search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Нынешнее новое хорошо – отработанное старое

– Московское образование за два года переходит на новый стандарт начального образования. При этом в его формулировках заложены серьезные изменения в педагогических подходах и технологиях. В чем основные принципы нового стандарта и насколько реальной вам представляется его реализация в столь короткий срок?

– На самом деле переход на новый стандарт будет происходить не за два года, а в течение четырех лет. Очень многие элементы стандарта начального образования мы отрабатывали в течение последних четырех лет, в том числе и в московских школах. Поэтому я не могу сказать, что в его формулировках заложены те изменения, которые незнакомы или неузнаваемы для массового учителя. Безусловно, есть очень серьезные отличия, связанные прежде всего с формированием информационно-образовательной среды и использованием новых образовательных технологий. Но я думаю, что в этом отношении именно у московского образования был накоплен достаточно серьезный опыт, поскольку многие вещи, которые отрабатывали в Москве, и легли в основу построения нового стандарта. Если говорить о системно-деятельностном подходе, то это тоже не новация для российской системы образования. Это развитие школ Занкова, Давыдова, Эльконина, Гальперина и других, которые, к сожалению, не получили повсеместного распространения в России, но тем не менее для нее не инновация, они показывают достаточно хорошие результаты во многих школах нашей страны. И поэтому, когда стоял вопрос о подготовке в том числе московских школ, к переходу на новый стандарт, у нас уже был накоплен большой опыт, на который можно было опереться и который можно распространять. Я думаю, что наиболее серьезным изменением будет то, что московским учителям придется переходить на в существенной степени переработанные учебники. Однако и здесь издатели поработали над тем, чтобы максимально облегчить учительству эту задачу. Во-первых, Министерство образования и науки Российской Федерации впервые ввело требования для разработки систем учебников. То есть в данном случае мы говорим не о линиях по математике, окружающему миру или другим предметам. Мы говорим о таких системах учебников, как «Школа России» и «Перспектива», которые обеспечивают реализацию стандарта. Это в значительной степени помогает реализовать межпредметный подход к обучению, более внимательно отследить, насколько соотносятся знания, которые дети получают в одних предметах, со знаниями, получаемыми ими в других предметах. Система учебников направлена на реализацию главной задачи стандарта – комплексного развития личности ребенка. Поэтому в системы учебников уже входят не четыре предмета, как раньше (русский язык, математика, окружающий мир и литературное чтение), а восемь-девять предметов, среди которых физкультура, ОБЖ, изобразительное искусство, иностранные языки. Конечно, к стандарту предъявляют определенные новые требования в связи с введением системно-деятельностного подхода и проектной деятельности обучающихся. В этом отношении московские школы обладают опытом использования этих педагогических технологий. Разработчики ФГОС подготовили полный комплект учебно-методических пособий для учителей по реализации стандарта начальной школы, особенно таких элементов, как система оценивания, проектная деятельность, внеурочная деятельность. Наше общение с учителями показывает отсутствие каких-либо серьезных препятствий для введения стандарта. – В новом стандарте говорится об электронных инструментах учебной деятельности, об открытом образовательном Интернете, об информационной образовательной среде, электронных приложениях к учебникам. Вы, как руководитель крупнейшего педагогического издательства, по учебникам которого учится сейчас огромное число детей, а до этого учились их родители, бабушки и дедушки, не боитесь конкуренции со стороны новых форм и источников образовательной информации? – Вы знаете, я абсолютно не боюсь конкуренции со стороны, как вы говорите, новых форм и источников образовательной информации. Дело в том, что мы перестраиваем деятельность издательства и формируем ту самую информационную образовательную среду, в которой будет комфортно ребенку, учителю и семье и которая обеспечит задачи реализации стандарта. В этом отношении российское образование имеет более чем десятилетний опыт разработки подобного рода ресурсов. Издательство постепенно будет превращаться из бумажного в мультимедийное. Я считаю вполне реальным, что к 2020 году до 50% оборота издательства будет поступать из продаж электронного контента. Здесь мы должны говорить о тех потрясающих возможностях, которые для нас открывает информационная образовательная среда, прежде всего с точки зрения реализации индивидуальных образовательных запросов обучающихся. – Как деятельностно-компетентностный подход, метапредметность воспринимают авторы существующих учебников, как идет их перестройка, получат ли школы новые учебники и понадобятся ли им учебники вообще? – Видите, у нас как обычно: деятельностно-компетентностный подход, метапредметность… На самом деле это системно-деятельностный подход, развитие теории и работ Выготского, Давыдова, Эльконина, Гальперина, Леонтьева и других наших выдающихся ученых. Я еще раз хочу сказать, что для учителей это не суперинновация. Другое дело, что под руководством академика Александра Асмолова была завершена разработка системно-деятельностного подхода как для начальной, так и для основной школы, а сейчас эта работа завершается и для старшей школы. Для авторов учебников и издателей это очень серьезный вызов, потому что реализация системно-деятельностного подхода – совершенно новый элемент в учебниках. Поэтому мы обращаем внимание учителей и руководителей образовательных учреждений на то, что это новое, в том числе и в деятельности учителей и директоров, в отборе той литературы, по которой будет работать школа. На сегодняшний день образовательные учреждения могут опираться только на те учебники, которые вошли в федеральные перечни, а туда вошли далеко не все из тех учебников, которые соответствуют стандарту 2004 года. Кроме всего прочего, авторы и издательства, издающие системы учебников, должны понимать, что очень серьезным элементом реализации системно-деятельностного подхода станет именно проектная деятельность школьников, которая помогает и развить, и зафиксировать те универсальные учебные действия, которые и составляют основу системно-деятельностного подхода. Говорить о том, понадобятся ли учебники вообще, я думаю, не приходится. Учебник был, есть и будет. Другое дело, что сегодня он приобретает новую форму. Например, учебники для начальной школы издательства «Просвещение» с этого года выпускают с приложенным диском. Это значительно расширяет возможности и, самое главное, облегчает труд учителя, который может использовать диски для ведения конкретных уроков. Такой диск не копирует учебник, а дополняет его. При этом соответствующие санитарно-гигиенические нормы, безусловно, соблюдены. Александр КОНДАКОВ, доктор педагогических наук, руководитель группы по разработке нового школьного стандарта образования, управляющий директор ОАО «Издательство «Просвещение»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте