search
main
Топ 10
На ОГЭ по математике в 2024 году разрешено использовать калькулятор Базовая математика. Отличный результат на ЕГЭ – результат хорошей подготовки Пермская школа оказалась в центре скандала из-за формулировок в учебном плане Учителей, студентов и школьников приглашают принять участие в акции «Педагогический диктант» ЕГЭ-2024: какие изменения ждут выпускников школ В Госдуме предложили поменять подход к процедуре назначения директоров школ В Курганской области ко Дню учителя станет известно имя первого Почетного работника образования Объявлены имена лауреатов Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям-2023» Финал «Учитель года России – 2023»: торжественное открытие состоится 22 сентября в Доме правительства Подмосковья Педагоги из Саратовской области будут получать повышенную зарплату за наставническую и методическую работу В Черкесске прошли первые испытания конкурса «Лучший учитель родного языка и литературы» Кузбасские депутаты предложили больше поддерживать школьников и учителей Толстовский педуниверситет отметил 85-летие открытием педагогического «Кванториума» Российским учителям предлагают разрешить оставлять школьников на второй год В Минпросвещения считают необходимым вернуться к советскому опыту профориентации школьников Минпросвещения: финалисты конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы» начинают бороться за победу Финал конкурса «Воспитатель года России-2023» станет самым многочисленным за всю историю Читаем по нарисованному: психологический анализ детского рисунка помогает понять состояние малыша Как помочь ребенку влиться в коллектив и справиться с конфликтом: на вопросы родителей ответила психолог Минздрав одобрил перевод школьных врачей на ставки медорганизаций
0

Новый формат от ФИПИ – все к лучшему

ОГЭ по биологии как генеральная репетиция ЕГЭ

Биология для девятиклассников – это предмет по выбору. Зачастую к этому выбору дети приходят очень поздно, и для подготовки к ОГЭ остается очень мало времени. Сеть Интернет и книжные магазины предлагают различные пособия для подготовки к итоговой аттестации по биологи, как для учащихся, так и для учителей.

Среди педагогов существуют негласные требования к сборникам вариантов для подготовки к ОГЭ.

Во-первых, пособие должно быть создано специалистами, непосредственно принимающими участие в разработке реальных вариантов ОГЭ.

Во-вторых, оно должно полностью соответствовать демоверсии текущего учебного года от ФИПИ.

В-третьих, в пособии должно быть достаточно большое количество вариантов для прорешивания и разбора с учениками.

В-четвертых, должны быть представлены разные варианты заданий в каждой линии, чтобы ученики могли ознакомиться с возможными формулировками вопросов и иллюстрациями и составить общую картину экзаменационного варианта.

Этим требованиям в полной мере отвечают пособия Татьяны Вячеславовны Мазяркиной и Светланы Викторовны Первак. Поэтому, занимаясь подготовкой учащихся к ОГЭ, многие годы с удовольствием используем пособия этих авторов.

В этом учебном году в структуре ОГЭ по биологии есть изменения, которые связаны со структурой и содержанием первой части КИМов (во второй части их нет). Вот главные из них:

  • общее количество заданий сократилось: 26 вместо 29;
  • количество заданий первой части сократилось с 24 до 21;
  • линии 1, 3‑5, 7‑13, 15, 17, 18 сохранились, но изменили свои позиции;
  • включены новые линии 2, 6, 14, 16, 19‑20, которые были представлены в 2020 году в перспективной модели КИМов и апробированы;
  •  в линии 21 представлены задания по формату задания 2 ЕГЭ;
  • максимальный первичный балл увеличился с 45 в 2022 году до 48.

Приведем примеры некоторых новых заданий из сборника на проверку функциональной грамотности учащихся.

Задания в линиях 5, 6 направлены на проверку умений использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Пятое представлено в виде последовательности действий в ходе какого-либо исследования, которые нужно расположить в правильном порядке. За верное выполнение задания дается два балла. Пример из варианта 1.

Шестое задание соответствует элементу спецификации «Уметь распознавать лабораторные инструменты, посуду, медицинские приборы». Оно содержит изображение какого-либо инструмента или прибора, который нужно узнать по рисунку и выбрать, с какой целью он используется. Задание предполагает выбор одного правильного ответа из четырех, оценивается в один балл.

Линия 14 относится к блоку знаний «Человек и его здоровье», соответствует элементу спецификации «Уметь распознавать органы и системы органов человека». Это задание с обязательной иллюстрацией, на которой приведены изображения четырех органов или их частей. Требуется выбрать один объект из четырех, соответствующий вопросу. Задание оценивается в один балл. Пример из варианта 6 (см. рис.).

Линия 16 также относится к блоку знаний «Человек и его здоровье». Это задание с иллюстрацией, требуется определить правильные и неправильные подписи к рисунку и записать в ответ номера трех верно сделанных подписей. Это задание в формате ЕГЭ, за него можно заработать два балла.

В новом формате КИМов уменьшилось количество заданий по блоку «Человек», раньше их было восемь (линии 6‑13), теперь стало пять (линии 14‑18), но общее количество баллов по этому блоку не изменилось.

Интересен новый блок заданий по экологии 19‑21. Ко всем трем из них приводится схема взаимоотношений организмов в экосистеме:

19 – требуется выбрать подходящие характеристики для указанного объекта, список характеристик прилагается. Задание на два балла;

20 – составление пищевой цепи на основе предложенной схемы, 1 балл. Нужно обратить внимание учеников, что в ответ нужно писать буквы, соответствующие нужным животным на схеме, а не цифры из задания 19;

21 – задание на определение трофических связей организмов в экосистеме. Формат этого задания приближен к формату подобных заданий в ЕГЭ.

Этот блок позволяет проанализировать не только знание фактического материала, но и возможности логического мышления ученика и умение работать со схемой.

Итак, можно сделать выводы по изменениям в КИМах:

1) количество заданий в ОГЭ уменьшилось, но они стали более структурированными и более привязаны к конкретным темам;

2) многие из них не изменили своего привычного формата, но встречаются в других позициях. Это не создает трудностей для учеников, но упорядочивает КИМы;

3) исключены задания по эволюции – это несомненный плюс, так как по некоторым учебным программам эволюция как раздел биологии в девятом классе не изучается;

4) задания по своему формату приближены к формату ЕГЭ, что является хорошей предпосылкой для преемственности этих экзаменов.

Татьяна ШПАРБЕР, учитель биологии лицея «Бауманский», Йошкар-Ола

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте