search
main
0

О биологии с любовью. или Откуда родом кошка?

Наталью Владимировну в школе берегут. Прежде всего дети. И не столько оттого, что ее возраст внушает не просто уважение, а доверие. А скорее оттого, что старшеклассники боятся хоть чем-то подвести свою учительницу. Конечно, Наталье Владимировне Касаткиной, отдавшей родной школе №18 пятьдесят пять лет своей педагогической деятельности, уже сложновато работать с полной нагрузкой, как бывало раньше. И все же школа доверила этой многоопытнейшей учительнице самое дорогое – своих выпускников. Три одиннадцатых класса, три урока биологии. И хотя тема у всех одна – «Селекция животных», ни один из уроков не повторился.

11-й «А»

Одиннадцатый «А» у Касаткиной, пожалуй, один из любимых. Просто все дети почти уже как родные, потому что она ведет их с пятого класса. Поэтому она позволяет себе в начале урока по-отечески пожурить учеников за то, что те оказались неблагоразумными. Накануне был городской праздник, и многие старшеклассники хорошо погуляли. Это тоже, считает она, воспитательный момент, потому на своих уроках Наталья Владимировна часто затрагивает тему вредных привычек. В основном, конечно, разговор идет, когда проходят соответствующую тему, но «пройти и забыть об этом» Касаткина считает неэтичным и непедагогичным. «Как же мы тогда воспитаем в наших детях порядочность, культуру, если будем закрывать глаза на их проступки, если не будем говорить, что это плохо», – удивляется она. Наталья Владимировна не просто объясняет, что хорошо, а что плохо, а приводит наглядные примеры того, к чему может привести в будущем употребление сейчас, в подростковом возрасте, алкоголя и табака. Вот и нынешняя тема хоть и о селекции, но краешком зацепила тему мутации. И здесь речь шла уже не о животных, а о человеке.

Опрос проходит довольно быстро. Так как селекция растений, которую проходили на прошлом уроке, и селекция животных во многом схожи, то и пройденный ранее материал повторили на этом уроке. Называя вопрос или термин, которому нужно дать определение, Наталья Владимировна указывает на того, кто должен ответить. Кто-то затрудняется или говорит очень тихо, тогда она быстро переключается на следующего ученика, чтобы тот правильно ответил или громко для всех повторил тихий ответ. Попутно и сама успевает объяснить основные методы гибридизации и отбора. Нарастающий темп опроса подхватывают и ученики.

И вот уже как-то незаметно от опроса перешли к новой теме. И на доске появляются мудреные для меня слова: «экстерьер», «гетерозис». А наводящие вопросы Касаткиной помогают ученикам сделать необходимые выводы и сформулировать определение этих терминов. Затем работа с учебником, номер страницы, которую нужно открыть, учитель называет, не глядя ни в какие свои конспекты. И пока ученики читают заданный отрывок текста и сопоставляют свои выводы с тем, что написано в параграфе, она проводит так называемую инспекцию класса – наличие у каждого тетради, учебника, тестов, которые потом потребуются для закрепления материала. Снова вопрос-ответ, запись в тетрадях терминов и определений, которые нужно выучить. И традиционное, к чему уже привыкли все ученики Касаткиной: «Вопросы есть?»

Вопросов не оказалось, и она уже открывает половинку доски с заранее подготовленной схемой, как была выведена новая порода свиней на Украине. На примере скрещивания украинской степной и английской пород показано появление новой – английской белой степной свиньи. Рассказывает сама Наталья Владимировна, и это настолько захватывает, что даже мне, в общем-то, никогда не интересовавшейся биологией в старших классах, становится интересно и, как ни странно… все понятно. Чтобы показать, что это не единственный пример, и для пополнения багажа знаний ребят уже ученица, которой было дано дополнительное задание, рассказывает о процессе выведения породы тонкорунных овец. Звонок прерывает обмен мнениями среди учеников о том, какие еще животные подверглись гибридизации. Увы, тесты так и остались на партах невостребованными – закрепить пройденное на уроке не успели. Однако это сделают ребятки, так называет Касаткина всех своих учеников независимо от возраста, дома и на следующем уроке.

Лирическое отступление

Теоретическая база селекции – это генетика. А к этой науке у Натальи Владимировны Касаткиной очень трепетное отношение, потому что основоположник генетики Сергей Сергеевич Четвериков – один из ее любимых преподавателей. «Вот не было счастья да несчастье помогло, – говорит Наталья Владимировна. – Сергей Сергеевич из тех строптивых ученых, которые отстаивали свою точку зрения, и они пострадали во времена лысенковщины. И многих из них тогда сослали в Горький. А нам-то как повезло, что у нас в университете преподавали такие корифеи, как Четвериков, Станков, Некрасов, Пузанов».

Наталья Владимировна и сейчас в достаточно солидном возрасте увлекается познанием нового. И со старшеклассниками ей интересно потому, что здесь сами дети подвигают узнавать что-то из новостей науки. Может, поэтому и было так много интересующихся учеников, которые сейчас работают в большой науке и медицине.

11-й «Г» – экономический

Одиннадцатый «Г» класс в 18-й школе называют «экономистами», и биология им вряд ли потребуется при поступлении в вуз. Но они все свои, взращенные в большинстве своем с первого класса. Тема та же, и урок тоже начинается с повторения пройденного. Но по своему содержанию опрос здесь несколько иной, и скорость его еще больше. То ли сказывается высокая продуктивность второго урока, то ли ученики лучше подготовленные, но стремительный темп учителя дети поддерживают очень легко. К определениям и терминам, прозвучавшим в «А» классе, добавляются и новые. Что такое районированные сорта? Перечисляют названия районированных сортов озимой пшеницы. Какие сорта ценятся больше – твердые или мягкие? Кто произвел революцию в селекции? Какие трудности в селекции? Наталья Владимировна внимательно выслушивает все ответы, где необходимо поправляет, а в некоторых местах акцентирует внимание ребят, и вот так незаметно мы уже переходим к теме одомашнивания животных. Вывод, что это за процесс, делают сами дети. Касаткина просит учеников объяснить всему классу подготовленную таблицу о происхождении известных нам домашних животных. Оказывается, предки лошади жили в верховьях Днепра, а кошка родом из Египта, а кур, уток и гусей объединяет один общий предок – красная утка. Разные сведения из жизни животных дети подготовили дополнительно к этому уроку по заданию учителя, поэтому Наталья Владимировна им разрешает заглядывать в записи, а не требует знания этих сведений наизусть. После рассказов, как бы подводя им итог, повторяются некоторые определения и термины. А Касаткина предлагает посмотреть, как происходило выведение белой украинской степной свиньи, открывая доску с уже приведенной схемой. При объяснении учителем ученики уже в некоторых местах сами делают определенные выводы и добавляют рассказ учителя новыми примерами из области селекции. Вспоминаются и бройлерные куры, и яки, у которых молоко хорошее, а вот мясо плохое. Приводится в пример и скрещивание овец-мериносов с архарами (дикими баранами), в процессе которого получились тонкорунные овцы, приспособленные к жизни в плохих погодных условиях. Некоторые интересные сведения для расширения кругозора добавляет и учитель. Для ребят внове узнать, что в результате скрещивания хорька и норки появился новый пушной зверек – хонорик.

После традиционного «Все ли понятно? Есть ко мне вопросы?» переходят к закреплению материала. Сегодня это происходит посредством тестов. На каждом столе их два вида. Первый, который давался на выпускных экзаменах 1998 года, Касаткина называет маленьким и предлагает ответить на вопросы по теме начиная с 87-го на 12-й странице. Каждый по порядку читает вопрос и варианты ответа и сам же выбирает правильный вариант. Остальные проверяют себя. При неправильном ответе тут же поднимают руки и неодобрительно гудят, готовые поправить одноклассника. Большинству из класса достаются вопросы уже другого, более позднего по времени составления и гораздо более объемного теста. До звонка успели ответить на 10 вопросов большого теста.

– Вы у доски разрешаете пользоваться записями?

– Ну это план ответа. Значит, ученик готовился к уроку, проработал дополнительную литературу. Такие задания, чтобы покопаться в литературе, начинаю давать с пятого класса. А потом материал становится все сложнее и сложнее, разобраться в нем нелегко, и ребята обращаются ко мне. У нас в течение всего года все время проходят дополнительные занятия. Конечно, бесплатно.

– Дети другими стали?

– Все говорят сейчас: вот они все видят, все знают. Вы знаете, это все поверхностно, нахватываются того, другого, третьего. И вот эта поверхностная информация у них большая, но если копнуть в глубинку… Поэтому в разных классах в зависимости от темы приходится перестраиваться, постоянно что-то менять. Сколько классов, столько и разнообразия, поэтому год на год не приходится, и класс на класс не приходится, и надо думать, с чем прийти к детям. Для меня главное, чтобы они были богаты интеллектуально, а ведь многие сейчас к знаниям подходят выборочно – вот это мне нужно, а это нет. Вот и сегодняшняя тема про разведение новой породы им, может, и пригодится в жизни хотя бы для того, чтобы другим людям они были интересны как собеседники, как люди.

– Давно применяете тесты на уроках?

– Да, с тестами я работаю лет 12-15, даже больше. Использовать их можно по-разному. В данном случае для закрепления на уроке. А можно и как повторение пройденного, и как изучение нового материала. Вот сегодня была устная работа, но провожу и в письменном виде как контрольную. Использую самые разные тесты – от аттестации учителей, от экзаменов, различных лет обучения. И если ЕГЭ введут, то нашим ученикам это уже не страшно – они научены.

11-й «Б» – юридический

Этот класс сборный из разных школ Нижнего Новгорода, потому что профиль его – юридический. И все «юристы» давно уверены, что биология им для сдачи экзаменов не нужна, а значит, и потом ни в каком виде не пригодится. Об этих настроениях известно и Наталье Владимировне, но она все равно дает тот же самый материал, что и в других выпускных классах. «Не хочется их принижать», – говорит она. Повторение пройденного в форме вопрос-ответ, работа с учебником, записи в тетради, объяснение нового в максимально упрощенной интерпретации. И хотя опрос идет туго, где Касаткина больше говорит сама, но подбадривает всех отвечающих, она не теряет надежды, что каждый из этих ее учеников унесет хотя бы крупицу знаний, которые пригодятся им в будущей жизни.

«У меня по материнской линии все педагоги, причем Учителя с большой буквы. Вот идешь, бывало, мимо класса, где мама преподавала, и не слышно почти ничего, так тихо она говорила. И я тоже ни на одного ребенка не крикнула никогда. Я всегда говорю, особенно со старшеклассниками, наедине, потому, что они самолюбивые очень. А когда так тихонечко переговоришь, они начинают понимать. Вот к нам из разных школ сейчас в старшие классы приходят, иногда взгляда достаточно – понимают. Никогда не кричу, уж если что такое, то вот так…» И она стучит по столу.

«Оценки младшим сразу ставишь, а в старших классах надо все-таки идти им навстречу – очень большая нагрузка у ребят сейчас. Ну могу я наставить двоек, и обозлятся они, а зачем? Эта конфронтация совсем не нужна. Вот спросила я ученика, а он сегодня отвечал неважно, значит, на следующий урок обязательно подготовится, как следует».

Ирина МАЛИНИНА

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте