Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Новое лицо образования. Зинаида Драгункина призвала экспертов принять участие в работе по разъяснению положений закона об образовании

Учительская газета, №08 от 19 февраля 2013. Читать номер
Автор:

Заседание Экспертного совета по законодательному обеспечению образования состоялось в Совете Федерации в начале февраля. Обновленному составу совета сразу же пришлось обсуждать довольно непростую тему – новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Как и любое законодательное новшество, он уже вызвал у общественности вопросы и недовольство. Впрочем, едва ли от этого градус напряжения повысился на заседании выше положенного. Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина, как и положено модератору дискуссии, стояла на умеренных позициях, критика закона исходила в основном от руководителей вузов.

Естественно, кто, как не руководители высших учебных заведений, знают, что именно от этого закона напрямую зависит то, кого подготовит им школа и кого придется учить и переучивать в дальнейшем. Отсюда понятные волнения и критика.«Принятый закон судьбоносен, но, думаю, все могут согласиться с тем, что он не идеален. Уже сегодня можно говорить о необходимости внесения дополнений в его содержание. Я считаю большим минусом то, что среди всех глав и статей этого документа не нашлось места для разговора о воспитании. Хотя все мы понимаем, что образование и воспитание неразрывно связаны. Такая ситуация уже имела место в новой истории нашего государства. Понятие «воспитание» было вычеркнуто из закона об образовании, но затем его, правда, быстро восстановили. Неужели мы вновь хотим повторения такой ситуации? Я думаю, нам все-таки нужно добиться того, чтобы воспитание вошло в закон», – подчеркнул ректор Московского гуманитарного университета Игорь Ильинский. Кроме того, понятно, что мало создать документ, надо еще и объяснить педагогам, каким образом он меняет сложившуюся систему образования, как надо перестроить свою работу, чтобы соответствовать требованиям. Впрочем, для этого еще есть время. Работать по новому закону система образования начнет только с 1 сентября, так что наиболее активно пообщаться с педагогами можно прямо перед началом учебного года – на августовских педсоветах. «Одной из ключевых задач нашего комитета на этот год должна стать разъяснительная работа. Некоторые позиции закона сформулированы таким образом, что даже юридически грамотному человеку нужны пояснения. Закон задает новые представления о современном качестве образования, так что разговор на местах должен идти в том числе и об этом. И мы уже сегодня ведем работу в этом направлении», – отметил проректор по развитию учебно-методического объединения ГУУ Виктор Звонников.Однако говорить с педагогами о новых требованиях к качеству образования, заявленных в законе, будет непросто.«Как мы можем предъявлять к педагогам такие требования? Они резонно зададут вопрос об условиях достижения такого качества. Кто создаст эти условия для школ? К какому сроку? Ведь нередко случается так, что педагог хочет задействовать на уроке новую технологию, но поскольку нет быстрого интернет-соединения, нужная страница загружается пол-урока. О каких требованиях мы можем здесь говорить? У нас в регионе в ряде школ нет широкополосного Интернета, нет цифровой связи, поэтому качество обучения не меняется. Ни для кого не секрет, что закон принимался в нервной обстановке, но эта напряженность не только не ушла с принятием документа, а лишь возрастает, когда мы сталкиваемся с проблемами его правоприменения», – охарактеризовала ситуацию ректор СГПИ, заместитель председателя Комитета по образованию и науке Думы Ставропольского края Людмила Редько.Тем не менее сами педагоги, похоже, готовы работать по новому закону и адаптироваться к его запросам. Некоторые преподаватели школ настроены даже более оптимистично, чем их коллеги из учреждений высшего образования. «Школа увидела в законе много плюсов. Уже сейчас у нас идет большая разъяснительная работа: это и круглые столы, и дискуссионные клубы, приглашаем даже старшеклассников, и задействован сайт школы. Проблемный момент – это, конечно, работа среди родителей, которые также являются важной составляющей образовательного процесса. Надо искать механизмы по просвещению родителей в этой области», – отметила заместитель директора по УВР московской гимназии №1506 Валентина Колесникова.Впрочем, при всех явных сложностях перед новым законом поставлена большая задача – решить ряд существенных проблем, скопившихся на данный момент в отечественной системе образования.«Принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации» на самом деле ключевое событие. В условиях модернизации образовательной системы возникла острая потребность вывести ее на новый уровень, который бы отвечал вызовам времени, учитывал мировые тенденции. Мы подошли к такому порогу, когда по старому Закону «Об образовании» стало просто тяжело работать. Теперь новые нормы закона стали более точными, более содержательными. У этого закона новое лицо. В нем закреплены не только оправдавшие себя на практике положения: бесплатность, всеобщая доступность образования, право выбора образовательной организации, право обучаться на родном языке и, конечно, государственно-общественный характер управления образованием. Среди новых его положений – современные требования к образованию, новые образовательные технологии и методы обучения, сетевое взаимодействие образовательных организаций, создание условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и многое-многое другое. Наконец-то в стране принят актуальный, имеющий высокую социальную значимость, судьбоносный закон», – подчеркнула Зинаида Драгункина.Кроме того, у законодателей есть надежда, что новый документ поможет сбалансировать ситуацию с кадрами, которая сложилась в отечественной экономике в условиях избыточного выпуска специалистов гуманитарной направленности и недостатка выпускников инженерно-технических специальностей.«Мы до сих пор думаем о том, как обеспечить сближение образовательной сферы и рынка труда. Сегодня рынок труда представлен в основном частными предприятиями, а образование и подготовка кадров остаются делом государства, поэтому стыка между профессиональными и образовательными стандартами нет. В новом законе впервые предпринята попытка сделать так, чтобы образовательные стандарты учитывали основные требования профессиональных», – высказался по проблеме президент Академии труда и социальных отношений Николай Гриценко.   Чтобы Закон «Об образовании в РФ» смог нормально работать, в 102 федеральных закона нужно внести изменения. Кроме того, для реализации положений нового закона об образовании будет принят целый ряд нормативно-правовых актов. Следует также отметить, что при подготовке законопроекта ко второму чтению было внесено более 1600 поправок. Часть из отклоненных поправок носила популистский характер. В целом же законодатели нашли тот баланс желаний и возможностей, который на данный момент есть у государства, и отразили его в текущей версии закона. Впрочем, устраивает такой баланс не всех. «Закон – это всегда компромисс. И этот закон – компромисс в пользу исполнительной власти, и в частности Министерства образования и науки РФ. Он уменьшает потенциал демократии вузов. Например, в очередной раз не были оговорены предмет и критерии аккредитации вузов. Сейчас критерии меняются раз в полгода, и мы постоянно должны работать на эти критерии», – подчеркнул ректор Национального института бизнеса Сергей Плаксий.В общем и целом начинать свою работу в новом составе Экспертному совету по законодательному обеспечению образования пришлось достаточно активно. Времени на раздумья нет. До начала нового учебного года надо постараться снять большую часть неопределенностей (а их, как видно, достаточно много), касающихся нового Закона «Об образовании в РФ». Необходимо подсказать педагогам, как строить свою работу в новых условиях, ободрить их, дав понять, что закон создан не вопреки их стараниям, а для того чтобы дать им в руки новый современный документ, которым они могут руководствоваться. Главное в таких условиях для законодателей и педагогов – услышать друг друга и спокойно, обдуманно начать работу по новому федеральному закону об образовании.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту