На этот вопрос ответить и просто, и сложно одновременно. Просто потому, что такие школы нужны столице, за долгие годы уже накоплен колоссальный опыт работы таких образовательных учреждений, они востребованы жителями Москвы.
Помнится, когда Борис Ельцин стал первым секретарем Московского городского комитета КПСС, одним из первых его намерений было закрыть специальные школы – школы с углубленным изучением иностранных языков, так как, по его мнению, во всех школах должны изучать язык на повышенном уровне. Ельцин неоднократно говорил, что в таких школах учатся дети состоятельных и влиятельных родителей, а у простых семей такой возможности нет, хотя все школы получают финансы одинаково. Тогдашний руководитель столичного Комитета образования, назначенная Ельциным Любовь Кезина, отстояла спецшколы, а в постельцинский период приложила максимум усилий, чтобы не только сохранились спецшколы, но и были созданы лицеи, гимназии, кадетские корпуса, школы для детей с разными возможностями здоровья и развития, школа-интернат для одаренных «Интеллектуал», школа для сложных «Шанс». Именно при Любови Петровне были установлены разные нормативы для образовательных учреждений. Сегодня для всех этих школ сложная ситуация, потому что новый мэр Москвы Сергей Собянин считает – финансироваться все дети во всех школах должны одинаково, эту позицию полностью разделяет министр образования Москвы Исаак Калина. Но всем известно – лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов тратят денег больше обычных: у них много разной дополнительной литературы, у них инфраструктура иная, у них много самого разного современного оборудования, в том числе компьютерного, содержать такие школы много дороже. Если норматив на одного ребенка будет для всех школ Москвы одинаков, тогда, опасаются родители, доплачивать за повышенный уровень образования придется из семейного кошелька, тогда, опасаются уже директора школ, такие доплаты могут быть оценены как поборы, и тут уже в дело вступит Уголовный кодекс РФ. Чтобы прояснить ситуацию, мы решили выяснить мнение двух директоров. Любовь Духанина – директор частной школы «Наследник», Сергей Казарновский – директор «Класс-Центра».Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по образованию и науке: – Систему образования Москвы отличает колоссальная вариативность, и если дети получают разные образовательные программы с точки зрения их наполнения, то норматив не может быть одинаковым. Общественная палата считает, что в целом есть задача гарантировать минимальный набор образовательных услуг, который предоставляется бесплатно в соответствии с Конституцией РФ. В этом смысле подушевое финансирование хороший механизм, но все прекрасно понимают, что будущее могут создавать сильные дети, которые обучаются по насыщенным образовательным программам в разных сферах деятельности. Например, есть программы в школах с углубленным изучением физики и математики, там учатся те дети, которые потом будут преуспевать в науках. В профессиональном понимании элита – двигатель будущего государства. Понятно, что москвичи хотят иметь хорошие школы, обеспеченные современной материально-технической базой, квалифицированными учителями с высоким уровнем зарплаты. И если в первом классе семья стремится получить одного хорошего учителя, то в средней и старшей школе таких учителей должно быть много, так как для семьи хорошая школа, после окончания которой ребенок поступит в престижное высшее учебное заведение. Сегодня очень высокие требования к преподаванию английского языка, так как есть мнение, что лучше жить в той стране, где комфортнее и увереннее. Наверное, нам нужно иметь такую систему оценивания школы, которая позволяла бы родителям ориентироваться и более точно выбирать школу. Сегодня мы хорошую школу воспринимаем как школу, где учатся элитные дети состоятельных или влиятельных родителей. Нам нужно все-таки определить, что такое элитная школа? Да, все дети имеют право учиться в хороших школах, но совокупность программ в той или иной школе должна реально соответствовать запросу и возможностям ребенка. Не каждый ребенок сможет учиться в физико-математической школе, где большой объем физики и математики, в классах углубленного изучения химии или биологии. Уровень школы определяется уровнем образовательной программы и уровнем комфортности образовательной среды. В зависимости от той сферы, где проявляются способности ребенка, ему нужно предложить то или иное образовательное учреждение. То есть и возможности детей нужно оценивать на ранней стадии развития, в школе должна быть возможность для мини-профессиональных проб, чтобы семья могла увидеть, а в чем действительно ребенок более талантлив. Элитная школа должна служить еще механизмом социального перемешивания, если это будет так, то это благо для нашего государства, тогда дети с какими-то выдающимися способностями, которые родились в малообеспеченных семьях, получат хорошее образование повышенного уровня. Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, директор образовательного центра – школы №686 «Класс-Центр»: – Сегодня в Москве только один вопрос: нужно ли образование повышенного уровня? У меня есть постановление Правительства Москвы о том, какие школы есть в Москве: «Средние образовательные школы, начальные общеобразовательные школы, детские сады, прогимназии, гимназии, лицеи, санаторно-курортные, кадетские, специальные коррекционные, общеобразовательные, специальные коррекционные, начальные, школы с этнокультурным компонентом, надомного обучения, школы здоровья, сменные, вечерние». Разных школ в столице очень много, потому что мы долго глядели друг на друга, поняли, что мы все разные, что есть школы с повышенными возможностями с точки зрения качества обучения. Переживания в том, что поскольку деньги идут за детьми, то становится иногда странно, что дети, кажется, не имеющие достаточных способностей для того, чтобы учиться в такой школе, приносят туда свои деньги. Есть вопрос: действительно ли этот ребенок должен учиться в школе с повышенными требованиями? Проблема, мне кажется, в том, что долгие годы, игнорируя какие-то нравственные законы и вообще законы, мы переложили воспитание на семью. Когда семья стала воспитывать ребенка, мы ей говорим: «А теперь идите учиться в эту школу». Они отвечают: «Нас не устраивает среда, потому что с 1-го класса одноклассники моего сына или дочери находятся на учете в милиции, нас атмосфера не устраивает». Есть огромное количество людей, которые говорят: «Я не могу отдавать ребенка туда, потому что там мат стоит еще при входе в школу. Я не могу отдать ребенка туда, потому что я утром в день Последнего звонка прохожу в полдевятого мимо ворот школы, уже ученики распивают водку во дворе школы, причем это не где-то на окраине, это практически в центре. Можно я попробую отдать ребенка в другую школу?» Эти требования правильные. Кто-то отдает ребенка в школу полного дня, кто-то – в Центр образования, где есть и общее образование, и дополнительное, кто-то ищет школу для одаренных детей. На самом деле мы должны попробовать сделать так, чтобы были равные возможности для поступления в разные школы, где ребенок попадал бы в ситуацию максимального успеха. Кому-то нужна коррекционная школа. Евгений Ямбург, директор Центра образования №109, может рассказать, какое число детей вообще не способны освоить программы обычной средней школы. Сейчас таких детей колоссальное количество. У меня четыре внучки, я прекрасно знаю, что это за проблема. Я бы слово «элитная» как ругательное убрал бы вообще, его не обсуждал, нужно говорить, что есть школы с разными возможностями, для разных детей, и это большая победа московского образования. В Центре образования №548 Ефима Рачевского 2 тысячи учеников, это что – 2 тысячи элитных родителей?Москва – город большой и очень разный, это не маленький провинциальный город, где можно все выровнять. А вопрос еще и в том, как равнять: можно по верхней планке, а можно и по нижней. Сегодня все школы столицы финансируются по-разному: основная общеобразовательная школа – 63 тысячи на ребенка в год, школа с углубленным изучением предметов – 74 тысячи рублей, гимназия – 120 тысяч, лицей – 120 тысяч, санаторно-курортная – столько же, коррекционные школы – 128 тысяч, специальные общеобразовательные открытого типа – 157 тысяч, кадетские корпуса – 128 тысяч. Когда очевиден дефицит продвинутых школ, в которые хотели попасть люди, разговор идет о том, что в одних учатся дети элиты, а в других – дети простых людей. Сегодня мы должны говорить о том, почему в какие-то школы родители хотят отдать детей и дежурят ночами, а в другие люди вообще не хотят идти, о том, как менять ситуацию. Решить проблему можно, только сделав большое количество хороших школ. На каждой выставке образования за столиком обязательно сидит психолог, к которому можно подойти, поговорить и подвести своего ребенка. Я присутствовал несколько раз на европейской выставке образования в Париже, где есть надпись: «Из трех ошибок, которые вы могли совершить в жизни, две вы сделали в школе, выбирая будущую профессию». Там к специалистам стоят длиннющие очереди подростков или детей с родителями, которые хотят поговорить о том, как сделать следующий шаг в образовании или какую нужную для ребенка школу выбрать. Я считаю, что увеличение числа разных школ как раз и будет способствовать одной из главных задач Собянина – уменьшению пробок за счет того, что родители не будут возить детей по утрам в другие районы или округа. Я родился в Кожухове, живу на Беговой, учился вначале около Павелецкого, потом около театра Вахтангова, работал в Измайлове, на Динамо, теперь в Коптеве. Я московский муравей, и для меня слова Анчара, что Москва – не гостиница для туристов, а город, очень важны. Мне кажется, что все, что в Москве происходит, не может происходить кавалерийским наскоком, с Москвой нужно обращаться очень аккуратно. Иначе будет как у Высоцкого: «У ребят широкий кругозор – от ларька до нашей бакалеи». По справедливости, конечно, все дети должны получать один и тот же норматив на образование, весь вопрос, можно ли на эти деньги получить качественное образование. Разумеется, все столичные школы должны работать одинаково хорошо, но этот процесс выравнивания будет долгим и сложным, так как для этого нужна не только высококачественная инфраструктура, но и переподготовка или даже замена некоторых работающих учителей. На все это, как и на все другое, нужны немалые деньги. Например, мы знаем, какие колоссальные деньги потребовались для перехода 180 московских школ (неплохих и неплохо оборудованных) на новые стандарты начального образования. Собянин прав в том, что все столичные школы должны быть хорошими, продвинутыми и с углубленным изучением предметов, работающими по программам гимназического и лицейского образования. Но при этом Москва начинает считать деньги, и это новая тема в жизни педагогического сообщества. А что думаете на этот счет вы, уважаемые читатели «УГ-Москва»? – Как нынче финансируются школы, действительно ли они в полном объеме получают установленный норматив?- Как, на ваш взгляд, и на что нужно давать деньги в системе образования? – Какие новые формы деятельности образовательных учреждений назрели в столице?- Как нужно финансировать школы? – Как определять размер зарплаты учителей с учетом качества их работы? – Какие доплаты излишни, а какие нужно было бы обязательно ввести? – Как вы оцениваете принятый в Москве бюджет на 2011 год?- Как относитесь к тем разработкам, которые были сделаны в 31-м регионе страны, участвовавшем в комплексном проекте модернизации образования, в частности, в Тюменской и Калининградской областях? Разговор на эти и другие темы мы продолжим в следующем номере «УГ-Москва». Ваши предложения, мнения, замечания мы передадим министру образования столицы Исааку Калине.Ждем ваших писем по адресу: movin18@yandex.ru Если вы не откликнетесь, значит, вы согласны со всем тем, что предлагают изменить в системе образования, или равнодушны к его судьбе.Литературный венок Признание в любвиЛюблю тебя, родной мой град, Мой дорогой Зеленоград!Твои проспекты и сады,Твои озера и пруды.Люблю красу твоих лесов,Твое обилие цветов.А рядом высятся домаВсе из бетона и стекла.Здесь много школ, и все ониТеплом сердец освещены.В них пять десятков сентябрейОткрыты двери для детей.А знаменитый наш МИЭТСтудентов учит много лет.А площадь Юности твоейОбъединяет всех друзей.Тебя прославил электрон:«Протон», «Микрон» и «Элион».Ведь в космос корабли летятБлагодаря тебе, мой град!Ты опален огнем войны,Мы этой памяти верны.В тебя влюблен и стар, и млад,Любимый наш Зеленоград!Анна ОДЕРИЙ, ученица 10-го «Б» класса школы №1151
Комментарии