречая весну и провожая зиму, танцуя народные танцы и разучивая песни. Такие стилизованные праздники предусмотрены каждый сезон, как это было и в календаре народного фольклора.
Но любовь к Родине невозможно воспитывать только на чувстве прекрасного, нужно обязательно развивать такое понятие, как память – память о своих родных, предках. Помогает нам в этом, конечно же, одно из главных воспитательных событий нашей страны – празднование Дня Победы. Подготовка к этому великому празднику, городские мероприятия никого не оставляют равнодушным. Наша задача – включить в них каждого ребенка, каждую семью. Именно поэтому во всех дошкольных группах мы проводим много интересных и разнообразных мероприятий, посвященных этому празднику: образовательные квесты, шествие Бессмертного полка с фотографиями членов семьи, участвовавших в Великой Отечественной войне, музыкально-спортивные праздники, создание информационных стендов и лэпбуков, проектные работы семей – в творчестве никто никого не ограничивает.
О героях народа пойдет речь и во время воспитательно-образовательных досугов в группе, когда мы будем рассказывать нашим малышам о героях былин и сказок, легенд и преданий. А ведь у каждого народа в нашей многонациональной стране они свои! Это неисчерпаемый источник для воспитания.
Традиционны в наших дошкольных группах, как и в школе в целом, тематические недели, в рамках которых мы в различных форматах преподносим информацию о театре (неделя театра), семье, дружбе.
Конечно, наши дошкольники не могут в полной мере осознать и понять многие факты и события, поэтому от взрослых требуются значительные усилия, чтобы вместе воспитывать любовь к Родине, формировать активную жизненную позицию, учить заботиться, проявлять ответственность. Именно поэтому огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей. Ведь только родители могут рассказать детям о жизни и судьбе их бабушек и дедушек, сделать вместе с ними поделку или открытку к празднику, формируя такие важные понятия, как «уважение», «подвиг», «герой», «трудолюбие». Сотрудничество с родителями, взаимопонимание – залог совместного успешного воспитания наших ребят. Ведь не секрет, что лучшее воспитание то, которое организовано на примере старшего поколения. Поэтому задача взрослых не только уметь преподнести знания, но и поддержать восторг, радость, переживания и иные чувства детей, возникающие в процессе познания нового.
И в этой общности детей и взрослых – семья и детский сад – формируются маленький человек, его понимание себя и своего места в мире, а вместе с этим и постепенное осознание ответа на вопрос «С чего начинается Родина?..».
Наталья КОЛЕСНИКОВА,
старший воспитатель школы №293 имени А.Т.Твардовского;
Елена АЛЕКСАНДРОВА,
заместитель директора школы №293 имени А.Т.Твардовского
Комментарии