В Центральном выставочном зале РНБ открылась выставка \”Долой неграмотность! Из истории азбуки и букваря\”. Она является совместным проектом Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена и Российской национальной библиотеки.
На выставке представлены более 120 экспонатов, среди которых уникальные материалы XVIII-XXI веков из Русского книжного фонда и Отдела эстампов РНБ, тактильные пособия из фондов Государственной библиотеки для слепых и слабовидящих, оригинальные студенческие проекты на тему \”Азбука\”.Как рассказала куратор выставки от РНБ Надежда Жиденко, у азбук и букварей жизнь, как правило, была недолгой, поэтому велика ценность тех книг, которые находятся в фондах библиотеки, и с которых когда-то начиналось познание языка. Многие издания являются зеркалом эпохи. Например, на выставке можно увидеть листовые азбуки-картинки XVIII-XIX веков, которые умещались на одном листе и были доступны для самых бедных граждан. По желанию их можно было разрезать, склеивать, брошюровать.Также интересна \”Азбука или собрание разносчиков и уличных торговцев в Москве\”, созданная художником В.П. Рыбинским. На картинках были изображены разносчики товаров, и, рассматривая их, можно было познакомиться не только с буквами, но и узнать, какие товары разносили люди и как они одевались.Среди выставочных экспонатов есть и учебные пособия для обучения грамоте. Они редко становились предметами коллекционирования, поэтому, несмотря на большие тиражи, некоторые экземпляры являются библиографическими редкостями. К подобным изданиям относятся иллюстрированные азбуки XIX века: \”Детский гостинец, или Новые забавы в их обществе\”, \”Русская азбука для детей обоих полов\”, \”Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей\” и другие.Особый интерес могут вызвать дореволюционные учебные пособия, составленные выдающимися деятелями науки и культуры: писателем Л.Н.Толстым, педагогом К.Д.Ушинским, этнографом и революционером И.А.Худяковым и др. Любопытно, что азбуку Льва Толстого, составленную в 4-х частях, не жаловали критики, считая, что в ней много эстетизма. А вот азбука Константина Ушинского выдержала 147 переизданий! Больше всех не повезло \”Самоучителю для начинающих обучаться грамоте\” Ивана Худякова. Книга была запрещена, так как была признана подрывающей государственные устои, хотя автор всего лишь обращался к русским пословицам и поговоркам.Отдельный раздел посвящен истории азбук, являющихся альтернативным способом коммуникации: семафорной азбуке, коду Морзе, тактильному алфавиту, языку жестов. Кроме того, свои эскизы книжных обложек, буквиц, настольно-печатных игр, детских площадок для дизайн-проектов на тему \”Азбука\” представили на выставке преподаватели факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена и студенты, обучающиеся по профилю \”Дополнительное образование в области дизайна и компьютерной графики\” РГПУ им. А.И. Герцена.По мнению организаторов выставки, она будет интересна, как педагогам, так и детям, а также всем интересующимся историей развития русского языка.
Как рассказала куратор выставки от РНБ Надежда Жиденко, у азбук и букварей жизнь, как правило, была недолгой, поэтому велика ценность тех книг, которые находятся в фондах библиотеки, и с которых когда-то начиналось познание языка. Многие издания являются зеркалом эпохи. Например, на выставке можно увидеть листовые азбуки-картинки XVIII-XIX веков, которые умещались на одном листе и были доступны для самых бедных граждан. По желанию их можно было разрезать, склеивать, брошюровать.
Также интересна \”Азбука или собрание разносчиков и уличных торговцев в Москве\”, созданная художником В.П. Рыбинским. На картинках были изображены разносчики товаров, и, рассматривая их, можно было познакомиться не только с буквами, но и узнать, какие товары разносили люди и как они одевались.
Среди выставочных экспонатов есть и учебные пособия для обучения грамоте. Они редко становились предметами коллекционирования, поэтому, несмотря на большие тиражи, некоторые экземпляры являются библиографическими редкостями. К подобным изданиям относятся иллюстрированные азбуки XIX века: \”Детский гостинец, или Новые забавы в их обществе\”, \”Русская азбука для детей обоих полов\”, \”Великолепная русская азбука. Подарок для добрых детей\” и другие.
Особый интерес могут вызвать дореволюционные учебные пособия, составленные выдающимися деятелями науки и культуры: писателем Л.Н.Толстым, педагогом К.Д.Ушинским, этнографом и революционером И.А.Худяковым и др. Любопытно, что азбуку Льва Толстого, составленную в 4-х частях, не жаловали критики, считая, что в ней много эстетизма. А вот азбука Константина Ушинского выдержала 147 переизданий! Больше всех не повезло \”Самоучителю для начинающих обучаться грамоте\” Ивана Худякова. Книга была запрещена, так как была признана подрывающей государственные устои, хотя автор всего лишь обращался к русским пословицам и поговоркам.
Отдельный раздел посвящен истории азбук, являющихся альтернативным способом коммуникации: семафорной азбуке, коду Морзе, тактильному алфавиту, языку жестов. Кроме того, свои эскизы книжных обложек, буквиц, настольно-печатных игр, детских площадок для дизайн-проектов на тему \”Азбука\” представили на выставке преподаватели факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена и студенты, обучающиеся по профилю \”Дополнительное образование в области дизайна и компьютерной графики\” РГПУ им. А.И. Герцена.
По мнению организаторов выставки, она будет интересна, как педагогам, так и детям, а также всем интересующимся историей развития русского языка.
Санкт-Петербург
Фото автора
Комментарии