Стремителен бег времени. Современная цивилизация в буквальном смысле слова пошла вразнос. Прогресс наряду с явными техническими достижениями рождает новые угрозы и вызова. Среди которых проблемы клонирования, искусственного интеллекта, нарастающей террористической угрозы. Следует напомнить, что сегодня в силу развития технологий компактное ядерное устройство можно изготовить в условиях небольшой лаборатории. То же относится и к отравляющим веществам, одного грамма которых достаточно для отравления целого города. Страшно! Отсюда так хочется вернуться к допотопным временам, когда все было предсказуемо, спокойно, и отказаться от модернизации… Долой прогресс, назад, в архаику! Увы, не получится.
Ситуацию гениально прозревали великие художники еще в прошлом веке, в частности Борис Пастернак:
За поворотом, в глубине
Лесного лога,
Готово будущее мне
Верней залога.
Его уже не втянешь в спор
И не заластишь.
Оно распахнуто, как бор,
Все вглубь, все настежь.
Спорить с будущим действительно бесполезно. Его «не заластишь», не затормозишь пустыми заклинаниями о том, что необходимо руками и зубами держаться за традиции. Иными словами, альтернатива между модернизацией и традицией является ложной. Если бы только она одна…
Педагогам в силу сложившейся цивилизационной ситуации и профессии, пожалуй, труднее, чем всем остальным. В век, когда уже недостаточно десяти заповедей, необходимо сто десять заповедей, ибо в Библии ничего не сказано об искусственном оплодотворении, клонировании, педагогам на свой страх и риск приходится принимать решения нравственного характера. Идет переоценка ценностей. Дождаться бы, когда все устаканится. Но школа не супермаркет, который можно временно закрыть на переоценку товаров. Работать с детьми приходится здесь и сейчас.
Среди ложных альтернатив – противопоставление свободы и ответственности личности. В самом деле, какова конечная цель нашего обучения и воспитания? Какую личность мы призваны формировать? Человека творческого, свободного, способного на принятие нестандартных решений? Или четкого, надежного исполнителя? Увы, вольно или невольно люди путают понятия «свобода» и «вольность». Вольность, или своеволие, – это когда вольному воля, а пьяному, ай, что хочу, то и ворочу. Подлинная свобода неотделима от ответственности и самоограничения. Что тем более важно, потому что ресурсы нашей планеты небезграничны. Следовательно, нам понадобятся творческие люди, способные к самоограничению. Или, говоря церковным языком, к аскезе. Отсюда стратегической задачей обучения и воспитания (эти задачи неразделимы) является координированный рост свободы и ответственности личности.
Задача ответа на эти глобальные вызовы, стоящие перед человечеством, приводит к необходимости рассмотреть ложные альтернативы, стоящие перед профессиональным педагогическим сообществом. В частности, ложным является противопоставление необходимости фундаментальной предметной подготовки учителя и формирования у него необходимых психолого-педагогических компетенций.
Как известно, прогресс имеет две стороны: светлую и теневую. Успехи медицины привели к тому, что (по европейским нормам) мы сегодня в специальных колбах спасает даже пятисотграммовых недоношенных детей. Но скоро нормой станет четыреста пятьдесят граммов. И это правильно, ибо за любую жизнь надо бороться. Но одновременно мы сталкиваемся с грозной проблемой генетической усталости, поскольку нарушен оказался естественный отбор. Пятисотграммовые дети будут рожать следующих – еще более слабых. Иными словами, каждое следующие поколение будет более хилым, нежели предыдущее. Уже не говорю о том, что современная информационная перегрузка детей приводит к росту нервно-психических патологий. Следовательно, сегодня мы в школах имеем дело с огромным количеством детей с ОВЗ. Можно быть прекрасным специалистом в области химии, физики, математики или истории, но без овладения учителем новыми психолого-педагогическими компетенциями процесс обучения и воспитания детей наладить не удастся.
Откровенно говоря, идея разработки нового профессионального стандарта педагога родилась из-за объективной необходимости отвечать на вызовы и угрозы современности. Но первые же публикации его проекта вызвали к жизни еще одну ложную альтернативу – противопоставление творчества ремеслу.
Автора обвинили в том, что предлагаемый стандарт сковывает свободу творчества педагога, ограничивает его деятельность жесткими рамками и возрождает авторитарно-командную педагогику. На деле все обстоит иначе. Для примера воспользуюсь аналогией из фигурного катания. Все мы восхищаемся выступлениями наших звезд в произвольной программе, где они демонстрируют невероятные прыжки и сложнейшие поддержки. Но прежде, чем перейти к творчеству, спортсмены проходят испытание, отрабатывая обязательную программу (школа), где проверяют их профессиональные компетенции. Почему эта аналогия уместна? Потому что сложилось так, что многие наши педагоги изобретают велосипед и удивляются тому, что он не следует со скоростью «мерседеса».
Евгений ЯМБУРГ, доктор педагогических наук, академик РАО, заслуженный учитель РФ, директор школы №109
Комментарии