Хочу выразить искреннюю благодарность Департаменту образования за организацию интересной и познавательной поездки в Брно для учителей – финалистов конкурса «Педагог года Москвы-2013». Для меня оказалось очень полезным посещение образовательных учреждений разного уровня чешской системы образования. Каждый день нашей стажировки запомнился чем-то необычным. Поскольку я работаю в системе профессионального образования, наиболее интересным для меня было посещение профессионального училища кулинарии, торговли и услуг Брно. Итак, по порядку.
Первое впечатление – чистота и порядок. Понравилось, что все студенты имеют сменную обувь. Понятно, что это не было сделано специально для нас, а таков действительный порядок. Очень доброжелательная и приветливая госпожа директор и ее заместитель, курирующий направление «сервис в гостинице и туризм», их радушие, искреннее добросердечие не только к нам, но и вообще к русским. Мы чувствовали себя как дома, потому что встретили нашу делегацию как дорогих и долгожданных гостей. Всего в этом учреждении 2700 студентов, у них две площадки (говоря по-нашему), включая присоединенное училище, но не слышно шума, каждый занят собственными занятиями. Кстати, оптимизация и нормативно-подушевое финансирование для чешских коллег знакомые понятия, для себя мы увидели, что наша система образования соответствует международным тенденциям. Хотя в Москве многое нам казалось непонятным, а теперь европейский урок ясен – деньги следуют за учеником. Брненское профессиональное училище – хороший пример организации работы на уровне начального профессионального образования: замечательные лаборатории поваров, кондитеров, мясников. Разумно построены учебные планы (неделя учебы, неделя практики). Понравилось деление по специальностям на отделения, каждое из которых курирует отдельный заместитель директора. Все студенты этого образовательного учреждения находятся в одном здании, а не «разбросаны» по всему городу, да это и понятно, ведь население Брно – 400 тысяч человек и масштабы иные в сравнении с миллионным мегаполисом. Кстати, нет системы трудоустройства выпускников, не все из них находят работу по специальности; финансируют учреждение профессионального образования из краевого бюджета Моравии. Вся поездка была организована на высоком профессиональном уровне: мы увидели систему образования Чехии от детского сада до вуза, ознакомились с международными проектами, в которых участвуют чешские коллеги, побывали на приеме в Департаменте образования, молодежи и физической культуры и спорта Брно. Кульминацией поездки стало посещение музея Аустерлицкой битвы. Мы увидели место исторического поражения русской армии в 1805 г., посмотрели в небо над Аустерлицем. Оно такое, каким его описал Лев Толстой в «Войне и мире». В результате мы поняли, что наша система образования не уступает европейской, что мы имеем прекрасно оборудованные лаборатории и кабинеты, что мы готовы демонстрировать своим коллегам из других стран собственные достижения, нам есть чем гордиться, мы имеем интересные разработки, проекты, конкурсы, аналогов которым нет в Чехии. Спасибо, что московские учителя имеют возможность соотнести свою работу на международном уровне. Илона ПОТАПОВА, преподаватель спецдисциплин колледжа
Комментарии