search
main
0

Новая столица фараонов. Зачем Каир хотят отправить в отставку?

Потомки фараонов, наши современники, видимо, решили, что называется, тряхнуть стариной и дополнить славные деяния своих предков еще одним великим свершением. Планы нынешних египтян действительно потрясают. Построить с нуля посреди пустыни новую административную и деловую столицу – вот на что ни много ни мало замахнулись они. Да и не обычный город должен появиться буквально из ничего словно по волшебству сказок «Тысячи и одной ночи», а утопающий в зелени «умный» град, оборудованный по последнему слову науки и техники.

За свою более чем 5-тысячелетнюю историю Египту не раз приходилось менять свои границы и столицы. Его даже можно назвать рекордсменом в этом вопросе. Тинис, Мемфис, Фивы, Саис, Буто, Гераклеополь, Пер-Рамсес, Тани. И только в 969 н. э., в год своего основания, столицей наконец-то стал Каир и остается ею и по сей день. Но надолго ли? Если верить заявлениям египетских властей, то на смену ему всего-то тысячу с небольшим лет спустя придет юный собрат. В марте 2015 года на Международной экономической конференции в курортном городе Шарм-эш-Шейхе министр строительства Египта, Мустафа Мадбули, с большой помпой представил грандиозный мега-проект The Capital Cairo. На презентации лично присутствовал президент страны Абдель Фаттах ас-Сиси, а это верный знак того, что чиновникам переезда не избежать. Президентский дворец, парламент, министерства и ведомства, посольства, консульства – все в обязательном порядке должны будут переселиться в новый город. Имени у будущей столицы пока еще нет или оно просто до поры до времени держится в секрете. Город расположится всего в 45 км к востоку от Каира вдоль своеобразного коридора между нынешней столицей и портами на Красном море. На выбор места повлияло близкое расположение к автомагистрали, связывающей Каир с городом Суэц и портом Эйн-Сухна (Ain Sujna). Активное автобусное и маршрутное сообщение свяжет будущую столицу Египта со всеми регионами страны. Военные уже прокладывают дополнительную дорогу из Каира к стройке века. Новый город будет рассчитан на пять миллионов человек и включит в себя правительственно-административный квартал, деловой и культурный центры, научно-исследовательский кластер и 21 жилой район средней и высокой плотности застройки. Он раскинется на площади в 700 км2, что ненамного меньше, к примеру, территории Москвы в пределах МКАД (870 км2) или почти эквивалентно площади Сингапура (718,3 км2). Цифры, озвученные в ходе презентации проекта, впечатляют. В новорожденной столице будет в общей сложности 10 тысяч километров улиц, бульваров и проспектов; 4,2 миллионов м2 торговых площадей, 1,1 миллиона единиц жилья, номерной фонд гостиниц составит 40 тысяч мест. Чтобы обеспечить все потребности горожан, здесь построят 1,9 тысячи образовательных заведений, 700 детских садов, 660 медицинских учреждений, 1,25 тысяч религиозных культовых объектов и создадут 1,75 миллиона постоянных рабочих мест. Будущий аэропорт затмит размерами знаменитый лондонский Хитроу. Городской парк в два раза превысит габариты Центрального парка в Нью-Йорке, а тематический парк развлечений в четыре раза превзойдет территорию Диснейленда в Калифорнии. Кроме того, новый царь-град задуман как максимально экологически чистый инфраструктурный объект с системой полной переработки отходов жизнедеятельности. Функционировать он будет в основном за счет использования излучения солнца. Для этого на площади в 91 км2 соорудят солнечные фермы. Предполагается задействовать и другие источники возобновляемой энергии, в первую очередь силу пустынных ветров. Чтобы решить одну из самых насущных проблем – дефицит воды, – водоснабжение настроят в режиме замкнутого оборотного цикла. А чтобы уменьшить выбросы углекислого газа в атмосферу, городские кварталы спроектируют по принципу шаговой доступности. Египетское правительство рассчитывает, что молодая столица, насыщенная «умными» технологиями, зелеными зонами отдыха, тенистыми пешеходными улицами, станет комфортным местом проживания для горожан всех классов и сословий, о чем сейчас даже не может и мечтать хаотичный по своей сути древний Каир. Проект The Capital Cairo разработали специалисты всемирно известного американского архитектурного бюро Skidmore Owings & Merrill (SOM), основанного еще в 1936 году. На его счету много знаковых сооружений. Это и самый высокий небоскреб в мире «Бурдж-Халифа» высотой в 828 метров, построенный в 2010 году, и завершенный на Манхэттене в Нью-Йорке в 2014 году «Всемирный торговый центр 1», или иначе «Башня Свободы», высотой в 541,3 метра. Первоначально планировалось завершить первую фазу проекта The Capital Cairo за десять лет. Но президент Египта посчитал этот срок чрезмерно долгим и заручился обязательствами подрядчиков уложится в 5-7 лет. Ведь, по мнению демографов, через десять лет население Каира уже достигнет 26 миллионов человек, а к 2050 году количество жителей преодолеет рубеж в 40 миллионов. И эта цифра для города может стать критичной. На первом этапе предусматривается освоение 105 км2, и обойдется это египетской казне в 45 миллиардов долларов. По мнению египетского министра строительства Мустафы Мадбули, строительство города будущего с уровнем жизни высочайшего класса должно вестись ускоренными темпами, так как время решает все. Одна из основных целей создания новой столицы – прекратить безудержный рост населения Каира, крупнейшего города арабского мира и Африки, и остановить его хаотичное разрастание во все стороны. На сегодняшний день мегаполис насчитывает, по разным оценкам, от 18 до 20 миллионов жителей, и их количество год от года становится все больше. Перенаселенность Каира вкупе с его беспорядочной планировкой и незаконными застройками провоцируют транспортный коллапс, антисанитарию, загрязнение воздуха. Вообще проблема излишней скученности людей характерна для всего Египта, где 96% граждан сконцентрировано на 4% площади страны, которые приходятся на дельту и долину Нила. Другая не менее важная задача – с помощью общенациональной масштабной стройки оживить экономику страны. Если египтянам удастся осуществить задуманное, это деяние по своему размаху действительно будет достойно славы предков. Но многие международные эксперты пока сомневаются в успехе предприятия, напоминая о предыдущих фараоновых прожектах, так и оставшихся на бумаге. По их мнению, египетская бюрократия может быть такой же несокрушимой, как и сами пирамиды. К тому же непонятно, как новая ультрасовременная столица сможет решить нынешнюю острую проблему нехватки дешевого жилья для египтян с низкими и средними доходами при одновременном переизбытке дорогостоящих апартаментов. По некоторым данным, в стране до 20 миллионов человек живут в нелегальных постройках без элементарных удобств. По этой же причине далеко не все в египетском обществе одобряют предстоящее строительство. В частности, Халед Фахми, профессор истории в Американском университете Каира, сравнил проект с «исчезающими миражами в пустыне». Он считает, что если вложить те же самые средства в модернизацию Каира, то можно будет качественно повысить уровень жизни миллионам простых каирцев и обеспечить их наконец-то питьевой водой, качественным здравоохранением, чистым воздухом, местами отдыха и многими другими благами цивилизации. Больше всего скептиков смущает заявленный 5-7-летний срок строительства. Истории уже известны случаи, когда подобные скороспелые города на выходе превращались в города-призраки. Китайский город Цаофэйдянь, построенный в 225 км от Пекина, тоже преподносился как экологически чистый город и должен был привлечь 1,5 миллиона жителей. Но в итоге сейчас в нем проживают лишь несколько тысяч человек. То же самое можно сказать и об эко-городе Масдар в ОАЭ. Он задумывался как первый в мире наукоград, существующий исключительно за счет источников возобновляемой энергии. Его строительство началось еще в 2006 году, но до сих пор вместо 50 тысяч человек, которые должны были стать его постоянными горожанами, в нем проживают всего несколько сот обитателей. Да и сам Египет имеет печальный опыт строительства «новых городов». Всего их в современной истории страны насчитывается около двух десятков. Некоторым из них уже по тридцать лет. Все они создавались для равномерного расселения египтян по территории страны. Но как часто бывает, все пошло не по сценарию. Если суммировать все население этих не очень удачливых новостроев, то оно лишь немногим превысит один миллион человек. Тысячи пустующих домов так и не дождались своих новоселов. Причина банальна. Простые египтяне просто не могут позволить себе роскошь переехать туда. Главная причина провала – отсутствие отлаженного транспортного сообщения и элементарная безработица. Самый печальный и показательный пример – город Новый Каир, город-спутник своего большого брата. Он создавался с целью оттянуть у Каира несколько миллионов человек. Но прошло уже пятнадцать лет, а число его жителей так и не превысило нескольких сотен тысяч. Вот почему противники новой столицы боятся, что она может повторить судьбу Нового Каира и превратиться в новый «Новый Каир». Все надежды на успех проекта The Capital Cairo возлагаются на железную волю и твердую руку президента Египта Абдель Фаттах ас-Сиси, который в нынешней сложной политической ситуации в своей стране просто не имеет права на провал. Ведь он прекрасно понимает, что без экономического и технического подъема Египет ждут новые гражданские потрясения.Досье «УГ»Переносы столиц не такая уж и большая редкость. Все они вызваны разными причинами. Бразилия в 1960 году переместила свою столицу из Рио-де-Жанейро в новый город Бразилиа, построенный в центральной части страны, специально вдали от главных политических центров Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Пакистан в 1974 году из-за перенаселенности Карачи объявил столицей Исламабад, построенный по последнему слову техники в 60-х годах XX века. Нигерия в 1991 году перенесла столицу из Лагоса в Абуджу, расположенную в центральной части страны, где не доминирует ни одна социальная, религиозная или этническая группа. Казахстан в 1997 году перенес столицу из Алматы в Акмолу, которую в 1998 году переименовали в Астану.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте