Переход образовательных учреждений на нормативное финансирование – один из главных критериев конкурса регионов, что лишний раз подтверждает: норматив развился, прижился и постепенно завоевывает новых и новых сторонников. Почему так? Об этом наш разговор с Яковом ЛЬВОВИЧЕМ – руководителем Главного управления образования Воронежской области. Кстати, директора многих школ региона поначалу восприняли новую систему критически, и наша газета не раз писала об этом. Что изменилось на сегодняшний день? Какие преграды удалось преодолеть дотационному региону на пути становления системы нормативно-подушевого финансирования и какие новые возможности предоставляет эта система?
– Механизм нормативного подушевого бюджетного финансирования позволяет регулировать общий фонд оплаты труда работников образования на основе расчетных составляющих, которые ежегодно утверждаются законом Воронежской области, – пояснил Яков Львович. – В связи с этим у системы образования появляются новые возможности.
Главная из них – возможность корректировать бюджет образования, опираясь на результаты прошлого года. Например, по итогам 2006 года первой составляющей, которую мы не учли в полной мере, оказалась необходимость стимулирования профильного обучения в сельской местности. Это касается как базовых школ, так и целого ряда других сельских школ, которые перешли на профильные образовательные программы. И мы эту составляющую включили в норматив 2007 года, рассчитав повышенный коэффициент для сельской местности.
Во-вторых, мы стали регулировать составляющую, связанную с малокомплектными сельскими школами. По итогам 2006 года фактическое недофинансирование их составляло 23 процента – примерно 30 миллионов рублей. По прошествии 10 месяцев мы внесли изменения в бюджет 2006 года, сделали корректировку и выплатили школам деньги. То есть сельские малокомплектные школы получили полное финансирование исходя из фактического расходования. Одновременно вся эта ситуация показала, что норматив не работает в полной мере. Мы постарались исправить ситуацию, и уже на 2007 год увеличили норматив для малокомплектных сельских школ на 23 процента. Но, к сожалению, в школах продолжает сокращаться количество учеников. Детей стало меньше, и уже даже увеличенного финансирования недостаточно, денег опять не хватает.
В этой обстановке большую активность проявил наш Воронежский обком профсоюза работников образования и науки, который обратился в областную прокуратуру с требованием изменить принцип финансирования малокомплектных сельских школ. К этому времени мы уже и сами искали новый вариант: надо было или еще раз корректировать норматив, или найти другую формулировку. В конце концов стало понятно, что искать особо ничего не надо, в Законе «Об образовании» она есть. В итоге были внесены изменения в постановление администрации области, и новое положение гласило, что норматив финансирования малокомплектных сельских школ при определении расходов на образовательный процесс не должен зависеть от фактической численности учащихся. Теперь все малокомплектные школы финансируются по факту: школе дают столько денег, сколько ей требуется. Если сейчас средств хватать не будет, так как постановление было изменено уже после принятия бюджета 2007 года, то все недостающие суммы мы отдадим по прошествии 10 месяцев после корректировки бюджета.
Одновременно мы ведем работу над тем, что же это все-таки означает – норматив финансирования, не зависящий от численности, и как его определить по фактическим затратам? Скорее всего, это будет норматив в целом на школу. Не на одного ученика, а, например, на класс, в котором определенное количество детей – три человека или пять. Ведь кроме той части норматива, которая рассчитывается на заработную плату, есть и вторая часть – на учебные расходы. У нас она составляет 800 рублей на одного учащегося. Если в школе 1000 человек, сумма получается значительной – на 800 тысяч можно что-то приобрести. А на трех человек по 800 рублей – это всего лишь 2400, наверное, только на мел и хватит. Поэтому, разрабатывая норматив, мы смотрим, чтобы вторая часть не зависела от численности учеников и удовлетворяла потребности.
Сейчас таких школ у нас в области около 300, прогнозные расчеты уровня рождаемости до 2022 года показывают, что их количество будет сокращаться. Мы закрываем школы только при отсутствии контингента, это требование закона. Поэтому какие-то школы, особенно начальные, где сейчас учатся 2-3 человека и скоро там детей не останется, закроются.
Сегодня можно совершенно определенно говорить о том, что благодаря нормативному финансированию появилась возможность увидеть те болевые точки, где норматив не позволяет полноценно реализовать программы начального, основного и среднего образования. И соответственно именно по этим точкам надо менять нормативы.
– Яков Евсеевич, но кроме этих программ в школах есть еще и дополнительное образование. Как оно финансируется?
– Внешкольные системы дополнительного образования детей вышли на свой предел, и уже ни дворцы пионеров, ни станции юных натуралистов и юных техников не могут охватить всех желающих. Поэтому школы берут часть функций на себя. Особенно в сельской местности, где почти все они перешли на односменный режим работы, а в послеобеденное время появились свободные площади для дополнительного образования детей. Поэтому в 2007 году мы увеличили коэффициент на кружки и секции: если в 2006-м он составлял 1,03, то в 2007-м стал 1,1. Постепенно мы и дальше будем его регулировать и увеличивать, чтобы школа с односменными занятиями превращалась в школу полного дня, и директор мог принимать на работу педагогов дополнительного образования.
В итоге выявляется три направления, по которым требуется регулировка норматива. Первое – поддержка профильности и специальных инновационных программ, второе – поддержка малокомплектной школы, третье – поддержка внутришкольного дополнительного образования. С учетом этих моментов все в нормативе становится понятно.
– Когда все начиналось, было много опасений, что дополнительного образования в школах вообще не будет, все кружки закроют, и деньги будут давать только на основные занятия. Получается, что эти прогнозы не оправдались?
– Они бы оправдались, если бы мы, единожды сделав норматив, на этом застыли. А поскольку норматив очень четко показывает, какая его составляющая является не прогрессивной, а регрессивной, то сразу появляется возможность выправить ситуацию. Есть расчеты, цифры, и они в конечном итоге позволяют доказать депутатам необходимость тех или иных затрат. Я несколько раз выступал перед депутатами Воронежской областной Думы и объяснял, как с помощью коэффициентов делаются расчеты. В итоге все нормативы нам утвердили.
Если бы мы не перешли на нормативное финансирование, то должны были бы делать все расчеты от фактических затрат прошлого года. Например, у нас было 2,5 миллиарда субвенции на фонд оплаты труда. Официальное федеральное повышение зарплаты с первого сентября составило 15 процентов. Распределив это на 12 месяцев, получается коэффициент – 1,05 в месяц. Соответственно к 2,5 миллиарда надо было бы добавить 125 миллионов. Но за счет того, что все наши расчеты основывались на нормативе, к 2,5 миллиарда рублей системе образования области добавили 578 миллионов. То есть 450 миллионов нам удалось добавить в систему образования именно за счет норматива. Если бы мы не изменили принцип работы, нам бы никто не дал больше 125 миллионов.
Теперь при первичном утверждении норматива применяется новый расчет. В целом нам осталось урегулировать ситуацию по малокомплектным школам, а следующим шагом уже будет перевод дошкольных учреждений на нормативное финансирование и на субвенции из областного бюджета. То есть на нормативное бюджетное финансирование, которое сегодня распространяется на общее образование, мы будем переводить и другие виды и типы учреждений. Кроме дошкольных планируем охватить и дополнительное образование, потом начальное профобразование, а также интернаты.
На сегодняшний день в рамках бюджета Воронежской области именно норматив является наиболее действенным инструментом в получении средств на оплату труда работников образования, которые соответствуют реальным потребностям.
– Предполагалось, что норматив создаст конкуренцию между школами и выявит лучшие. Так ли это?
– Не сам норматив, а последствия его применения. В Воронеже сейчас между школами идет жесточайшая конкуренция. Сначала за набор в первый класс, потом в среднюю школу, дальше в профильные классы. Школы вовсю печатают свою рекламу в различных изданиях, а дети переходят из одной школы в другую. Крупные гимназии и лицеи уже почувствовали достоинства норматива. Например, гимназии имени Басова раньше на учебные расходы доставалось 20-30 тысяч рублей в год, а теперь – около 800. Конечно, на такие деньги уже можно купить что-то существенное.
В этом году норматив на учебные расходы от всего норматива составляет 6,8 процента, в 2008-м мы хотим сделать 8 процентов, в 2009 – 10, а к 2010 году этот норматив вырастет до 12 процентов.
Например, общий объем всех субвенций на 2009 год с учетом повышения зарплаты составит около 4 миллиардов 100 миллионов рублей. А 10 процентов – это 410 миллионов. Для развития учреждений образования и обновления учебной базы это серьезные цифры. Благодаря этому мы, подавая заявку на грант для региона, доказали, что 200 миллионов будут направлены именно на развитие и станут дополнением к тем деньгам, которые планируется потратить из областного бюджета.
Комментарии