Психологи считают, что в современной педагогике очень часто непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное. При этом они утверждают, что прочное запоминание материала обеспечивается как минимум двадцатикратным повторением того или иного образа, понятия в различных сочетаниях. Основываясь на выводах современной психологии, примем число упоминаний персонажей отечественной истории свыше двадцати в качестве основного критерия и таким образом попытаемся определить, кто же из деятелей истории России близок нашему государству, власти, кого она дает в качестве героев нашим детям.
Из книжного моря “выловим” один комплект учебных пособий по национальной истории. Основные требования, которые должны удовлетворять наш выбор, следующие: относительная массовость в наше малотиражное время, комплект должен охватывать полный курс истории России с шестого по девятый класс включительно и “рекомендован” или “допущен” к применению в школах Министерством образования. В современном преподавании отечественной истории в школе полный курс изучается учениками в течение четырех лет (6-9-е классы) и охватывает период с древних славян до наших дней. Всем перечисленным требованиям удовлетворяет комплект учебных пособий А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной.
Учебник для 6-го класса “История государства и народов России с древнейших времен до начала XVI в.”. Всего здесь упомянуто 76 персоналий, из них только 9 повторяются более двадцати раз: Ярослав Мудрый (51), Владимир Святой (46), Иван III (45), Батый (38), Владимир Мономах (33), Александр Невский (32), Дмитрий Донской (31), Иван Калита (31), Андрей Боголюбский (27).
Вполне очевидно, что авторы учебника уделяют особое внимание “знаковым” фигурам нашей истории. Но, с другой стороны, в рейтинг не вошли ни основатели славянской письменности св. Кирилл и Мефодий (упомянуты 3 раза), ни знаменитый купец-путешественник Афанасий Никитин (2), ни строители Московского Кремля – символа России – Марк Руффо и Пьеро Солари (1 раз). Участники знаменитой Куликовской битвы Пересвет и Ослябя названы только 2 раза. Недоумение вызывает и отношение к крупным деятелям не только Русской православной церкви, но и государства – митрополиту Алексию (2) и Сергию Радонежскому (5). Для сравнения имена литовских правителей в учебнике упоминаются гораздо чаще: князья Гедимин (15), Ольгерд (7), Ягайло (5), Витовт (7).
Учебник “История государства и народов России” для учащихся 7-х классов охватывает значительный период отечественной истории XVI-XVIII вв. После подсчета имен почти трехсотлетнего периода картина следующая: Петр I (185), Иван IV Грозный (99), Екатерина II (65), Алексей Михайлович (Тишайший) (53), Павел I (44), Борис Годунов (39), Михаил Романов (30), Лже-дмитрий I (Григорий Отрепьев) (27), Василий Шуйский (26), Иван Болотников (26), Степан Разин (25), Михаил Ломоносов (25), Емельян Пугачев (25), Ермак Тимофеевич (22), Елизавета Петровна (22). Интересно, что на имена императора Петра I и царя Ивана IV Грозного приходится 40% от всех имен, упомянутых в списке! Возможно, такая популярность объясняется словами Федора Тютчева, который говорил, что “русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра… одно уголовное дело”. Отметим также, что четырнадцать названных персоналий составляют только 6% имен, которые названы в этом учебнике. Однако из них около 162 имен упоминаются от 1 до 4 раз. Таким образом, “не достойны” запечатлеться в памяти школьников более 70% имен, упоминаемых авторами данного учебного пособия как участников исторических событий России трехсотлетнего периода.
Учебник для 8-го класса основной школы “История России. XIX век” поражает обилием персоналий. Водопад, лавина имен – всего упоминается 464 имени. Из такого множества достойны запоминания, следуя указанному критерию, только двенадцать. Это Александр I (140), Александр II (104) Наполеон I (85), Александр III (84), Николай I (83), Павел I (69), Сперанский М.М. (47), Лорис-Меликов М.Т. (30), Герцен А.И. (29), Шамиль (28), Кутузов М.И. (33), Катков М.Н. (21). Лидерами опять оказались императоры, причем с большим отрывом от остальных (58,4%). Ни одно имя, олицетворяющее культуру России этого периода (золотого века), не преодолело двадцатикратный рубеж. Любопытно, что император Франции Наполеон, как следует из третьего места по упоминанию его имени (85), стал частью российской истории. Имя Кутузова упоминается несоизмеримо реже…
Учебная книга для 9-го класса “История России. XX век” содержит в себе 641 имя. Из них только восемь персонажей новейшей истории могут быть прочно закреплены в памяти школьников 9-го класса, что составляет всего 1,2% от всех упомянутых. Кто же эти люди? Сталин (145), Ленин (82), Николай II (48), Хрущев (48), Троцкий (30), Горбачев (28), Бухарин (23), Брежнев (23).
А теперь сравним наши данные с данными подобного анализа, который проводил в 1990 году Валерий Храпов по единым учебникам советского времени (за весь курс основной школы). В то время набор самых запоминаемых персоналий был таким: Ленин – 844, Петр I – 185, Суворов А.В. – 93, Наполеон – 68, Герцен – 68, Емельян Пугачев – 65, Кутузов – 58, Богдан Хмельницкий – 50, Ломоносов – 49, Белинский – 46, Горький – 46, Пушкин – 45, Чернышевский – 45, Степан Разин – 41, Радищев – 41, адмирал Колчак – 36, Екатерина II – 34, Карл XII – 34, Николай I – 33, Иван Грозный – 31, Сталин – 31, Маркс – 29, князь Владимир – 29, Дмитрий Донской – 29, генерал Деникин – 29, Фрунзе – 28, Александр Невский – 26, Ушаков – 26, Петр Алексеев – 25, Энгельс – 23, Тарас Шевченко – 22, князь Святослав – 22, Иван III – 21.
Как видно из общего списка, приоритеты “знаковых” фигур прошлого страны с распадом СССР изменились. Произошел поворот интереса в преподавании истории от “человека типичного” или “народных масс” к конкретным участникам исторических событий прошлого. И очевидно, что перед школьниками прошлое предстает прежде всего не как история общества, народа, а история государства, судьбу которого определяют лидеры на том или ином этапе развития страны.
Нашли ли отклик в исторической памяти учеников имена тех исторических персонажей нашего прошлого, которые, по мнению авторов учебников, должны там остаться? В ходе беседы с учащимися 10-х классов ими были названы следующие персоналии: Сталин И.В. (90,3%), Ленин В.И. (90,3%), Петр I (87%), Иван Грозный (80,6%), Ельцин Б.Н. (70%), Горбачев М.С. (70%), Жуков Г.К. (45%), Александр Невский (45%), Екатерина II (42%), князь Юрий Долгорукий (38%), Кутузов М.И. (38%), Наполеон (38%), Хрущев Н.С. (25%), Брежнев Л.И. (23%), Дмитрий Донской (23%), Суворов А.В. (23%), Николай II (23%), князь Владимир Святой (13%), Николай I (13%), Александр I (13%), хан Батый (10%), Елизавета Петровна (10%), Борис Годунов (6%), Александр II (6%). Можете сравнить, так сказать, спрос и предложение.
Интересно, что среди названных школьниками имен был и действующий Президент Российской Федерации В.В. Путин (35%). Конечно, деятельность президента пока не является предметом изучения исторической науки. Упоминание его имени учащимися, видимо, связано с ожиданиями от власти серьезных изменений к лучшему в нашей противоречивой действительности.
Андрей ИГНАТОВ,
учитель истории школы N 1004,
кандидат педагогических наук
Москва
Комментарии