search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет

“О как убийственно мы любим!” О жизни, о стране, о близкой женщине

Человека ценят по достоинствам, истина общеизвестная. Они у каждого свои. Талант – достоинство. Но его одного обычно мало, чтобы человека ценили при жизни… Взять хотя бы Пушкина.
Пьесой о Пушкине открывается сборник драматических поэм “Элегия” известного драматурга Павла Павловского, выпущенный в конце прошлого года издательством “ГИТИС”. Пьесы Павловского посвящены великим творцам прекрасного, как сказано в аннотации, – Пушкину, Тютчеву, Тургеневу, актрисам Савиной и Комиссаржевской, композитору Бетховену. “Невольник чести” – о Пушкине. Талант и честь…
Долг, честь подвержены испытанию и для Пушкина, и для Натали. Автор воссоздает дух эпохи с особым ее персонажем – Молвой. Свет, что скажет свет… Сколько писал о его жестокости и пустоте герой “Невольника чести” Владимир Соллогуб! “Ух, кабы мне удрать на чистый воздух!” – мечтает Пушкин. Бегство – единственный способ неподчинения “мнениям света”.
Но в пьесе все идет к тому моменту, когда уже нельзя спастись бегством. Состоится ли дуэль или нет? Этот вопрос составляет интригу драматической поэмы, держит в напряжении, хотя все мы знаем, что должно произойти. Знаем и напряженно следим за действием. За тем, как проявляются характеры в столкновениях, например, между понятиями о долге и возможности отбросить его…
Почему все пять пьес – “поэмы”? По-моему, все они получают право на приближение к поэзии благодаря своей лирической глубине, предельному обнажению чувств и душ, особой исповедальности героев.
“Прощальный свет”. Всего три действующих лица: Тютчев, Эрнестина Тютчева (его жена) и Елена Денисьева. Любовница? Нет, их отношения слишком высоки, хотя далеко не платонические. Любовный треугольник, где каждый стремится понять себя в происходящем и не допустить даже мысли пошлой. История любви и одиночества.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Так же, как и в жизни, Тютчев ни во что не ставит свои стихи, обостренно осознавая, как все скоротечно на земле. “Плохие вирши, выражающие нечто еще того хуже”, – вот его мнение и о конкретных стихах, и о собственном творчестве. Тютчев – это талант и редкая способность к самоумалению. Когда ощущаешь силы сказать что-нибудь вроде есенинского: “На кой мне черт, что я поэт, и без меня довольно дряни…” Но так считать о своем творчестве – не признак ли подлинного поэтического дара?
Тютчев-лирик и Тютчев-дипломат. Конечно, и эта, другая особенность его личности и профессиональной деятельности затронута в пьесе. Лирика и публицистика идут рука об руку. “Россия – страна холодная, не зябнут только дипломаты, нагревающие руки за ее счет. Но не они все определяют. Настоящая политика России – не за границей, а внутри ее самой, в ее развитии… Этого никак не могут понять в правительственных сферах”. Публицистические вставки служат раскрытию духовного мира поэта, чью публицистику мы практически не знаем. Раздумья о жизни, о стране, о близкой женщине – все вместе, в сложном переплетении.
“Элегия”. Всего два персонажа. Писатель Тургенев, актриса Савина. Малоизвестный эпизод биографии классика: его поздняя любовь.
Что такое любовь? “Это вовсе не чувство. Это болезнь души и тела. И с нею нельзя хитрить. В любви нет равенства. Одно лицо – раб, а другое властелин, и сама она цепь, цепь тяжелая…” Автор “Аси” и “Дворянского гнезда” знает, что говорит.
Итак, двое “больных”. Вечная проблема невозможности соединения двух сердец и душ, хрупкости любовных отношений, как бы чисты они ни были. “Тема дружбы-любви с ее отливами и приливами раскрыта в пьесе психологически точно, глубоко и проникновенно”, – констатирует в предисловии к книге профессор Инна Вишневская, отмечая, что кроме личной драмы писателя в пьесе звучит и другая тема – любви к России, оторванности от родной земли, усугубляющая личную драму писателя. Если счастье – это покой, то не может быть счастливых художников…
Сегодня говорят о кризисе репертуара для детского (школьного) театра. Любая из пяти драматических поэм Павловского имеет право быть поставленной на школьной сцене. Или благодаря точному раскрытию эпох и непростых характеров действующих лиц прийти на урок литературы в качестве дополнительного чтения.

Виктор БОЧЕНКОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте