search
main
0

Новогодние чудеса

В Самаре с блеском прошла 17‑я межрегиональная школа учителей года

Семнадцатая зимняя школа «Учитель года» не юбилейная. Но все же особенная. Впервые после пандемии соблюдена традиция – в Самару вместе со своими учителями приехали дети. Представители 19 регионов! На время запрета коллективных выездов со школьниками педагоги собирались, но обменивались опытом друг с другом и с коллегами из принимающих регионов – Тамбовской области, Северной Осетии-Алании, соседней дружественной Абхазии. Для тех, кто впервые слышит об этом мероприятии, уточню, что поддерживают его Общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года», «Учительская газета», Общероссийский Профсоюз образования. А в этом году участники огромное спасибо говорят самарским персонам и организациям – председателю ООО «Учитель года» Светлане Ильиной, Самарскому управлению Министерства образования и науки Самарской области, Самарскому казачьему кадетскому корпусу и его директору Сергею Синявскому. В корпусе мы и жили, и работали, и учились, и общались.

Зимнюю школу создают добровольцы – педагоги, которые в каникулы, закрыв свои классы, отправляются не домой, а в какой-нибудь регион России – снова давать уроки, причем каждый берет с собой несколько учеников, таких же искренне любопытных, открытых ко всему новому. О феномене зимок (так называют школу участники) и летних экспедиций учителей года образовательные издания пишут не один год, но, пожалуй, понять его можно, только посмотрев на зимку изнутри. Вот и играю на школе роль учителя, оставаясь журналистом. А так как журналистское мышление, подобно писательскому, образное, то, вспоминая о зимней школе, я представляю… новогоднюю елку. На елке шары, домики из папье-маше, звезды, гирлянды, фигурки – все то, что окружало нас в зимке и было значимо.

 

Рыцари и дамы педагогики

Обычно под елкой что стоит? Куклы Деда Мороза со Снегурочкой, конечно. Под фантазийной елочкой учителей года я бы поставила фигурки рыцарей и прекрасных дам педагогики, благодаря которым существует образование и которые проводят законные выходные дни, делясь опытом. Главный рыцарь – директор зимки, учитель химии из Москвы Владимир Головнер, а Снегурочки-администраторы, отвечающие за расписание и тысячу оргмелочей, – москвички Галина Иванова и Марина Говорова. В помощь им Снегурочки-волонтеры, которые когда-то были учениками в этой школе, – молодой педагог из Вологды Наталья Дробинина и студентка колледжа Анастасия Родионова.

Сергей ЛЯМИН проводит мастер-класс

А вот как организована каникулярная жизнь рыцарей и дам, их верных оруженосцев – учеников. Утром уроки со школьниками. Группы учеников межрегиональные, подобраны примерно по возрасту. Затем общее аудиторное занятие – мастер-класс от интересного гостя. После обеда культурная жизнь – экскурсии, спектакли, квизы. Мы побывали в театре драмы «Камерная сцена» на «Евгении» (пьеса комическая, полуисторическая, с моралите в конце). А новогодний квиз с оригинальными и мотивирующими к творчеству вопросами из самых разных сфер провел учитель года Тамбовской области-2001 Сергей Лямин, ныне директор Музейно-выставочного комплекса Тамбовского государственного университета им. Г.Р.Державина. В квизе участвовали смешанные детско-взрослые команды, мы подружились, отвечая на вопросы, еще больше. И это было важно, ведь в этом году на зимней школе не было, как обычно, «ветеранов»-школьников, были только новички, сделать их коллективом за пять дней – непростая задача, и она была решена.

О жизни «оруженосцев» – детей – рассказали они сами в заметках, созданных на уроке по журналистике. Милена Григорян, ученица 11‑го класса из города Красно­сло­бод­ска, Волгоградская область: «День в зимке проходит очень быстро. Я просыпаюсь, как всегда, не с первого звонка будильника, но все же встаю в 7.40, завтракаю и иду на уроки. Например, сегодня были химия, история и журналистика. Дальше я иду на обед. Вчера мы ездили на экскурсию по Самаре, рассматривали там разные достопримечательности, самый интересный памятник – дяде Степе. Но самое крутое происходит вечером, когда мы собираемся в холле, поем и танцуем, а также играем в настольные игры. Одним словом, это были прекрасные каникулы!».

О таких важных для межрегионального общения вечерах зимки рассказывает и десятиклассница Марина Вострикова из Москвы: «Когда на улице становится слишком темно, за окном поднимается метель, – значит наступило время собраться дружной компанией за чашечкой чая и разговорами, радуясь, что мы находимся в тепле. Каждый наш вечер проходит за рассказами Веры Здоровой (Саров) и байками Антона Бацанюка (Москва). Но в каждой истории есть тот самый надзиратель, который следит за порядком. В нашем случае им был Владимир Нодарович (директор школы Владимир Головнер. – Прим. автора). Благодаря ему мы смогли развить креативное мышление в критических ситуациях, чтобы договориться посидеть с друзьями еще часок. Ведь все мы хотели провести больше времени вместе, а не проваливаться в царство Морфея».

На таких школах, права Марина, в памяти остаются вот такие вечера с разговорами. А еще – как ни странно! – уроки.

 

Классный шар

Учебная аудитория с доской, проектором и ученическими столами, которые поместились в сверкающем шаре воображаемой елки, вроде бы должна навевать тоску на взрослых и детей. Ну, половину учебного года проучились, устали. Но тоски никакой нет, хотя уроки – обязательная часть программы зимней школы. В день их проходит 12, по три параллельно. Уроки эти, хоть и длятся 45 минут, на обычные занятия не очень похожи. В них педагог вкладывает и философские идеи, и личный взгляд на предмет и жизнь. Или углубляет любимую тему, о которой в своем классе успевает сказать лишь словечко, а порой, «дорвавшись», дает детям очень важные знания, которые школьной программой вовсе не предусмотрены. Самое же главное – урок на зимке заставляет детей задуматься над дилеммой, проблемой, увидеть науку или искусство с неожиданного ракурса. А взрослые, которые обязательно ходят на занятия коллег, берут не только содержательные идеи, но и технологии, методики.

Приманка для потенциальных зрителей – название урока. «Девятое искусство» – тема занятия учителя французского языка из Тулы, председателя тульского клуба учителей года Людмилы Бабкиной. Урок был про комиксы, причем с очень интересной исторической подоплекой, с технологией создания этих произведений живописи и литературы, а еще были лингвистические эксперименты, и параллельно мы, абсолютно не напрягаясь, учили лексику. Мне запомнилось, что кошка говорит «ron-ron», а «badaboum» – это «ба-бах»! Главный итог – любовь к французскому языку и культуре.

Владимир ГОЛОВНЕР на уроке

Еще один удачный заголовок – «Пушкин? Просто огонь!», это занятие главного человека зимки Владимира Головнера. От чтения строк Александра Сергеевича, в которых говорится об огне, мы перешли к научным теориям горения. Дети проводили химические опыты, все вместе мы размышляли и даже голосовали за ту или иную теорию. В конце урока выяснилось, что победил в нашем споре Георг Шталь с теорией флогистона, а вовсе не Антуан Лавуазье с теорией кислородного горения, которая была признана учеными и попала во все учебники. «Как развивается наука – этого в школе не изучают», – сожалеет Владимир Нодарович. Вот для чего зимка и нужна. Мне запомнилось еще, что самому Лавуазье нравилась теория Шталя!

Евгений ТРУФАНОВ и ученики зимней школы. Ну очень интересно!

А вот какой урок поразил воображение десятиклассника Никиты Морозова из Ставропольского края: «Уроки физики, химии, информатики очень отличаются от их школьных «собратьев», ведь на зимке царит праздничная, приятная атмосфера, а школьники не успевают устать. Самым запомнившимся для меня стал урок информатики, на котором школьники управляли виртуальными дронами, запускали даже реальные – прямо в классе. Занятие провел преподаватель информатики Евгений Евгеньевич Труфанов из Тверской области».

Конечно, сразу захотелось увидеть все своими глазами, и я, изучив расписание, бросилась на урок. Все точно! Ребята не только запускали дроны, но и программировали их, узнали, какие бывают беспилотники, где и как используются, какие существуют законы о беспилотной технике. Дети не хотели уходить из класса!

О том, что еще можно найти на воображаемой новогодней елке зимки, расскажем в следующем номере. Продолжение следует!

Оксана РОДИОНОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте