search
main
0

Новая система аттестации: миф или реальность?

С конца прошлого года в социальных сетях получаю вопросы о новой модели аттестации педагогов и введении новых должностей. «Новая система аттестации будет применяться уже в 2021 году?», «Администрация школы утверждает, что с сентября 2021 года действует новый порядок, необходимо предоставлять видео­уроки, проходить тесты, появятся новые должности». Попробуем разобраться, что же происходит.

Современное общество живет в эпоху глобальных перемен и преобразований во всех сферах жизнедеятельности человека. Система образования не является исключением, о чем свидетельствуют процессы модернизации, в частности введение новых ФГОС, эффективный контракт, профстандарты, национальные проекты. Не остается в стороне от преобразований и процедура аттестации педагогических работников.

Об источниках информации

В вопросах аттестации не пользуйтесь сарафанным радио и поисковыми системами! Читайте информацию на официальных сайтах Министерства просвещения РФ, Общероссийского Профсоюза образования, региональных органов исполнительной власти в сфере образования и институтов развития образования. Так, на сайте Карельского института развития образования в разделе «Аттестация» можно найти всю необходимую информацию о проведении аттестации в Карелии. Профессионально-общественное обсуждение новых материалов проходит на портале поддержки федеральных систем в сфере образования fedproekt.ru.

Сроки перехода на новую модель аттестации

Каждый новый порядок аттестации существенно отличался от предыдущего, начиная со сферы его применения, распределения полномочий и сроков подачи заявлений, заканчивая оформлением результатов аттестации.

В начале 2017 года в связи с переходом на профстандарты к 2018 году ожидались очередные значительные изменения в процедурах аттестации педагогов, в том числе увеличение количества квалификационных категорий, но пока этого не произошло.

26 июля 2017 года вышел приказ Министерства образования и науки РФ №703 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по формированию и введению национальной системы учительского роста», где обозначены сроки разработки и апробации новой модели аттестации учителей (речь шла только об учителях) на основе единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ).
В 2018 году новая модель прошла первую апробацию и активно обсуждалась в профессиональных кругах. Планируется продолжить экспертизу и лишь затем начать внедрение.

В апробации новой модели приняли добровольное участие 615 учителей, 104 школы из 19 субъектов РФ, было задействовано 11 вузов, работали проектные группы, созданные на базе аттестационных комиссий, с участием представителей Общероссийского Профсоюза образования. Дискуссия по первым итогам применения этой модели прошла в ноябре 2018 года на конференции в Министерстве просвещения РФ. Больше всего участники конференции говорили о двух аспектах новой модели – учете мнения выпускников и видеоуроках, которые учителя должны были представлять. Министр просвещения Ольга Васильева, говоря об учете субъективного мнения выпускников при оценке учителя, назвала этот вопрос спорным и отметила, что в новой модели аттестации этот аспект представлен не будет. Сочла она нецелесообразным и предоставление видеофрагмента урока – из-за сложностей, связанных с требованием получить согласие родителей или законных представителей детей на видеосъемку.

В конце 2018 года на сайте ефом.рф прошло общественно-профессиональное обсуждение модели аттестации учителей на основе использования проектов типовых комплектов ЕФОМ.

31 декабря 2019 года Правительство РФ утвердило основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста. Из документа можно узнать о планах государства в отношении аттестации руководителей общеобразовательных организаций, повышения квалификации и аттестации педагогов. В первую очередь нужно отметить, что новая система аттестации заработает не ранее 2022-2023 учебного года. Только к 1 марта 2022 года в соответствии с постановлением правительства должны быть подготовлены предложения о модернизации системы с учетом результатов пилотной апробации. Апробация пройдет в 2021-2022 годах. Предложения по обновлению квалификационных категорий, судя по документу, должны были появиться к началу 2021 года, что и случилось.

Об учителях-методистах и учителях-наставниках

Изначально планировалось введение новых педагогических должностей «учитель-методист» и «учитель-наставник», но после экспертных обсуждений от ранее рассматриваемого варианта отказались. Введение новых квалификационных категорий «учитель-методист» и «учитель-наставник» является более предпочтительным.

В декабре 2020 года рамках формирования национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста, Министерство просвещения РФ проводило профессионально-общественное обсуждение предложений о введении новых квалификационных категорий «учитель-методист» и «учитель-наставник» на портале поддержки федеральных систем в сфере образования fedproekt.ru. Также новые квалификационные категории обсуждались на площадках Общероссийского Профсоюза образования и Всероссийского экспертного педагогического совета.

Стоит обратить внимание на некоторые планируемые требования к претендентам на получение новых категорий. Требования к претендентам на установление квалификационной категории «учитель-методист»:

1) наличие стажа педагогической работы в должности учителя не менее 5 лет;
2) наличие действующей первой или высшей квалификационной категории по должности «учитель»;
3) дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) по методическому сопровождению реализации общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования), полученное не ранее чем за три года до подачи заявления на проведение аттестации.

Требования к претендентам на установление квалификационной категории «учитель-наставник»:
1) наличие стажа педагогической работы в должности учителя не менее 7 лет;
2) наличие действующей высшей квалификационной категории по должности «учитель»;
3) дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка или повышение квалификации) по организационно-педагогическому сопровождению профессиональной деятельности педагогических работников (учителей), полученное не ранее чем за три года до представления заявления на проведение аттестации.

Таким образом, претендовать на новую квалификационную категорию сможет учитель, имеющий определенный стаж в должности, действующую квалификационную категорию и специальное дополнительное образование.

Департамент подготовки и профессионального развития педагогических кадров Минпросвещения России в аналитическом докладе по перспективам обновления системы квалификационных категорий педагогических работников с учетом общественных и экспертных обсуждений выделил некоторые итоги.

В обсуждении приняли участие 1636 человек. Свои замечания, вопросы и предложения высказали 972 человека по следующим направлениям: критерии и требования для новых квалификационных категорий; финансовые механизмы и процедура присвоения новых категорий; преемственность систем аттестации; дополнительное профессиональное образование педагогов.

Участники обсуждения предлагали:
– разграничить должностные обязанности штатного методиста и учителя, имеющего квалификационную категорию «учитель-методист»;
– ввести категории «педагог-методист» и «педагог-наставник» в дошкольных образовательных организациях, организациях дополнительного образования детей, «преподаватель-методист» и «преподаватель-наставник» – в среднем профессиональном образовании;
– гарантировать дифференциацию оп­ла­ты труда учителей-методистов и учителей-наставников, то есть при наличии у учителя одновременно двух квалификационных категорий (например, высшей и категории «учитель-методист») надбавки назначать за обе;
– предусмотреть доплаты за категории «учитель-наставник» и «учитель-методист» из федерального бюджета, как это реализовано с доплатой за классное руководство;
– обозначить представительскую функцию профсоюза.

Ольга КОВРУ, член клуба «Наставник» Общероссийского Профсоюза образования, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения России
Петрозаводск, Республика Карелия

Источники:

– «Установлены основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников», government.ru/docs/38760;

– Модель национальной системы учительского роста (проект НСУР) и совершенствование профессионального стандарта «Педагог», www.eseur.ru/Files/Nacionalnaya_sistema_uchitelsk38044.pdf;

– Приказ Минобрнауки России от 26.07.2017 №703 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста», mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/dpo/normativnye-dokumenty/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-26-07-2017-703‑ob-utverzhdenii-plana-meropriyatij-dorozhnoj-karty-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rossijskoj-federat.html;

– Портал поддержки федеральных систем в сфере образования fedproekt.ru;

– «Окончательный вариант новой модели аттестации учителей будет утвержден только после широкого общественного обсуждения», edu.gov.ru/press/699/okonchatelnyy-variant-novoy-modeli-attestacii-uchiteley-budet-utverzhden-tolko-posle-shirokogo-obschestvennogo-obsuzhdeniya;

– Исследование предметных и методических компетенций учителей, academy.prosv.ru/teachers;

– «Навредить? Вдохновить? Научить? Оскорбить? Работа над моделью аттестации учителей идет трудно, но руки опускать рано», «Мой профсоюз», №49 от 6 декабря 2018 года;

– Аттестация педагогических работников образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений, kiro-karelia.ru/att.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте