search
main
0

Нужен «кадетский» закон. Убежден заместитель председателя Комитета Госдумы по обороне Николай БЕЗБОРОДОВ

Николай Безбородов родился в 1944 г. в городе Сегежа Карельской АССР. Окончил Сызранское высшее военное авиационное училище, Военно-политическую академию, адъюнктуру при Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина. В 1990 – 1992 гг. – начальник Курганского высшего военно-политического авиационного училища. В 1992 – 1993 гг. – начальник Курганского военного авиационно-технического училища. Депутат Госдумы четырех созывов. Член Комиссии палаты по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение обороны и государственной безопасности РФ. Генерал-майор авиации. Военный летчик 1 класса. Кандидат исторических наук. Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени.

– Николай Максимович, в свое время вы участвовали в работе выездного «круглого стола», организованного комитетами Госдумы по образованию и науке и по обороне в Ростове-на-Дону. Тема его актуальна и сегодня – «Кадетское образование в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития в XXI веке». Каковы же, на ваш взгляд, их состояние и перспективы?

– В последние годы в России активно развивается новый вид общеобразовательного учреждения – кадетские школы и школы-интернаты. Динамика их развития впечатляет. Впервые после 1917 г. кадетские корпуса появились в стране в начале 1990-х. В 1996 г. их было 7, в 2001 г. – более 40, а сегодня – порядка 60 кадетских учреждений только в системе образования. Вместе с тем анализ свидетельствует о недостаточной системности в организации их деятельности.

Об этом, кстати, и шла речь на том «круглом столе», в работе которого участвовали представители федеральных и региональных органов власти, руководители и преподаватели кадетских общеобразовательных учреждений с довузовской военной подготовкой, представители общественных организаций. Его участники констатировали: отстающее в ряде случаев от веления времени законодательство является тормозом на пути развития молодежи, избравшей стиль «милитари».

Самый сложный момент функционирования кадетских корпусов – финансирование. Полтора десятилетия оно целиком зависит от региональных бюджетов и настроения спонсоров. Для воспитания молодежи здесь слишком много случайных факторов. Нужна жесткая система, основанная на конкретном федеральном законе о кадетских корпусах.

На местах решили не ждать манны небесной. Там стремятся уйти от ситуации, когда корпуса открываются хаотично, с самой различной нормативно-правовой базой в зависимости от их ведомственной принадлежности. Понимая, что без общефедеральных решений эти проблемы не одолеть в Ростовской областном департаменте по делам казачества и кадетских учебных заведений, к примеру, разработали проект федеральной целевой программы (ФЦП) «Кадеты России».

Те, кто всерьез занимается этой проблематикой, давно настаивают на создании на уровне Федерации центра, способного проводить единую политику в кадетском образовании. Но пока это остается идеей.

Точно также далека от воплощения назревшая необходимость в централизованной подготовке преподавателей и воспитателей для суворовский военных училищ, Нахимовского ВМУ, различных кадетских образований.

Словом, пора разработать прочную законодательную базу и общие для этих учебных заведений стандарты. А то дело доходит до абсурда: во Владивостоке появился даже кадетский детский сад-ясли. Объяснили: у нас есть дополнительные занятия танцами, музыкой и иностранными языками. Потому и назвали садик «кадетским».

– А как вы относитесь к тому, что кадетские учебные заведения становятся своего рода исправительными учреждениями, куда общество определяет «трудных» подростков, детей из неблагополучных семей?

– Отрицательно. Этим проблемы беспризорности не решить, да и армия только проиграет. Как можно доверить таким парням оружие, танк, подлодку, военный корабль? С другой стороны, и отказываться от социального «отягощения» тоже нельзя: где же еще, как не в военном коллективе, воспитывать характеры? Но нужна мера. «Группа риска» должна быть небольшая, чтобы негатив «растворялся». Иначе мы в итоге получим не «группу», а целый «корпус риска».

Сразу всплывает другая проблема – набор в кадетские корпуса. По закону «Об образовании» в кадетские корпуса принимают всех желающих – как в среднюю школу. Но ведь у кадетов своя специфика: жесткая дисциплина, интернатский режим, серьезные физические нагрузки, распорядок, близкий к армейскому. Выдержать это может не каждый, так что отбор важен и необходим.

– Что делать?

– Прежде всего необходимо устранить пробелы в сфере нормативно-правового и методического обеспечения деятельности кадетских учреждений. Но движения в этом направлении что-то не видно, хотя еще полтора года назад министерствам образования и науки и обороны было предложено совместно разработать и представить Правительству России концепцию развития системы общеобразовательных учреждений с кадетским компонентом. Как законодатели, так и те, кто обучает и воспитывает кадет, настаивали, чтобы раздел о таких учреждениях был включен в новую ФЦП по развитию образования в России. Но воз и ныне там…

Между тем разработка проекта такой концепции и программы развития кадетского образования могла бы стать важным шагом на пути формирования целостной системы кадетских учреждений независимо от их ведомственной принадлежности.

– Но вы же законодатель. Вам и карты в руки. Что мешает вам, парламентарию, обладающему правом законодательной инициативы, подготовить и внести на рассмотрение Госдумы соответствующий законопроект?

– А такой законопроект был мной предложен еще в 2002 г. Но, к сожалению, до рассмотрения депутатами предыдущего созыва он так и «не дожил».

Тот проект Федерального закона «О подготовке несовершеннолетних граждан Российской Федерации в кадетских общеобразовательных учреждениях» определял правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации кадетских общеобразовательных учреждений; цели, порядок и содержание подготовки несовершеннолетних граждан Российской Федерации в кадетских общеобразовательных учреждениях. Отдельной строкой в нем было прописано, что на федеральном уровне для руководства деятельностью кадетских общеобразовательных учреждений в Министерстве образования создается управление (отдел) кадетских общеобразовательных учреждений. А приложением к законопроекту определялись должности и чины (воинские звания) служащих органов управления кадетскими общеобразовательными учреждениями и администрации кадетских общеобразовательных учреждений.

– Что мешает реанимировать давно назревший документ?

– Ведомственная разобщенность и нежелание менять положение дел. При общей эйфории по отношению к кадетским корпусам и публичного государственного признания нет ни одной государственной структуры, которая занималась бы данным видом учебных заведений. Кадетские корпуса даже не упомянуты в законе «Об образовании». Скажу больше: Министерство образования и науки только декларирует, что рассматривает развитие кадетских образовательных учреждений как одно из актуальных направлений модернизации образования на современном этапе, но ничего конкретного не делает.

Да что там министерство! В России вообще отсутствует единая государственная политика по отношению к кадетским корпусам. А если нет понимания того, что сегодняшние кадеты – это завтрашний день страны, то пытаться провести через парламент подобный закон – дело вряд ли осуществимое.

– Но ведь без базового закона дело с мертвой точки не сдвинется!

– Чтобы его «запустить» – а это, безусловно, архиважно и архинеобходимо – полезно было бы создать рабочую группу из военных, парламентариев, представителей общественности. Необходимо всесторонне изучить вопрос, чтобы выйти на глобальные решения, которые будут поддержаны как гражданским обществом, так и властными институтами. А после этого принимать закон, который, уверен, поможет поднять уровень образования и воспитания в кадетских заведениях на качественно новый уровень, отвечающий духу времени.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте