Нередко родители разрешают детям использовать цифровые устройства для различных целей. Гаджеты помогают в развитии, образовании, развлечениях и хобби. Однако все хорошо в меру. Эксперт рассказала, какие проблемы может вызвать чрезмерное увлечение гаджетами.
Алена Михайлова, врач-педиатр ООО «ИНВИТРО-Урал», уверяет, что неправильное использование цифровых устройств может привести к проблемам в развитии детей. Время использования устройств должно зависеть от возраста ребенка.
По словам врача, как сообщается на сайте Инвитро, первые 3 года жизни ребенка особенно важны для развития его речи. Речевые навыки складываются в процессе эмоционального общения с близкими, при попытках выразить свои желания и потребности с помощью слов. Если в этот период дать ребенку гаджет, это будет тормозить развитие коммуникативных навыков.
В возрасте 3–7 лет дети приобретают важный навык ролевых игр. С его помощью малыши повторяют поведение взрослых. В этот период активно развивается мозг, творческие способности, растет уровень интеллекта, совершенствуются коммуникативные навыки, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Если в это время проводить досуг, уткнувшись в гаджеты, эти процессы затормозятся – ведь в них не требуется участие взрослого.
Нарушения родительско-детских взаимоотношений ведет и к нарушению отношений со сверстниками. Ребенок не может научиться договариваться, идти на компромисс, заниматься совместной деятельностью. В школьном возрасте у таких детей появляются трудности в процессе обучения и восприятия информации. Те, кто с раннего возраста использует гаджеты, формируют «клиповое мышление», они воспринимают мир яркими короткими образами. А сведения из реальности воспринимаются ими не связанными друг с другом фрагментами, быстро забываются.
Таким детям непросто удерживать в памяти фразы, услышанные при прослушивании текста, улавливать смысл рассказа. Отмечаются проблемы с чтением: ребенку сложно понимать смысл текста, читать становится утомительно и неинтересно. Кроме того, частое использование цифровых устройств ухудшает зрение, мышцы глаз начинают работать неправильно из-за быстрого мелькания ярких картинок.
В подростковом возрасте из-за частого пользования электронными устройствами, помимо проблем с обучением, появляются трудности социализации. Тинейджерам сложно общаться в реальной жизни, они перемещают свое внимание в социальные сети. Когда такие дети сталкиваются с проблемами, то испытывают больший стресс, склонны к истерикам и депрессиям – вплоть до мыслей о суициде.
Гаджеты лучше вообще не давать детям в возрасте до 3 лет. Яркие мелькающие картинки приводят к нарушению в формировании зрительного аппарата, излишне нагружают незрелую нервную систему. Устройства подменяют живое общение с родителями, что неправильно формирует эмоциональные связи и ценности. В этом возрасте детям чрезвычайно важно познавать окружающий мир тактильно, через запахи, вкусовые ощущения. Гаджеты этого не дают.
Если есть возможность выбора гаджета, то предпочтение стоит отдать компьютеру или планшету. Нагрузка зависит от диагонали экрана – у ПК она должна быть размером не менее 39,5 см, у планшета – не менее 26,6 см. Рабочее место важно организовать так, чтобы расстояние до экрана составляло не менее 50 см. Планшет нужно размещать на столе под углом в 30 градусов.
Продолжительность непрерывного использования устройства зависит от возраста ребенка. Так, для детей 3–7 лет она должна составлять не более 10 минут; 8–11 лет – 15 минут; 11–13 лет – 20 минут; 14–17 лет – 25 минут. После того, как ребенок перестает использовать гаджет, необходимо сделать гимнастику для глаз. В целом, в течение дня допустимо использование гаджета для детей в возрасте 3–4 лет – 30–40 минут, 5–6 лет – 1 час; 7–9 лет – 1,5 часа; 10–13 лет – 2 часа; 14–17 лет – до 3-х часов в день.
При этом не стоит забывать и о пользе электронных устройств. Взрослые могут подобрать развивающие мультфильмы, образовательные программы. Для школьников хороши различные головоломки, полезны олимпиады, обучающие курсы и т.д. Поэтому необходимо направить любознательность ребенка в нужное русло.
Родители должны научить детей правильно использовать гаджеты. Для этого следует рассказать им о правилах: в каких случаях можно, а в каких нельзя им пользоваться, научить искать качественный контент. Кроме того, нужно помнить следующее:
- нельзя использовать устройство в качестве средства от плохого настроения;
- не стоит подавать плохой пример ребенку: свободное время лучше проводить с близкими, а не с компьютером;
- детям необходимо общение с родителями, общие интересы и цели – так отпадет желания убегать от одиночества;
- нужно обеспечить ребенка разнообразным досугом: игрушками, спортивным инвентарем, книгами, материалом для творчества.
Стоит насторожиться в тех случаях, когда вы заметите следующие симптомы:
- ребенок теряет чувство меры за игрой в гаджете;
- он агрессивен при попытке забрать гаджет или ограничить время игры;
- дочь или сын меньше интересуется реальной жизнью, реже играет с друзьями, не хочет гулять, привычные занятия кажутся скучными;
- у школьников снижается успеваемость;
- свободное время проводится с гаджетом;
- постепенно утрачивается контакт с родителями.
Причиной зависимости от электронных устройств является негармоничное развитие – когда нарушен баланс во внутреннем состоянии ребенка. Этому могут способствовать семейные конфликты, неуверенность ребенка в себе, проблематичное общение со сверстниками, дефицит связей с окружающим миром и общения с родителями, а также отсутствие хобби, которое бы вдохновляло на творчество и самовыражение.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» сообщало об оптимальном времени, которое дети могут проводить с гаджетами. Это время определили ученые МГУ имени М.В. Ломоносова.
Комментарии