Шпаликова трудно представить старым. Геннадий Шпаликов много писал об осени, тонко чувствуя все ее оттенки, мазки, полутона…
На фотографиях тех лет – молодое лицо, улыбка. Тонкий шарфик на шее, кепка, поднятый воротник Кто знал о его творческих кризисах, неладах с женой, бегстве в неуютное одинокое Переделкино, о том, что перечеркнуло его желание жить?
Называлось место: Плес.
Начиналась осень.
Кто меня сюда занес,
Одного забросил?..
Меняют люди адреса,
Переезжают, расстаются,
Но лишь осенние леса
На белом свете остаются.
Он и себя считал частью осени:
А я – осенняя трава,
Летящие по ветру листья,
Но мысль об этом не нова,
Принадлежит к разряду истин…
Поэты, рожденные осенью, – поэты истинные. Как редко они бывают счастливыми в своей жизни, чаще всего недолгой! Геннадий Шпаликов прожил 37 лет. Он ушел 1 ноября 1974 года, в глухую пору предзимья.
Мне вдруг вспомнилось стихотворение из детства, не помню чье: «Ох, уж эти мальчики с гитарами! / Где без них увидите перрон? / Невозможно их представить старыми, / Медленно входящими в вагон…» Шпаликова, действительно, трудно представить старым. Он жил молодо. Сочинял стихи, писал сценарии, гулял по Москве. Врал, устраивал розыгрыши, засиживался в веселых компаниях. Голодал, занимал деньги. Любил, ссорился, расставался. Растил дочку.
Родился он до войны, в 37-м, 6 сентября, когда шаги осени еще осторожны и светлы, когда в нагретом воздухе кружатся первые листья и блестит на солнце летучая паутина… Потом – лихолетье, суворовское училище. Первые стихи, выросшие, как и все стихи на свете, из одиночества и тоски:
По несчастью или счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем, –
Ни тебе, ни мне.
Учеба, успехи, ранняя известность, быстро обернувшаяся невниманием и небрежностью. Шпаликов так и не научился жить в реальном мире, в котором человек, и особенно творческий человек, весьма редко получает доброе слово и поддержку. Все поэты – дети, они не могут без нежности, защиты и понимания.
Чужие люди отворят
Чужие двери с недоверьем,
А мы отрежем и отмерим
И каждый вздох, и чуждый взгляд…
Незадолго до смерти Геннадий Шпаликов написал сценарий «Девочка Надя, чего тебе надо?», в котором его героиня кончает жизнь самоубийством. Это было предсказание, предупреждение, неуслышанный крик о помощи. Было еще такое стихотворение:
Хоронят писателей мертвых,
Живые идут в коридор.
Живые людей распростертых
Выносят на каменный двор.
Ровесники друга выносят,
Суровость на лицах храня,
А это – выносят, выносят, –
Ребята выносят меня!
Ровесники, не умирайте.
На фотографиях тех лет – молодое лицо, улыбка. Тонкий шарфик на шее, кепка, поднятый воротник… Кто знал о его творческих кризисах, неладах с женой, бегстве в неуютное одинокое Переделкино, о том, что перечеркнуло его желание жить?
Желанье вечное гнетет
Травой хотя бы сохраниться –
Она весною прорастет
И к жизни присоединится.
Комментарии