search
main
Топ 10
В Госдуме предложили пересмотреть подход к начислению зарплат учителям «Учитель года России – 2023»: как прошла торжественная церемония открытия финального этапа конкурса Примерно 1,5 тысячи челябинских девятиклассников после осеннего ОГЭ останутся на второй год Об избирательной системе России расскажут российским школьникам 25 сентября на «Разговорах о важном» Минобрнауки представило проект приказа по порядку набора в вузы на следующий учебный год Минобрнауки утвердило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы Школьникам рассказали об избирательной системе России на занятии «Разговоры о важном» Стали известны имена 15 лауреатов конкурса «Воспитатель года России – 2023» Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям-2023» стала педагог из Уфы Меры социальной поддержки педагогов в Ивановской области закрепят в законе Решали задачи и писали контрольные: учителя физики и математики Ямала поучились в ведущем вузе России Минпросвещения: объявлены пять призеров конкурса «Воспитатель года России – 2023» Родителям из Подмосковья объяснили, что такое рейтинг ученика в приложении «Моя школа» Родителям облегчили получение данных о посещении детьми школ и колледжей Москвы «Выборы» директора школы, меры поддержки педагогов, советский опыт профориентации: новости образования Сергей Кравцов, Анастасия Зырянова и Андрей Воробьев напутствовали финалистов конкурса «Учитель года России–2023» Томских школьников и педагогов приглашают навстречу вызовам Рекомендации опытного эксперта по подготовке к ОГЭ по обществознанию в 2024 году Готовимся к ЕГЭ по математике профильного уровня с учетом последних изменений Оценки выставлены: финалисты конкурса «Учитель года России – 2023» прошли второе испытание
0

Нужно взвесить все риски

Новый законопроект о просветительской деятельности, призванный противодействовать негативному иностранному влиянию на умы российских студентов и школьников, вызвал неоднозначную реакцию в педагогическом сообществе (см. «УГ» №47 от 24 ноября 2020 года). Сегодня обсуждение инициативы на наших страницах продолжает Любовь ДУХАНИНА, заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям».

Просветительская деятельность в России имеет богатейшую историю. Создавались народные университеты, где предприятия могли не только повышать квалификацию сотрудников, но и привлекать академические круги к решению прикладных проблем. В 2016 году отдельным указом Президента Российской Федерации было создано Российское общество «Знание» – просветительская организация, ауди­тория которой сегодня составляет 5 млн человек. Историческая правда, здоровый образ жизни, антикоррупционная тематика, новые профессии, цифровая экономика – это и многое другое интересует слушателей общества «Знание».
Используются как традиционные форматы просветительской деятельности, так и новые, цифровые, инструменты: стрим, дебаты, блоги, science-slam, подкасты.

Сегодня наша страна переживает бум просветительской активности: открытые образовательные курсы в Интернете, просветительские сайты, блоги, каналы. Растут и развиваются корпоративные университеты, центры, выдающие различные сертификаты и дипломы. Современное просветительство отличается широтой тематической направленности, большим количеством форматов и целевых аудиторий. Законопроект предусматривает запрет на сообщение недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также на побуждение к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации. Также подчеркивается недопустимость действий, запрещенных Уголовным кодексом РФ: возбуждение ненависти, вражды, унижение достоинства людей по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе. Вопрос контроля за просветительской деятельностью, к которой в настоящее время можно отнести и офлайн-мероприятия, и блоги, и подкасты, и информационные сайты, и видеоконференции, тесно связан с временными и кадровыми ресурсами, таких возможностей в настоящее время нет ни у одного ведомства.

Что касается предотвращения, по определению авторов законопроекта, «негативного иностранного вмешательства» в образовательный процесс российских школ и вузов, нужно взвесить все риски. Наши образовательные организации, особенно вузы, всегда имели определенную автономию в вопросах развития различных форм сотрудничества. Нужно действовать так, чтобы не нарушить устоявшиеся связи, благодаря которым наши дети получают широкие возможности культурного обмена.

В отношении всех этих законодательных инициатив необходимо оценить, насколько «пропускная способность» Минпросвещения и Минобрнауки позволит принимать и своевременно обрабатывать заявки образовательных организаций, взаимодействующих с зарубежными партнерами. Прецедент введения и отмены резонансных мер в похожем вопросе у нас уже был: достаточно вспомнить попытку жесткого регламентирования встреч российских ученых с иностранными коллегами. Поэтому к вопросу регулирования международных контактов наших школ и вузов нужно отнестись очень внимательно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте