В 2008-2009 гг. в серии «Стандарты второго поколения» были опубликованы материалы, включающие концепцию новых стандартов образования, фундаментальное (базовое) ядро содержания общего образования, примерные программы по предметам, что позволяет сформировать некое представление об особенностях стандартов и условиях их реализации в учебно-воспитательном процессе. Приказом Минобрнауки России от 06.10.09 №373 ФГОС начального общего образования утвержден и введен в действие с 01.01.2010 г. (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009. №15785). Назовем несколько особенностей стандартов второго поколения, которые важно учитывать при их введении в практику работы образовательных учреждений Российской Федерации.
ФГОС – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) и структуре ООП в соотношении частей внутри программы и между ее инвариантной и вариативной составляющей, формируемой участниками образовательного процесса (80 и 20% для начальной школы). Требования к результатам освоения ООП подразделяются на личностные, предметные и метапредметные, так называемые универсальные учебные действия – например, познавательные, коммуникативные.
Наиболее существенными, как нам представляется, являются требования к условиям, в которых протекает учебно-воспитательный процесс. Это финансово-экономические, материально-технические, кадровые, информационные условия, которые являются необходимой основой для перехода на новые образовательные стандарты.
Очевидно, что требования к освоению учащимися основных образовательных программ должны быть тесно связаны с условиями организации учебно-воспитательного процесса, которые созданы в конкретном образовательном учреждении. Если необходимых условий нет, то и требования к учащимся по овладению основными компетенциями, предусмотренными ООП, будут неправомерны.
Следует приветствовать и тот факт, что наконец-то в основу стандарта положен и назван приоритетным системно-деятельностный подход в организации обучения. На наш взгляд, именно самостоятельная деятельность учащихся по овладению знаниями должна быть поставлена на первое место при отборе содержания и выборе методов обучения.
Опять же нельзя не заметить прямую связь между организацией деятельности учащихся, усилением прикладного характера обучения и материально-техническими и кадровыми условиями, в которых проходит учебно-воспитательный процесс, а также учебно-методическим и информационным обеспечением этого процесса в конкретном образовательном учреждении.
Итоговая оценка глубины и качества освоения ООП начального образования осуществляется образовательным учреждением. Организуется как промежуточная, так и итоговая аттестация уровня освоения основных способов действий и овладение опорной системой знаний, необходимых для обучения на следующей ступени образования.
Рассмотрим структуру основной образовательной программы начальной школы. ООП включает:
– пояснительную записку;
– планируемые результаты освоения ООП;
– учебный план;
– программу формирования универсальных учебных действий;
– программу по отдельным предметам (курсам);
– программу духовно-нравственного развития и воспитания;
– программу здорового и безопасного образа жизни;
– систему оценки достижений планируемых результатов;
– программу коррекционной работы с детьми, имеющими ограничение по здоровью.
Программа по предмету (курсу) должна включать:
– общую характеристику предмета;
– место предмета в учебном плане;
– описание ценностных ориентиров содержания;
– личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета;
– содержание предмета;
– тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
– описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В ФГОС вместо отдельных предметов даются обязательные предметные области и описываются кратко основные задачи реализации каждой из областей (филология, математика и информатика, обществознание и естествознание, основы духовно-нравственной культуры народов России, искусство, технология, физкультура).
Филология включает русский и родной языки, иностранный язык. Обществознание и естествознание интегрируется в курсе «Окружающий мир». Искусство включает изобразительное искусство (изо) и музыку.
Количество учебных часов за 4 года не менее 2904 и не более 3210, при этом на внеурочную деятельность до 1350 ч. Организационно-методическое обеспечение внеурочной деятельности в настоящее время практически не подготовлено.
Из требований к условиям реализации ООП следует выделить материально-технические, включая наличие хорошей школьной библиотеки и оборудованных в соответствии с современными требованиями предметными кабинетами, а также учебно-методическое и информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Информационно-образовательная среда ОУ должна обеспечивать возможность устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, способствующей реализации требований ООП, в том числе и современной учебной литературе, подготовленной с использованием цифровых технологий и электронных носителей информации.
Меняются требования к УМК и современному предметному кабинету. Оснащение современного кабинета должно обеспечивать безусловное выполнение всех практических, самостоятельных и лабораторных работ, необходимых опытов и простейших самостоятельных исследований.
Основным, хотя уже давно не единственным, источником знаний учащихся по-прежнему является учебник. Учебник, как и все вокруг нас, постоянно меняется. Меняется соотношение между текстом и иллюстрациями, увеличивается или сокращается объем информации, меняется методический аппарат в результате дифференциации заданий и упражнений по уровню сложности, видам деятельности и т. д.
Особенно большие изменения произошли за последние годы, когда электронные образовательные ресурсы стали неотъемлемой частью УМК. Появились электронные учебники, мультимедийные приложения к учебникам, интерактивные наглядные пособия, в т. ч. интерактивные карты. Использование в обучении возможностей мультимедиа позволяет реализовать деятельностный подход к обучению учащихся, а следовательно, служит мощным средством мотивации в познании нового, поиске необходимой информации.
Однако использование электронных образовательных ресурсов в практике обучения нельзя назвать существенным. Это связано с резким переходом от традиционных методов обучения к инновационным и в большой степени зависит от подготовки учителей. Практическое отсутствие методических разработок и рекомендаций в этой сфере затрудняет эффективное использование электронных ресурсов.
Решая данную проблему в издательстве «Дрофа», мы пошли по пути дальнейшей эволюции действующих учебников. Трансформация традиционного учебника пошла по пути расчленения его содержания на равнозначные составляющие – текстовый навигатор и CD, содержащий иллюстративный материал, интерактив, анимацию, систему оценки качества и т. д.
Такое решение позволило создать новый продукт – интерактивный учебник, позволяющий сочетать традиционные методы использования текста учебника и новые методы работы с трехмерными иллюстрациями, интерактивными заданиями и современными моделями изучаемых причинно-следственных связей, явлений и процессов. Именно такой подход, на наш взгляд, поможет учителям более широко использовать в обучении современное электронное обеспечение учебного процесса.
Серьезная работа была проведена по всем УМК по начальной школе для приведения их в соответствие с требованиями ФГОС по начальному образованию.
Доработка УМК велась по следующим направлениям.
В учебниках по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ усилен развивающий потенциал за счет последовательного усложнения литературного содержания, введения вариативности заданий и усовершенствования системы самостоятельных и творческих работ. Усилена целевая установка на социальную значимость, воспитывающую роль литературы и книги, учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуализацию обучения в условиях классно-урочной системы обучения и использование потенциала развития коллектива учащихся.
В учебниках по РУССКОМУ ЯЗЫКУ даны тексты более разнообразные по содержанию, которые являются источником фактических знаний о родной стране, ее природе, служат патриотическому воспитанию, освоению основных социальных ролей, норм и правил. Усилено внимание к воспитанию школьника как гражданина своего Отечества, к развитию гуманного отношения к окружающим и требовательности к самому себе. Для развития творческих способностей учащихся в учебники введено большое количество речевых упражнений: репродуктивные, конструктивные, творческие.
В учебники по МАТЕМАТИКЕ внесен материал, связанный с новыми для начального курса математики темами, а именно: а) изучение разных видов диаграмм; б) использование калькулятора для проверки правильности вычислений. Особое внимание уделено грамотности младших школьников: учебники насыщены упражнениями, направленными на поиск и отработку информации (речь идет прежде всего о тщательно продуманной работе с текстовыми задачами).
Учебники по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ дополнены необходимым материалом в соответствии с требованиями образовательного стандарта. Изменения коснулись тем «Моя семья», «Состав и свойства воздуха», «Рыбы», «Они не должны исчезнуть», «Права ребенка», «Праздники нашей страны», «Современный город», «Материки и их особенности», «Как мы познаем окружающий мир», «Оказание первой помощи», «Ты в ответе за свое здоровье», «Первые русские князья», «Россия в ХVI веке», «Россия во второй половине ХVIII века».
Учебники по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ включают элементы каждого из четырех содержательных блоков, отражающих деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования. Важную роль играет направленность учебного материала на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Таким образом, идет развитие воображения, творческого потенциала ребенка, навыков сотрудничества в художественной деятельности.
В содержании учебников по МУЗЫКЕ существенно сокращена значимость репродуктивной деятельности, связанной с использованием традиционных технологий; усилен системно-деятельностный подход, имеющий ориентацию на четкие результаты образования. Введен материал, позволяющий использовать театрализованные формы музыкально-творческой деятельности. Формирование универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, являющихся характерной приметой всех без исключения предметов в начальной школе, стало одним из важнейших подходов к построению учебников по музыке для 1-4 классов.
В учебниках по ТЕХНОЛОГИИ введены рубрики «Проект», «Самостоятельная работа», которые направлены на повышение уровня самостоятельности учащихся. Доработанный комплект осуществляет предметно-практическую знаково-символическую деятельность, развивает интеллектуальные, конструкторские, художественные и технологические способности, а также абстрактное, логическое мышление, что позволит раскрыть индивидуальность ученика, его творческий потенциал, поможет в дальнейшем выбрать профессию. В курсе особое внимание уделяется развитию образного и пространственного воображения, конструкторского и творческого начала, воспитывается трудолюбие, усидчивость, терпение и другие нужные качества характера.
Учебники по ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ дополнены новыми темами, предложенными стандартом, переработан методический аппарат, расширено разнообразие вопросов и заданий.
Решить новые задачи, поставленные образовательным стандартом нового (второго) поколения, возможно только при условии более широкого вовлечения в процесс познания самих обучающихся. Нужны особые рычаги мотивации к познанию. Новые учебники, издаваемые в издательстве «Дрофа», как раз и дают возможность сделать обучение более интересным и эффективным за счет привлечения новых информационных технологий в образовании.
Владимир СИРОТИН, главный редактор издательства «Дрофа»
Комментарии