search
main
0

О Маугли, Стиве Джобсе и неполученных баллах. Подготовка к экзамену по обществознанию – настоящая школа жизни

Если бы придумали проводить рейтинг предметов, которые выпускники выбирают для сдачи единого государственного экзамена, то обществознание лидировало бы в нем с большим отрывом от «конкурентов». Ведь именно этот предмет остается самым массовым: в 2018 году его сдавали 327 тысяч выпускников, что, как и в прошлые годы, составило больше половины от общего числа участников ЕГЭ.

Такая популярность вполне объяснима. Результаты этого экзамена востребованы при поступлении на самые различные специальности и факультеты, так как школьный курс обществознания включает в себя основы таких социально-гуманитарных наук, как философия, социология, политология, психология, экономика, право.Да и сам предмет вызывает интерес у школьников – ведь изучаемый материал, как правило, связан с их личным социальным опытом, окружающей социально-экономической ситуацией, многие знания применимы в повседневной жизни. Но в то же время учащиеся сталкиваются с определенными трудностями в освоении материала, так как требования, предъявляемые даже к базовому уровню, достаточно высокие.Таким образом, перед нынешними старшеклассниками и педагогами встает вопрос: каков наиболее оптимальный способ подготовки к такому сложному по содержанию и формам заданий экзамену? Я бы ответила словами китайского философа Лао-Цзы: «Путь в тысячу шагов начинается с первого шага».Таким первым шагом, думается, должен быть анализ тех заданий, в которых выпускники прошлого года допустили наибольшее количество ошибок, а значит, именно этим заданиям необходимо уделить особое внимание на уроках. Согласно анализу типичных ошибок, представленному на сайте ФИПИ, выпускники 2018 года неплохо справились с заданиями первой части (1‑20). Как правило, эти задания выполняют от 50 до70% выпускников. Хотя любопытно отметить, что многие ученики и педагоги подчас легкомысленно относятся к первому заданию, невнимательно читают инструкции к заданию, поэтому в экзаменационных работах встречались словосочетания и даже слова, использованные в формулировке задания, а не одно слово, как это сказано в инструкции. Обратимся к новому пособию издательства «Экзамен» под редакцией А.Ю.Лазебниковой «ЕГЭ 2019. Обществознание. 30 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ», в котором, на мой взгляд педагога-практика, отражены все варианты заданий от простого к сложному и задан алгоритм эффективной подготовки.Например, задание первой части:1. Запишите слово, пропущенное в таблице:Факторы производства    Факторные доходыЗемля    Рента…    Заработная платаНет никаких сомнений, что ошибки в таких заданиях просто недопустимы. Еще раз напоминаем ученикам о том, как важно внимательное и вдумчивое прочтение инструкций.Но это, конечно, скорее исключение, чем правило. Большая часть ошибок встречается в заданиях второй части. И эти ошибки, как правило, связаны уже не с невнимательностью, а с объективными трудностями.В 2018 году задание 25 выполнили всего 29,7%. Казалось бы, необходимо только раскрыть смысл обществоведческого понятия, однако это вызвало значительные трудности, в особенности по разделу «Экономика». Следует отметить, что в пособии в формулировках задания 25 сделан акцент на тех понятиях, которые были наиболее сложными для выпускников 2018 года: государственный бюджет, экономический рост, рынок труда, безработица, потребитель, рыночная конкуренция, социальный контроль и др.Кроме отдельных заданий, значительные трудности вызывают темы, связанные с устройством и организацией государственной власти в РФ и федеративным устройством. Варианты задания 14 в пособии отличаются разнообразием и позволяют отработать различные аспекты этой темы. Приведем примеры.Задание 14, вариант 4. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия. К каждой позиции из блока «Полномочия»:А) определяет основные направления внутренней политики,Б) осуществляет меры по обеспечению обороны страны,В) обеспечивает проведение единой финансовой, денежной и кредитной политики,Г) принимает меры по охране суверенитета РФ,Д) принимает федеральные за­коны, -подберите соответствующую позицию из блока «Субъекты государственной власти РФ»:1) Государственная Дума РФ,2) Президент РФ,3) Правительство РФ.Самой распространенной ошибкой в этих заданиях стало определение полномочий различных органов власти. Ответы выпускников звучали так: «Правительство РФ принимает законы», «Высший орган законодательной власти – Правительство РФ».Задание 14, вариант 7. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия. К каждой позиции из блока «Функции»:А) разрешение споров о компетенции между высшими государственными органами субъектов РФ,Б) принятие мер по охране суверенитета РФ,В) разрешение экономических споров,Г) осуществление мер по обеспечению обороны страны,Д) судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, -подберите соответствующую позицию из блока «Субъекты государственной власти»:1) Конституционный Суд РФ,2) Верховный Суд РФ,3) Правительство РФ,4) Президент РФ.В анализе результатов экзамена разработчики отмечают путаницу в представлениях школьников о федеративном устройстве России, а также о разделении полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ.Задание 14, вариант 5. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия. К каждой позиции из блока «Особенности формирования или структуры в соответствии с Конституцией РФ»:А) отставка принимается или отклоняется Президентом РФ,Б) состоит из 450 депутатов,В) избирается сроком на 5 лет,Г) слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ,Д) является постоянно действующим органом, -подберите соответствующую позицию из блока «Органы государственной власти»:1) Государственная Дума РФ,2) Совет Федерации РФ,3) Правительство РФ.Многие выпускники не имели четких, ясных представлений о таких понятиях, как гуманизм, патриотизм, гражданственность. Несмотря на то что слова эти так часто звучат в СМИ, с экранов телевизоров, в школьных классах, наполнение их личным смыслом и значением представляется совершенно необходимым. В этом могут помочь задание 29 и те высказывания, которые предлагают авторы пособия:«Правила нравственности и добродетели служат основанием истинной политики» (Н.М.Карамзин).«Личность есть выбор и решение» (Н.А.Бердяев).«В гражданском обществе находится главный центр человеческой свободы» (Б.Чичерин).«Государственный человек более других сограждан должен быть одушевлен, движим… любовью к Отечеству» (Г.Р.Державин).«Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком» (Антуан де Сент-Экзюпери).В каждом высказывании четко звучат идея, смысл, влекущие необходимость размышлять на темы: политика невозможна без морали; значение личного выбора; роль гражданского общества в государстве; особая ответственность политиков перед обществом; ценность человеческого общения и т. п.При этом необходимо сделать акцент на теоретическом наполнении мини-сочинения (критерии К2, К3): объяснение ключевых понятий, корректность теоретических выкладок, наличие, логика и убедительность рассуждений, выводов. Большим плюсом пособия является то, что авторы подобрали высказывания, которые содержат прямое указание на то или иное обществоведческое понятие, а именно это дает толчок к рассуждениям.Говоря о задании 29, хочется предостеречь школьников от заучивания готовых ответов и попытки подогнать высказывание под примитивный шаблон, чтобы избежать появления однотипных сочинений о детях-маугли, выросших в лесу и так и не ставших людьми; предостеречь от использования примера Стива Джобса в любой теме, так или иначе касающейся предпринимательства; быть предельно аккуратными с историческими личностями в качестве примеров, в особенности такими неоднозначными, как И.В.Сталин, Петр I, Екатерина II и т. д. Это задание предполагает творчество, полет мысли, стройные рассуждения. Написать такую работу выпускникам будет под силу, если они в полной мере овладеют основными понятиями и концепциями социально-гуманитарных наук.Без сомнения, умение видеть проблему и выделять необходимые для ее описания понятия и термины в афористичном высказывании, автор которого мог жить в другой эпохе, приходит только в результате практики и тренировки. Пособие дает нам такую возможность, так как в нем имеются очень насыщенные и разно­образные дополнительные задания.Эти же дополнительные материалы позволят отработать и задание 28, которое, как показывает практика, также традиционно вызывает затруднения. Хочу обратить внимание коллег на то, что в этом году введена новая формулировка задания, содержащая следующие четкие указания:- составить сложный план;- план должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более с подпунктами.В критерий 28.1 в 2019 году вносится следующее положение: если «ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов)», то он оценивается в 0 баллов.Очень большим подспорьем для учителя является то, что в пособии представлено огромное разнообразие тем как в основных 30 вариантах, так и в 80 (!) дополнительных заданиях части 2. Наличие ответов на все варианты тестов и заданий, а также критериев оценивания части 2 позволяет школьникам успешно использовать пособие и для самоподготовки. Благодаря большому объему и вариативности использования материалов сборника можно тщательно проработать темы, традиционно вызывающие у школьников затруднения, такие как «Федерализм и конституционные основы национальной политики в РФ», «Экономика фирмы», «Конституционно-правовой статус Президента Российской Федерации», «Бюджетно-налоговое регулирование в условиях рынка», «Общественное воспроизводство материальных благ и его основные фазы».

В заключение я хочу вернуться к словам Лао-Цзы о первом шаге, с которого начинается путь. Этот путь пора начать уже сейчас, и главное – не забыть взять с собой качественные, актуальные пособия, одним из которых, бесспорно, является пособие А.Ю.Лазебниковой, Т.В.Коваль, Е.Л.Рутковской «ЕГЭ 2019. Обществознание. 30 вариантов». Разнообразные задания, актуальные, связанные с повседневным социальным опытом учащихся тексты, акцент на заданиях, вызвавших наибольшие трудности у выпускников прошлых лет, познавательные и стимулирующие высказывания для мини-сочинений – все это, я уверена, позволит выпускникам отказаться от помощи Маугли и Стива Джобса и не потерять свои баллы на экзамене. Удачи!

​Анна ШЕЛИЯ, учитель истории и обществознания, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте