search
main
0

Новое учебное пособие Глас народа – глас Божий

Окончание. Начало в N 2

Президент, губернатор или глава?

В 1993 году с принятием Конституции РФ в наш обиход прочно вошло непривычное слово “субъект”, “субъект Федерации”. Этим словом обозначают части нашей страны, объединенные в государство, союз “Федео” переводится с латинского языка – объединение, союз, а федерация – государство, состоящего из объединившихся в единое государственное целое отдельных государственных образований. Деление на субъекты связано с исторически сложившимся государственным устройством России. В нашу страну входят государственные образования, основанные на национально-территориальном принципе (республики, автономии), и иных, основанных на территориальном принципе (края, области, города федерального значения). Каким словом назвать их, чтобы оно отражало равенство частей государства в правах и возможностях?
Каждое федеративное государство состоит из субъектов федерации, которые называются по-разному: штаты (США), провинции (Франция), земли (Германия), кантоны (Швейцария), эмираты (Объединенные Арабские Эмираты) и др.
А вы можете придумать другое, более удачное слово?
В составе Российской Федерации 89 субъектов.
Из статьи 65 Конституции РФ выпишите, сколько и каких субъектов объединяет Россия. Российская Федерация состоит из 89 субъектов.
См. схему
Вы, вероятно, заметили, что главы исполнительных органов власти в субъектах Федерации называются по-разному. Эти названия определяют конституции или уставы субъектов.
В республиках – “президент”, а, например, в Алтайском и Краснодарском краях и некоторых областях высшее должностное лицо именуется – “глава администрации”.
В Приморском крае, Иркутской, Нижегородской, Пермской и других областях используется название “губернатор”, а в Москве – “мэр”.
Почему возникли различия в наименованиях глав исполнительной власти?
Слова “губерния” и “губернатор” мы знаем из исторического прошлого России.
Губернии в России были введены в 1708 г. указом Петра I: “Великий государь указал своем Велико-Российском государстве для всенародной пользы учинить 8 губерний”.
Губернии, как административно-территориальное деление просуществовали до 1929 года. Губернатор в переводе с латинского языка означает правитель.
В большинстве субъектов Федерации срок полномочий глав исполнительной власти – четыре года. Исключения составляют Красноярский край и Ростовская область: в них срок полномочий главы исполнительной власти – пять лет.
Во многих уставах определено, что на посту главы исполнительной власти субъекта одно лицо не может находиться более двух сроков.
Считаете ли вы такой принцип справедливым, когда главу исполнительной власти на местах обычно избирают на 4 года и занимать эту должность можно не более двух сроков? Ответ обоснуйте.
Существует старинное русское выражение “Пошла писать губерния”. Что оно означает?
Для избрания на должность главы администрации существует возрастной ценз, нижняя граница выдвижения с 30 лет (только в двух субъектах с 29 лет), а верхняя граница может быть определена до 65 лет.
Необходимо ли существование возрастных ограничений для глав исполнительной власти субъектов?
При вступлении в должность глава исполнительной власти субъекта принимает присягу, она содержится в уставе или законах субъекта.
Присяга – это официальное торжественное обещание и дается оно народу, который поверил в своего кандидата.
Если бы вас избрали главой исполнительной власти, что бы вы торжественно обещали своим избирателям, при этом не забывайте, что доверие народа нельзя обманывать.
Полномочия глав исполнительной власти различны в субъектах Российской Федерации, но в основе своей они следующие:
руководить деятельностью администрации;
представлять субъект Федерации в отношениях с Российской Федерацией;
подписывать договоры и соглашения;
наделены правом законодательной инициативы на уровне субъекта;
в уставах некоторых субъектов РФ закреплен принцип подотчетности и подконтрольности глав администрации законодательным органам данного субъекта.
В субъектах Российской Федерации по-разному определены условия возможного прекращения полномочий главы администрации. Какие из перечисленных в списке условий вы считаете необходимыми и наиболее важными? Поставьте в списке цифры от 1 до 8:
добровольный уход с поста
смерть
совершение преступления
утрата гражданства Российской Федерации
отъезд на постоянное место жительства за пределы субъекта
невозможность исполнять обязанности главы исполнительного органа по состоянию здоровья
утрата доверия со стороны избирателей
нарушение Конституции РФ, законодательства, конституции (устава) субъекта
“Положение хуже губернаторского”. Как вы считаете, что означает эта шутливая русская поговорка? Актуальна ли она сейчас?

“Ответственность – это та цена, которую мы платим за власть”.
У.Черчилль

Как вы понимаете эти слова?

Мэр, кто он?

“Право наиболее непосредственно может быть осуществлено на местном уровне”.
Европейская хартия
местного самоуправления

Демократии, подобные афинской или новгородской, возможны в условиях, когда число жителей территории не больше 5-6 тысяч человек. В народном собрании участвуют только мужчины – граждане города, которые могут сами высказывать мнение и голосовать.
Такие демократические процедуры называют прямой демократией.
Но теперь, когда численность населения значительно возросла, такой способ не может быть эффективным. Постепенно люди пришли к представительной демократии. Избиратели доверяют своим представителям, тем, кого избрали, чтобы принимать решения и исполнять их.
Самый близкий нам уровень органов государственной власти – это уровень местного самоуправления, власть, которую можно потрогать руками, увидеть лично и призвать к ответу.
В традиции нашего народа надеяться на справедливость и силу вышестоящих лиц: “Вот приедет барин, барин нас рассудит…” Однако кого же считать барином: президента или губернатора?
Но они очень далеко, а проблемы здесь, на месте. Да, “до Бога высоко, до царя далеко”.
На местах самая близкая к нам власть.
Что же означает местное самоуправление? Как, кем управляются места?
Местное самоуправление не является государственной властью. Конечно, государственные органы решают важные, крупные вопросы жизни всей страны или субъекта Федерации (области, края, республики и др.). Их решения распространяются на все население такой огромной территории. Естественно, они не могут вникнуть в проблемы и нужды маленьких поселков, городов, не говоря уже о кварталах, улицах, домах. Если государственная власть управляет населением сверху, то на местах (в муниципальных образованиях) население САМО управляет своими делами, САМО решает вопросы местного значения.
Что о власти на местах говорит наша Конституция?
Местное самоуправление осуществляется гражданами путем выборов или референдума.

“Демократия – это худший способ управления страной, если не считать тех способов, к которым до сих пор прибегало человечество”.
У.Черчилль

В ведении муниципального образования находятся около тридцати важных вопросов местного значения. Важнейшие из них – содержание жилого фонда; и другие.
Только представительный орган (он представляет интересы населения), и никто другой, может решать следующие вопросы:
принятие обязательных правил (например, поведение в транспорте);
утверждение и контроль за исполнением бюджета;
местные налоги и сборы;
управление муниципальной собственностью;
принятие и контроль за исполнением планов и программ развития;
контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц.

“Какое правительство самое лучшее? То, которое учит человека управлять самим собой”.
И.Гете

Как вы понимаете это высказывание?
Россию не хотели принимать в Совет Европы из-за отсутствия местного самоуправления, но Россия в своей истории имеет богатый опыт местного самоуправления.
Сельской общиной управляет сход, судили да рядили, а получалось самоуправление. Городское самоуправление основал Петр I. А жалованная грамота на права и выгоды городам Российской Империи, подписанная Екатериной II в 1785 году, разрешала “Обществу городскому” избирать городского главу и членов городского магистрата (совета). Позднее были созданы земства. Их роль можно увидеть на примере образования: за время существования земств открыто около 30 тысяч школ, подготовлено 45 тысяч учителей.
Так что же получается, глава муниципального образования (мэр, глава) – это барин, который рассудит. Думается, есть большая разница между мэром и барином, общее у них одно – власть, властные полномочия.
Глава муниципального образования организует работу администрации, которая управляет всеми делами.
Чтобы выбрать, нужно, чтобы было из кого выбирать.
Кто же выдвигает кандидатов?
На встречах кандидатов с избирателями часто задают вопрос: “А почему вы решили выдвигать свою кандидатуру?”. И кандидаты обычно говорят хорошие слова о том, что многое зависит от людей, которые управляют на месте, и можно многое сделать для людей, даже в условиях, когда в государстве очень много проблем.
По своим внутренним мотивам и общественно-политическому положению это могут быть разные люди.
Какой из кандидатов наиболее “опасен” для существующей власти? Какого из кандидатов выбрали бы вы? Попробуйте себя в роли социолога. Изучите общественное мнение в семье, среди знакомых, в кругу родственников и друзей.

Игра “Социолог”

I этап. Проводится в семье. Попроси маму и папу ответить самостоятельно на вопрос, ответь на него сам. Чур, не подглядывать!
Если все мнения сошлись, вы – счастливая семья.
Если сошлись два мнения, вы – дружная семья.
Если все три мнения разошлись, в вашей семье большие проблемы.
II этап. Опроси своих родственников и друзей.
Если совпали все мнения, вы – коллектив единомышленников, сплоченная команда, вы можете достичь любых целей.
Если сошлись 70% мнений, вы сможете сотрудничать, но проблемы неизбежны.
Если совпали меньше 30% мнений, вы опасны друг для друга, у вас происходит “война всех против всех”.
III этап. Попроси маму и папу поговорить на работе и провести социологическое исследование.
Если совпали все мнения, вы – способны действовать целенаправленно и согласованно.
Если сошлись 70% мнений, вы можете делать общее дело, но необходимо уметь договариваться.
Если совпали меньше 30% мнений, для вас существует угроза социального взрыва.
На основании своего исследования сделайте вывод – политический прогноз, какой человек может иметь больше всего шансов стать мэром.
Посоветуйте родителям, кого выбрать мэром.
Во все времена люди думали о том, как сделать общество счастливым. Философы Сен-Симон, Фурье, Мор и другие пытались придумать модели таких обществ, создавали свои сказочные города-утопии (“утопия” – переводится как место, которого нет). Итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла написал книгу “Город солнца”.
Придумайте свой город, ответив на вопросы:
Какие в нем будут органы власти?
Как они будут взаимодействовать?
Как контролировать друг друга?
Каким будет положение народа?
Нарисуй свой город или сделай схему управления своим городом. Придумай городу имя.

Выбираем представителей

“Представительный образ правления – это организованная справедливость, живой разум, вооруженная мораль”.
Ройе Коллар

До сих пор мы говорили о выборах на конкретные должности, но нам предстоит выбирать законодательные органы, которые будут создавать законы.
Это важная и сложная работа – обсуждение законопроектов, согласование позиций и взглядов, выработка таких законов, которые помогли бы людям и обществу в целом жить.
Законотворческая деятельность – это власть, поскольку законы определяют порядок в стране, закону должны быть подчинены действия всех людей и органов власти. Вы наверняка знаете, что в демократических странах власть разделена на три ветки: законодательную, исполнительную, судебную.
Чем занимается каждая из ветвей власти?
Законодательная; исполнительная; судебная.
Они должны взаимодействовать, дополняя одна другую, чтобы ни одна из них не превышала свои полномочия, существует специальная система отношений между ветвями власти. Ее называют “система сдержек и противовесов”.
Работу всех органов власти вы будете более подробно изучать на уроках права или обществознания.
Сейчас нам нужно понять, какое место в системе власти занимает законодательная власть.
Как вы думаете, какие последствия будут иметь место, если мы не придадим значения выборам представителей в законодательные органы власти?
Из курса истории вы уже знаете, что представительные органы власти появились достаточно давно, еще в средние века.

“Ни один человек не может быть достоин права править другим человеком без его согласия”.
А.Линкольн

Прокомментируйте эти слова.
Вспомните, как назывались сословно-представительные органы в Англии и Франции?
Законодательные органы власти называют “парламентом”, “парле” – по-французски говорить, а суффикс “мент” означает конкретное место. Так что получается по-русски парламент – “говорильня”.
Был ли на Руси парламент? Какие схожие органы власти в истории России вы знаете?
Собственно законодательным органом является Государственная Дума. Совет Федерации лишь одобряет законы, принятые Думой. Однако это не значит, что Совет Федерации не имеет никакого серьезного значения. Например, в статье 102 Конституции РФ указано, что только Совет Федерации имеет право отрешить от должности президента, назначить судей в высшие суды России, утвердить указ президента о введении военного или чрезвычайного положения.
Разделение законодательного органа на две палаты отражает федеративное устройство России. Однако было бы неправильным называть их “верхняя” и “нижняя”. Они не подчиняются друг другу, а их функции определяет Конституция Российской Федерации.

“Единственная роль, которую должен выполнять каждый, – это роль гражданина”.
Демокрит

Мыслители прошлого выражали опасение тем обстоятельством, что основной демократический механизм принятия решений – это большинство голосов. Они писали о тирании большинства, которая не будет учитывать мнение меньшинства, несмотря на то, что оно может быть справедливым и необходимым для меньшинства. В конце XX века многие демократические страны выработали специальные процедуры, защищающие права и интересы меньшинства.
Александр Солженицын в книге “Россия в обвале” предлагает вернуться к опыту царской России, когда Земский собор предлагал государю одно из нескольких решений, но при этом требовалось, чтобы царь обосновал свое мнение.
Как ты считаешь, может ли быть реализовано такое предложение в России в современных условиях? Приведи свои аргументы (доводы) “за” и “против”:

“В России две напасти:
Внизу власть тьмы,
А наверху – тьма власти”.
В.Гиляровский

Справедливы ли эти слова? Какое значение имеет система сдержек и противовесов?

“Жестокость законов препятствует их соблюдению”.
Ш.Монтескье

Вопросы, которые в Конституции отнесены к ведению субъектов Федерации, регулируют законы, которые принимают законодательные органы субъекта, а на местах, в муниципальных образованиях, законодательные органы. Они могут носить разные названия: Законодательное собрание, городская Дума и др. Федеральное Собрание не может вмешиваться в работу законодательных органов уровня субъекта и муниципального образования. Но есть интересная особенность. В Федеральном Собрании мы выбираем непосредственно только Государственную Думу. А членов Совета Федерации назначает президент или эта почетная должность передается по наследству? Конечно же, нет. В Совет Федерации входят по два члена от каждого субъекта.
Чтобы выбрать, нужно, чтобы было из кого выбирать.
Кто же выдвигает кандидатов?

“Избирательным объединением является всероссийское политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано в порядке, установленном федеральным законом, и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации. Общероссийское общественное либо изменения и дополнения, вносимые в устав общероссийского общественного объединения в целях придания ему статуса политического общественного объединения, должно быть зарегистрировано не позднее чем за год до голосования”.

(Статья 65. Федеральный закон
“О выборах Президента
Российской Федерации”)

Мы недовольны депутатами Государственной Думы. Какие черты нам больше всего не нравятся?
дают необоснованные обещания;
на заседаниях ведут себя неэтично;
не пользуются доверием;
“это только должность, а не призвание”;
“много слов и мало дела”;
“народные избранники думают о себе, а не о народе”;
говорят то, что хотят от них услышать, а не то, что на самом деле думают;
разрушают идею народовластия, способствуют развитию политической апатии.
Что бы вы посоветовали своим представителям законодательных органов.
а) на федеральном уровне
б) на уровне субъекта
в) на муниципальном уровне.

“Свобода – только противоположность рабству”.
Аристотель

Избирательный лабиринт

Лабиринт – в древности, в Греции и Египте, так называли здание, подземелье с многочисленными ходами, из которого трудно найти выход. Мы еще говорим “лабиринт улиц”, “лабиринт мыслей”, “запутаться в лабиринте”. Действительно, выборы можно сравнить с лабиринтом, из которого трудно найти выход. Но как не ошибиться? Как сделать правильный выбор?
Начнем с самой простой процедуры, т.е. официально установленной последовательности действий, что за чем, по порядку.

Работа избирательной комиссии:
составление списков избирателей;
регистрация кандидатов после проверки законности выдвижения (оформление подписных листов, либо протокола о выдвижении депутата избирательным объединением, которое зарегистрировано в установленном порядке, достоверность других документов, представленных кандидатом);
выдача кандидатам и их помощникам (доверенным лицам) удостоверений;
подготовка информационных материалов о выборах: о датах и месте голосования, фотографии и информация о кандидатах (на особом стенде);
консультации по законодательству;
подготовка места проведения голосования, избирательных ящиков, бюллетеней для голосования (по образцу);
для тех, кто не может прийти голосовать, – организация голосования по месту проживания или досрочные выборы.
Во время выборов особенно важно соблюдение всех правил. Нарушения могут привести к искажению результатов, а иногда недобросовестные политики фальсифицируют итоги выборов, т.е. подделывают их в свою пользу. Мировой опыт и опыт России показывает, что именно при голосовании и подведении итогов допускается больше всего нарушений.
В Российской Федерации голосование проводится в выходной день, так, чтобы все избиратели имели возможность прийти в помещение для голосования на избирательном участке.
Закон предусматривает специальные помещения для тайного голосования. “В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины, специально оборудованные места или комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями” – так детально определяет порядок в помещении Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”.
Столы для членов избирательной комиссии, для списков избирателей и бюллетеней – листов для голосования. Списки разделены по алфавиту (либо по домам, улицам и т.п.) на части и разложены на разные столы.
Как ты думаешь, почему?
Наблюдатели. Они должны быть размещены так, чтобы им было одновременно видно, как избиратели получают бюллетени и заполненные бюллетени опускают в ящики для голосования.
Кабины для голосования, здесь делается отметка в бюллетене. Отметки нельзя делать карандашом, это грубое нарушение.
Чем это обусловлено?
Избирательные ящики, в них опускается бюллетень.
В 8 утра, сразу после открытия помещения для голосования и объявления председателем участковой комиссии о начале работы, предъявляют всем присутствующим – членам избирательной комиссии, наблюдателям и избирателям – пустые ящики для голосования. Затем их опечатывают. В ящики опускают бюллетени тех, кто проголосовал по каким-то причинам раньше срока. И только после этого начинается голосование. Опустив бюллетень, избиратель выходит из кабины.
Для получения бюллетеней избиратель обязательно “проставляет в списке избирателей серию и номер паспорта или заменяющего его документа”. Заменять паспорт может военный билет, например, для солдат срочной военной службы. Если избиратель согласен, то номер может проставить и член избирательной комиссии. В списке нужно поставить свою подпись. “Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других не допускается”.
Во время выборов депутатов Государственной Думы избиратель получает два бюллетеня разной формы: по федеральному избирательному округу и по одномандатному избирательному округу.
При выборах Президента РФ выдается один бюллетень. В нем по алфавиту приведен список кандидатов: фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, занимаемая должность и место жительства.
“Против всех кандидатов” – специальная строка завершает перечень кандидатов. Свое мнение избиратель выражает, поставив любой знак напротив фамилии одного из кандидатов или же в строчке “Против всех кандидатов”.
Бюллетени должны быть заверены подписями двух членов участковой комиссии и печатью.
А вдруг человек передумал или ошибся? Бюллетень не следует опускать в урну, а подойти снова к членам комиссии и сказать об этом и своем желании проголосовать вновь.
Теперь, когда процедура прояснилась, обратимся к самому трудному вопросу: кого выбрать из кандидатов? Как выйти из лабиринта выбора, где в начале пути каждый кажется хорошим, а результат невозможно предугадать?
На избирательных участках в день выборов нередко можно видеть людей, чаще пожилых, которые не смогли сделать свой выбор.
“Сынок (дочка) подскажи, за кого голосовать. Вроде все симпатичные…”
К дню выборов ознакомьтесь со списками кандидатов, их предвыборными платформами. Хорошо, если бы вы побывали на предвыборных собраниях.
Выбирая того или иного кандидата, мы передаем ему полномочия выражать наши интересы. Поэтому он отвечает не только за себя, но и за нас с вами, тех людей, которые оказали ему доверие.
Человек, наделенный властью, должен обладать важными качествами, свойствами личности.
Какие из названных качеств вы считаете наиболее важными? Поставьте в списке цифры от 1 до 8:
организаторские способности;
доброта и милосердие;
способность мыслить в государственных масштабах;
порядочность и честность;
умение учитывать для страны последствия принимаемых решений;
внимание к проблемам простых людей;
ум, эрудиция и грамотность;
способность к компромиссам.
А как анализировать программу? Не обещают ли нам золотые горы, “лишь бы выбрали, а потом…”
В программе должна быть точно определена цель. Иначе идем, не зная куда, а зачем и что нас ждет – неизвестно. Цель должна быть реальная, выполнимая.
Чтобы достичь цели, нужно поставить задачи: что конкретно поэтапно необходимо выполнить для достижения цели.
Важны и средства: поступки и дела. Если принять утверждение “цель оправдывает средства” (Макиавелли), то результат может получиться противоположным поставленной цели и жертвы могут быть слишком большие.

Ирина ДОЛИНИНА,
старший преподаватель филиала Пермского политехнического университета
Чайковский

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте