search
main
0

О конкурентоспособности и механизмах обеспечения качества образования

Коллегия Департамента образования на своем очередном заседании под председательством министра образования Москвы Исаака Калины рассмотрела вопрос «Об утверждении Положения о Московском стандарте качества образования».В ходе коллегии свое мнение высказали директор Центра образования №1679 Владимир Просвиркин, ректор МИОО, академик РАН Алексей Семенов, начальник Центрального окружного управления образования Михаил Мокринский, заместитель руководителя Департамента образования Маргарита Русецкая. С основным докладом выступил первый заместитель руководителя Департамента образования, кандидат экономических наук, профессор Вениамин КАГАНОВ.

Принятая в сентябре 2011 года Правительством Москвы государственная  программа «Столичное образование» с 2012 года стала главным инструментом развития московского образования. Ее цель – создание средствами образования условий для  личной успешности каждого обучающегося москвича.  Личная успешность – основа для конкурентоспособности  выпускников системы образования. Конкуренция в рыночной экономике стала эффективным инструментом мотивирования на качество услуг. В значительной мере это утверждение распространяется и на образовательные учреждения. В той или иной степени конкуренция между  образовательными учреждениями существовала всегда, однако введение нормативно-подушевого финансирования  позволило приблизиться к  равным стартовым  условиям для общеобразовательных учреждений, а в ближайшей перспективе  и для учреждений дополнительного образования  детей, учреждений начального и среднего профессионального образования. Необходимость конкурировать за ученика – хороший стимул для развития качества образования, и  наоборот, в условиях информационной открытости качество образования – главное конкурентное преимущество образовательного учреждения.Конкурентоспособность образовательных учреждений создает основу конкурентоспособности в целом для системы образования Москвы. Конкурентоспособность системы образования  российской столицы по сравнению с ведущими мегаполисами мира также становится сверхактуальной задачей, особенно с учетом развития Москвы как международного финансового центра. Все существующие 75 международных финансовых центров  стремятся обеспечить высокое качество жизни населения, которое невозможно  без высокого качества образования.Сегодня  цель реализуется через решение задач по обеспечению доступности  и качества образования. Вместе с тем вопрос,   что такое качество образования, каковы  требования и инструменты его измерения, в госпрограмме не прописан, хотя предусмотрены разработка и поэтапное внедрение Московского стандарта качества образования. Сразу отмечу,  что МСКО   не замена и не альтернатива федеральным образовательным стандартам. Задача  МСКО  – сформулировать  дополнительную систему требований  к образованию на основе  потребностей и ожиданий городского сообщества, и  в первую очередь  московских семей,  к условиям и результатам образования.Москва всегда большое внимание уделяла образованию, особенно  в  последние два года.  В столице развитая инфраструктура, финансирование  на одного ребенка превышает в разы то,  что могут себе позволить  другие регионы  России. Вполне справедливо, что и требования к уровню и качеству образования могут  и должны быть существенно выше,  чем в других крупных городах. Кроме того, Москва как международный финансовый центр  имеет население, развивающиеся запросы и потребности которого в отношении образования крайне дифференцированы. Социологические исследования показали, что более 85% москвичей активно интересуются обучением своих детей. Этот интерес и мощный  ресурс, и дополнительная ответственность.В этой связи  четкое и понятное  для всех определение  того, что  такое качественное образование, – вопрос не только собственно образования, но и отношения  общества  к образованию  как неотъемлемому атрибуту качества жизни. С начала 2012 года при  постоянной поддержке  министра образования Москвы, руководителя Департамента образования доктора педагогических наук Исаака Калины  реализуется  комплекс мероприятий  по формированию подходов к созданию МСКО, инструментария, разработке нормативных документов  и их апробации. В начале работы    мы   исходили из  понимания  о том, что  МСКО должен  быть универсальным и понятным инструментом, проанализировали  обширный материал,  выводы социологических исследований по отношению населения к образованию, результаты деятельности экспериментальных и инновационных площадок,  выводы научно-исследовательских работ,  провели анализ возможностей  по измерению результатов обучения,  изучили лучший российский и международный опыт. Шаг за шагом формировалось  понимание структуры МСКО. После нескольких итераций сложились рабочая группа (В.Каганов,  М.Русецкая, В.Ясвин, В.Просвиркин,  Е.Емельянова)   и технология работы.После первого  выездного  семинара с приглашением специалистов и руководителей школ  сложилась  концепция. Мы убедились, что   направление выбрано  правильное, но сама технология анализа качества  может оказаться  слишком сложной  для массового использования, провели несколько мозговых штурмов и привлекли к работе более 120 экспертов из разных образовательных учреждений. Среди них и руководители городских сетевых учреждений (Л.Лазутова, А.Семенов, А.Рытов, А.Шашков,  О.Гончарова, А.Киселев), окружных управлений образования (М.Мокринский), вузов (Ю.Забродин, Ю.Фролов),  руководители учреждений общего и дополнительного образования, колледжей. Методом последовательных приближений весь материал «сварили», пропустили через фильтры, главные из которых –  ясность критериев  и возможность измерения,   в результате удалось сформулировать  основные  подходы к МСКО.В последней декаде декабря  2012 года на  заседании коллегии Департамента образования  был рассмотрен, на мой взгляд,   фундаментальный вопрос о проекте Положения о Московском стандарте качества образования. Рабочая группа представила отчет о ходе работы и проект Положения МСКО. Инструментарий МСКО был  разработан на  основе концептуальных подходов,  одобренных экспертным советом  госпрограммы «Столичное образование» (17 октября 2012 года),  уточнен с  учетом  апробации МСКО на базе 32 дошкольных образовательных учреждений,  90  общеобразовательных учреждений, в том числе 16 коррекционных, 24 учреждений дополнительного образования, 98 колледжей и  3 вузов. Участникам апробации было предложено оценить развитие своего образовательного учреждения с использованием критериев и показателей МСКО.  Математический и статистический анализ данных позволил верифицировать предлагаемые показатели и формулы их расчета, скорректировать некоторые формулы, исключить избыточные показатели, сформировать требования к модели программного обеспечения МСКО.   Все вопросы и предложения  были учтены при доработке критериев и методики  применения МСКО.В рамках публичного  обсуждения с участием профессионального сообщества, родительской общественности мы провели круглые столы, публичные лекции,  в которых приняли участие  более 2500 человек. На официальном портале ДОгМ опубликованы видеолекция (более 5000 посетителей), презентации и разъяснения по подходам  МСКО. Информация об  МСКО неоднократно   была  представлена на пресс-конференциях и опубликована во многих СМИ. В представленном на коллегии  проекте Положения  о  МСКО  были определены основные положения, цели, функции, состав, механизмы реализации и  «настройки» параметров стандарта под изменяющуюся действительность (а  меняется она постоянно, и чем дальше, тем быстрее).   Цель МСКО –  формирование комплексных   механизмов оценки, прогнозирования и проектирования деятельности образовательных учреждений в направлении обеспечения опережающего качества образования, отвечающего текущим и перспективным запросам и потребностям московских семей и городского сообщества, обеспечения конкурентоспособности   московской системы образования.Введение  МСКО позволит сформировать механизмы динамичного развития образовательных учреждений и системы столичного образования в целом, в  том числе:    обеспечить соответствие качества образования развивающимся потребностям и запросам городского сообщества;    создать  единую систему критериев оценки качества образовательных услуг на каждом уровне и ступени образования;    стимулировать последовательное  развитие образовательных учреждений, основанное на учете традиций, возможностей коллектива и учреждения,  потребностей, в том числе специфических,  обучающихся, а также приоритетах и трендах развития московского образования, ориентирующегося на передовой отечественный и мировой опыт;    сформировать  целостную  и прозрачную систему  оценки и поддержки, в том числе  грантовой,  образовательных учреждений, направленную на поощрение лучших результатов и выравнивания стартовых возможностей.Важно, что МСКО – интегрирующая система, поскольку охватывает все уровни образования, включая дошкольное,  общее,  начальное,  среднее и высшее профессиональное, дополнительное образование детей и взрослых,  и  представляет собой триединую систему. Каждый уровень образования может (и будет) иметь свои особенности по критериям и показателям,  но ключевые векторы одинаковы для всех.  МСКО состоит из трех взаимосвязанных  подсистем. Подсистема критериев и показателей качества  представляет собой комплекс взаимосогласованных критериев и показателей деятельности образовательных учреждений, характеризующих их  возможности, результаты  работы  и эффекты  образовательной деятельности. Первая группа критериев – «Возможности образовательного учреждения» – состоит   из  трех подгрупп: критерии качества образовательных условий, критерии качества образовательного процесса и критерии  интеграции образовательного учреждения в местное сообщество. Группа критериев  «Результаты деятельности образовательного учреждения» предусматривает  показатели результатов обучения, результатов социализации и критерии экономической эффективности. Группа критериев  «Эффекты образовательной деятельности» предусматривает подгруппы критериев  конкурентоспособности, инновационности  и общественного признания. Каждая из групп имеет от 2 до 5 показателей, которые не только раскрывают суть требований, но и могут быть объективно измерены и (или) оценены.В результате экспертной оценки необходимости и достаточности критериев и показателей, корреляции с возможностями измерения   и последующей верификации сформулированы 9 блоков критериев.I. Критерии качества образовательных условийПоказатели: развитие педагогических сотрудников ОУ; создание информационно-образовательной и предметно-развивающей среды; безбарьерность среды  и условия для обучения детей с различными образовательными потребностями.II. Критерии качества образовательного процессаПоказатели: организация обучения на основе  индивидуального образовательного маршрута для обучающихся; система управления образовательным процессом с учетом индивидуальных достижений воспитанников и обучающихся; социально значимая деятельность в образовании; наличие инновационной среды.III. Критерии интеграции ОУ  в местное сообществоПоказатели: открытость населению –  государственно-общественное управление, обратная связь с потребителями, вовлеченность  родителей (работодателей); доступность и вариативность услуг для населения; взаимодействие ОУ с внешним сообществом.IV. Критерии качества образовательных результатовПоказатели:  предметные и метапредметные  результаты; участие в олимпиадах, конкурсах; личностные результаты; динамика предметных результатов; сохранность контингента обучающихся.V. Критерии качества результатов социализацииПоказатели: удовлетворенность образовательными услугами всех категорий потребителей; результативность участия в социально значимой деятельности.VI. Критерии экономической эффективностиПоказатели: доля внебюджетных и привлеченных средств; эффективность использования материально-технических и финансовых ресурсов; учет показателей экономической эффективности в управлении ОУ.VII. Критерии конкурентоспособностиПоказатели: конкурентоспособность учреждения, обучающихся и педагогов.VIII. Критерии инновационностиПоказатели:  наличие инновационной площадки; трансляция и востребованность продуктов инновационной деятельности; наличие наград, грантов и других достижений у ОУ.VIII. Критерии достижения общественного признанияПоказатели: результаты добровольной сертификации; результаты профессиональной и общественной экспертной оценки.В Положении  сформулированы только критерии, которые, по моему убеждению, относительно продолжительное время будут актуальны. Что же касается конкретных показателей,  то  хотя в настоящее время они уже определены и верифицированы, в Положение  о МСКО  не включены. Право их утверждения делегировано комиссии госпрограммы «Столичное образование», определены публичные процедуры при их уточнении и изменении. Это важно, так как с течением времени показатели, а также дифференцирующие коэффициенты, определяющие вес (вклад) тех или иных показателей в общий суммарный балл по всем критериям, могут и должны уточняться ежегодно  перед началом учебного года.Подсистема инструментов измерения и процедур оценки качества образования обеспечивает  стандартизацию, прозрачность и объективность процедур.  На основании сбора данных из различных независимых источников достигается их верификация, что позволяет фиксировать и анализировать  динамику развития как обучающихся, так и образовательного учреждения,  вырабатывать   приоритеты  дальнейшего развития  образовательного учреждения.Оценка с помощью экспертов всегда сложный, трудозатратный и  субъективный механизм.  В нашем случае экспертное сообщество привлекается для разработки критериев и показателей, конкретных формул расчета. Поэтому важнейшей  подсистемой МСКО стала подсистема  инструментов измерения и процедур оценки.  Каждый показатель может быть рассчитан на основе измерений  объективных данных, сами же измерения будут проходить автоматически. Для измерения условий и результатов будут использованы  такие инструменты, как  Московский регистр качества образования, система электронных журналов/дневников, общегородские реестры («Кадры»,  «Контингент», «Успеваемость», «Учреждения»), совмещенная с типовыми сайтами учреждений и КПМО  аналитическая информационная система (АИС) «Статистика и аналитика», материалы портфолио учителя.  Для измерения эффектов образовательной деятельности дополнительно будут использованы социологические опросы (координатор исследований – Институт гуманитарного развития мегаполиса), а также  система учета мнений родителей «Барометр». Все измерения и оценки в рамках МСКО будут производить без дополнительного запроса информации от образовательных учреждений на основе информации, имеющейся в базах данных. По мере уточнения критериев будут уточнять и совершенствовать инструменты измерения и оценки. И наоборот, те важные показатели, которые на сегодняшний день не включены в рассмотрение из-за невозможности их объективно измерить, по мере совершенствования инструментов измерения могут быть включены в рассмотрение. Удобные и надежные инструменты измерения позволят учитывать не только абсолютные значения,  но и динамику изменений.  А динамика порой важнее  абсолютного значения, поскольку проявляет градиенты развития.Это позволяет соотнести многообразие возможностей образовательных учреждений с теми результатами, которые они достигают, то есть соотносить возможности образовательного учреждения и особенности его конкретной образовательной ситуации (в каком микрорайоне оно находится, контингент обучающихся, возможности инфраструктуры и другое) с результатами его работы.Результаты мониторинга позволяют оценить образовательную ситуацию как отдельного образовательного учреждения, так и системы столичного образования в целом. Получаемая объективная картина позволяет принимать эффективные управленческие решения по проектированию развития образовательных учреждений и всего региона в целом, стимулированию их развития в приоритетных для страны направлениях. Подсистема сертификации на соответствии критериям и показателям качества образования позволяет образовательным учреждениям на добровольной основе фиксировать свои достижения и включаться в публичные механизмы позиционирования в рамках МСКО. На практике это будет означать, что все образовательные учреждения смогут пользоваться инструментарием МСКО для внутренних оценок, но  вступать в МСКО официально – после добровольной сертификации. С этого момента они будут официальными участниками публичного  рейтинга МСКО. Это требование  принципиально. Так,  например, мы имеем возможность рейтинговать все московские образовательные учреждения, но опубликовали только первые 300. Принцип «не навреди» будет действовать и здесь.  Инструментарий МСКО позволяет оценивать и при необходимости рейтинговать образовательные учреждения  как по отдельным критериям – показателям, так и  на основе суммарного показателя – комплексной оценки. Мы рассчитываем, что начиная  с нынешнего   учебного года МСКО позволит перейти на сбалансированную систему грантов как образовательным учреждениям за высокие образовательные результаты, так и педагогам. Для этого идет работа по уточнению нормативной базы.Вся аналитическая база в отношении образовательного учреждения, агрегированные показатели по городу будут доступны каждому участнику МСКО и позволят оценить   возможности, результаты и эффекты по сравнению со своими прошлыми данными, а  также  средними данными по району, округу, городу.МСКО  реализуется как  динамичная система, которая, сохраняя идеологию и общую структуру, может развиваться  за счет уточнения критериев, дифференцирующих коэффициентов, по мере приоритизации задач развития столичного и отечественного образования, мнений экспертного сообщества, запросов общества и вызовов времени. Таким образом, стандарт создает региональную систему управления динамичным развитием системы образования города Москвы.  Результаты, полученные при апробации МСКО,  свидетельствуют об обоснованности  подходов и правильном выборе критериев,  показателей и расчетных формул  для определения интегральных показателей в отношении каждого учреждения. Система позволяет провести рейтинг образовательных учреждений по любому разделу, критерию или показателю МСКО в автоматизированном режиме. Для  перевода  МСКО в режим деятельности в массовой практике  требуется  уточнение показателей МСКО, дифференцирующих  коэффициентов, в том числе в  части учета показателей, связанных со здоровьесбережением обучающихся, оценкой социокультурных результатов, психологическим мониторингом.  Также будет проведена дополнительная  верификация формул расчета  показателей экономической эффективности.    При дальнейшей настройке МСКО предстоит разработать систему независимой внешней оценки для учреждений дополнительного образования и коррекционных образовательных учреждений. На сегодняшний день оценка результатов осуществляется только собственным мониторингом образовательных учреждений.  Формулы расчета позволяют высчитывать интегрирующие баллы по каждому участнику МСКО, соответствующему состоянию качества образования и соответственно позиционированию учреждения в МСКО.    В среднесрочной перспективе предусматривается совершенствование развития   инструментов МСКО в:-  корректировке дифференцирующих коэффициентов на основе  анализа  баз данных участников МСКО;- включении в программу процедур анализа статистических данных  (методов математической статистики) для построения более эффективной системы учета показателей и их анализа;- формировании на базе данных  МСКО информационно-аналитической системы, позволяющей руководителям разных уровней и педагогическим работникам анализировать деятельность образовательного учреждения и программировать развитие учреждения и системы образования в целом.Коллегия Департамента образования поддержала  проект Положения,  в январе 2013 года он будет вынесен на обсуждение  Экспертного совета госпрограммы «Столичное образование», а в феврале – марте предполагается завершение формирования нормативной базы МСКО. Но уже сейчас руководители и педагоги могут  ориентироваться на критерии и показатели, программируя  развитие  образовательных учреждений.Мы рассчитываем, что  первые результаты от введения МСКО  появятся  уже в следующем году, а через два-три года начнут проявляться и более глубокие эффекты. Во-первых,   это рост   социальных результатов, главный из которых – повышение удовлетворенности москвичей качеством жизни, понимание, что высокое социальное качество образования их детей служит серьезной компенсаций за специфические издержки и бытовые неудобства жизни в условиях столичного мегаполиса. Во-вторых, мотивируя всех участников образовательного процесса на постоянное развитие, мы рассчитываем на повышение экономической эффективности вложений общества в систему образования посредством опережающего роста  высокого качества образования по отношению к росту финансовых вложений. В-третьих,  стандарт будет ориентировать выпускников столичных образовательных учреждений на повышение конкурентоспособности в глобальном мире. В-четвертых, динамичное развитие всех без исключения образовательных учреждений в направлении формирования образовательных моделей позволит обеспечить  сбалансированную  интеграцию результатов обучения, воспитания, личностного развития и социализации обучающихся, а в-пятых, стимулирование педагогических и управленческих кадров системы образования и приведет к профессиональному развитию, освоению современных  педагогических и интерактивных образовательных и управленческих технологий, развитию  педагогических и коммуникативных компетентностей.Наконец,  мы ожидаем, что  в ходе  развития МСКО все новые эксперты будут включаться в работу, все больше интересных и конструктивных идей  будет озвучено и реализовано,  рассчитываем, что  на последующий  этапах  к системе МСКО смогут подключиться все образовательные учреждения, находящиеся на территории  Москвы, включая  образовательные учреждения всех форм собственности, в том числе негосударственные, корпоративные учебные центры, международные образовательные учреждения, реализующие программы для москвичей. Таким образом, качество образования станет движущей силой развития конкурентоспособности системы образования Москвы и, следовательно, конкурентоспособности как отдельного выпускника, так и города в целом.P.S. Все материалы опубликованы на портале Департамента образования города Москвы www.educom.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте