Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Новые баре и крепостные. Чтобы понять, чем дышит глубинка, нужно в ней побывать

Учительская газета, №44 от 29 октября 2013. Читать номер
Автор:

Распаханные и засеянные поля, стада коров и табуны лошадей большая редкость в здешних местах: сельское хозяйство лишь начинает потихоньку возрождаться. Коренная Россия, когда-то обжитая и многолюдная, теперь практически опустела. Население края в последние тридцать лет сократилось почти вдвое и продолжает сокращаться. Дело даже не в смертности. Люди, те, кто посмелее и поактивнее, ищут счастья в других, более благополучных городах – Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде. Даже Кострома молодым ивановским жителям кажется более привлекательной с точки зрения трудоустройства.

Но свято место пусто не бывает. В тихие и покинутые деревеньки и села с недавних пор потянулись дачники. Не те, советского разлива, добирающиеся на свои скромные сотки с лопатами и тележками на электричках, а новые – весьма состоятельные люди преимущественно из Москвы. А почему бы и нет? Земля здесь дешевая, недвижимость по сравнению со столичной просто копеечная. Главное же – почти дармовая рабочая сила. Человеческий труд, опять же по сравнению со столичными расценками, практически ничего не стоит. Местные жители настолько бедны, что рады за небольшие, почти символические суммы и дом починить, и крышу перекрыть, и огород вскопать, и прополоть, и картошку выкопать, и за домом в зимнее время приглядывать. Хотя некоторые дачники, из тех, у которых дети взрослые и помощи не требуют, уезжать на зиму не торопятся. А зачем уезжать? На те деньги, которые они получат от сдачи в наем своих московских квартир, здесь, в чистых, почти что заповедных местах, можно жить по-барски. Грибов, брусники и клюквы им осенью принесут, молоком, рыбой и мясом, опять же настоящими, а не из магазина, обеспечат, трактор нанять, чтобы дорогу до трассы от снега прочистить, не проблема. Живи только и радуйся! Хочешь – на лыжах бегай или на снегоходе катайся, хочешь – в Интернете сиди и с московскими друзьями общайся…Я пишу без всякой иронии и тем более без осуждения. Это реальность, в которой живут сельские дети. С младых ногтей они видят, что есть люди имущие, позволяющие себе жить независимо и свободно, не думая о хлебе насущном. А есть другие – таких большинство, к таким относятся их родители – те, кому трудом и с трудом даются даже скромные блага. Нужно признать: новые экономические условия породили принципиально новые социальные отношения, они возникли и существуют на других основаниях. В отличие от старинного современному «дворянству» не нужны жалованные грамоты и купчие крепости, ему достаточно того, что оно уже имеет. Нынешних «крепостных» в отличие от давних к земле привязывает не отсутствие прав (что толку, что формально жители бесперспективных сел имеют те же права, что и их «баре» – дачники-москвичи), а отсутствие реальных возможностей. Замечу, что между новыми классами нет антагонизма, наоборот, один без другого прожить не сможет. Местные жители не против того, чтобы деньги (а ведь для умирающей деревни они то же, что живая вода) приходили на эту землю хотя бы таким путем. Ведь государство бросило местных жителей выживать самостоятельно. Скромные пенсии, более чем скромные социальные пособия – попробуй, проживи на этот мизер! Заработки на отхожих промыслах, продажа даров природы на обочинах – вот единственная возможность заработать для большинства жителей. Ведь перекупщики, регулярно предлагающие селянам свои услуги, берут продукцию по бросовой цене, а в городах делают многократную наценку и живут припеваючи.Хорошо еще, что для селян существует социальный лифт – образование. Если ребенок способный и неленивый, хорошо учится, а тем более если ему повезет с учителями, он получит и больше возможностей, чем имеют его родители, и большую степень свободы. А его дети при благоприятных обстоятельствах даже смогут получить со временем «дворянство». К чему я пишу такое пространное вступление? К тому, что сельская школа сегодня играет принципиально новую роль, а качество сельского образования является фактором, определяющим судьбу человека. Ответственность сельского педагога при этом многократно возрастает. Многие учителя это поняли и живут в соответствии с новой негласной установкой, и правильно делают, иначе их ученики навсегда останутся батраками богатых дачников. Одно из самых известных и популярных среди москвичей дачных мест Ивановской области, кроме Плеса, разумеется (оно вне конкуренции), Дунилово – Горицы. Это два села, разделенные рекой Тезой и соединенные мостом. Расстояние между ними каких-то сто метров. Красота здесь несказанная. Такой пейзаж мало где найдешь. Дело в том, что в прошлые века в Дунилово и Горицах было возведено одиннадцать монастырских и приходских церквей. Почти все храмы и прихрамовые постройки сохранились и постепенно восстанавливаются, в том числе и на деньги дачников. Когда-то здесь было три обители, одна из них – Дуниловский Покровский женский монастырь – действует и сегодня. Мало того, процветает. Помимо большого хозяйства с угодьями в обители существует гимназия-пансион для девочек, как написано на сайте монастыря, из неблагополучных семей и оставшихся без попечения родителей. Реально, как выяснилось, сирот там нет, все дети находятся под опекой. Для них созданы прекрасные условия. Бытовые комнаты, так же как и учебные классы, поразят кого угодно. Интерактивное оборудование, современная техника, новая мебель – все это приобретено на деньги благотворителей, среди которых имена и фамилии очень известных лиц. Назову лишь одну – Федосеева-Шукшина. Разумеется, воспитанниц пансиона окружают чистота и благолепие. При этом девочек не принуждают отстаивать службы или трудиться в поте лица на послушаниях, за охраной их прав следят строго. Специалисты Шуйского районного управления образования во главе с начальником Еленой Алексеевной Луковкиной были здесь неоднократно и всегда оставались довольны тем, что видели. Кстати, любой читатель «УГ» тоже может увидеть все своими глазами – на сайте монастыря есть специальный раздел «Гимназия» и обширная фотогалерея. У школы-пансиона в порядке все документы, есть и лицензия, и аккредитация. Преподают девочкам сестры и послушницы с высшим педагогическим образованием. Что касается местных детей, которых в Дунилове и Горицах отнюдь не мало, то с их образованием дело обстоит несколько сложнее. Три с половиной года назад, в период оптимизации и реструктуризации, была закрыта большая и хорошая Дуниловская школа. Примечательно, что как раз накануне закрытия был проведен большой ремонт, школа подключена к газовому отоплению, поставлена своя модульная блочная мини-котельная (вот так государство экономит деньги!). С тех пор здание стоит пустым, его судьба неизвестна. Школьников из Дунилова и Гориц (42 человека) возят на школьном автобусе за 18 километров в Перемиловскую среднюю школу. Разумеется, в один рейс дети не уместятся, приходится делать два. Дороги в Ивановской области плохие. По этим дорогам, в определенные периоды года с ухабами и ямами, детей везут не сразу в Перемилово. Автобус делает заезд в Качалово и Озерки (4 километра от основной дороги). В Качалове школа была закрыта в тот же год, а школьников в Качалове и Озерках немало, в этом году набралось 20 человек. А есть в этих населенных пунктах еще и дошкольники. Однако в Дунилове закрыли и детский сад, хотя жители были против такого решения. Теперь возят маленьких детей в садики в Шую за 20 километров. Возят на машинах (если есть) или на обычном рейсовом автобусе. Он ходит от Шуи до Дунилова три раза в день. А как быть, если ребенок захочет посещать художественную или музыкальную школу? Эта проблема ляжет целиком на плечи родителей. Известно, что все познается в сравнении. Сегодня система общего образования Шуйского муниципального района включает 9 общеобразовательных школ: 5 средних, 2 основные, 2 начальные. Численность обучающихся составляет 1127 человек. А 100 лет назад, в далеком 1902 году, в Шуйском уезде был принят так называемый двухверстный школьный радиус, то есть от ученика до школы должно было быть не более двух верст. В Шуйском уезде числились 84 начальные школы: 1 частная, 3 министерские, 51 земская, 29 церковно-приходских. На образовании тогда не экономили. Поскольку одна школа приходилась на 30,5 кв. версты – на 969 жителей и на 87 детей школьного возраста (от 8 до 11 лет), для осуществления всеобщего обучения решено было открыть 48 новых школ, 22 школы перенести в другие, более центральные селения, 26 школ расширить и «учительский персонал увеличить 79 лицами». Жалованье народным учителям было установлено земством в размере 300 рублей в год с прибавками через каждые 5 лет по 50 рублей до высшего оклада – 600 рублей в год. В среднем содержание 1 училища обходилось земству в 1449 рублей в год, а расход на одного учащегося – в 15 рублей 81 копейку. Стоит ли напоминать, что корова стоила в то время пять рублей. Я сознательно оставляю эти архивные сведения (мне их предоставили шуйские коллеги-журналисты, спасибо им) без комментариев.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту