search
main
0

Но ведь он талантлив. Школьные знания для реальной жизни

Лаборантская. Маленькая девочка завороженно осматривает высокие полки, на которых стоят разные склянки, спиртовки, разноцветные колбы. Вот красивый гербарий, какая-то странная маска, а главное – книги. Их много. Девочка открывает каждую книгу и попадает в другой мир. Это мир растений и животных. Он знаком ей, но в то же время и не знаком. Там есть то, чего она еще не знает, что-то неизведанное, но такое манящее… Вдруг она услышала родной голос. Она оглядывается и улыбается. Это мама. Ее почти не видно. Она, как сказочный факир, проделывает волшебные фокусы, а возле нее много детей. Они шумят и смеются. Девочке страшно и интересно: «Что происходит? Чем они там все занимаются? А я не помешаю?»

Эти детские воспоминания нахлынули неожиданно, словно яркая вспышка прожектора, который очень долго никто не включал. Прошло много лет. Я выросла, продолжаю учительскую династию. Уже давно был мой самый первый урок, на котором мне было интересно и страшно. Позже пришло понимание того, чем я, учитель, занимаюсь и для чего мне это нужно. Но робкое, детское иногда нашептывает: «А я не помешаю?» Этот вопрос остается для меня актуальным до сих пор. Я часто размышляю о том, что учитель как человек, наделенный властью в рамках своего предмета, может раскрыть творческий потенциал ученика, которому понятен и нравится его предмет. А если представить, что на уроке присутствует мечтательный художник, думающий о загадочной улыбке прекрасной Джоконды, который в силу своих индивидуальных особенностей никак не может внятно рассказать о строении корня, потому что ему чужды разного рода алгоритмы… Что делать с ним? Ставить тройки? Но ведь он талантлив, он прекрасно рисует. Как быть? Наверное, быть интересной, разной, сделать «нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие, один час – на все другие часы» – так говорил мудрый Лис Маленькому принцу из сказки Антуана де Сент-Экзюпери.Действительно, современная школа – это планета детей, некий живой организм, который постоянно растет, развивается, меняется. Она населена маленькими принцами, которым одиноко, и они просят, чтобы с ними поиграли, а учитель на этой планете – Лис, который в ответе за тех, кого приручил. Приручил и научил так, чтобы эти знания были нужны ребенку в дальнейшем. Например, прихожу на урок и тихо говорю: «Ребята, сегодня мы с вами будем озвучивать фильм для пятиклассников». Гробовая тишина, потом класс взрывается аплодисментами. Но как? Форма работы необычна, но у каждого есть свое задание. Фильм называется «Строение цветка». Вместе смотрим фильм, без звука, обсуждаем, делимся на группы, решаем, кто берется за какое задание, исходя из своих особенностей. Миша ходит в музыкальную школу, значит, он будет подбирать музыку для фильма, Аня победила в школьном туре олимпиады – она решила рассказать о строении листа, Андрей увлекается мифологией – он готовит легенду о цветке. Главное, что всем интересно, каждый вносит в общую работу свой посильный вклад. Учитель выступает в роли наставника, он направляет, дает право исследовать, познавать. «У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи, которые приручены», – говорит Лис Маленькому принцу. Да, приручить и научить не брать готовые знания в хранилищах информаций, а научить думать самостоятельно, исследовать и систематизировать информацию, научить ставить проблемные вопросы и искать разные пути решения, именно разные, не только в школе, но и в реальной жизни, так как ребенку очень сложно адаптироваться в современном мире, имея только один вариант решения проблемы – вот главная задача каждого учителя. Приручить – значит вызвать доверие ученика, стать равным, другом. Мир меняется, соответственно, учитель должен быть более мобильным, готовить учеников не только к предстоящим экзаменам, но и к дальнейшей жизни, адаптировать свои уроки так, чтобы знания, которые приобрел ученик в школе, он смог применить в жизни. На мой взгляд, этого можно добиться только в том случае, если учитель будет менять строение урока, находить подход к разным ученикам, научит детей пользоваться справочником, Интернетом, будет на уроке предлагать выполнить разноуровневые задания, исходя из интересов ребенка, в общем, создаст небольшие творческие мастерские, где бы ученик имел право выбора. Главное, чтобы ученику не было страшно, что он вовремя не сдаст контрольную работу, что он не справится и получит плохую отметку, что его будут ругать. Он должен понимать, что учитель его всегда поддержит и поможет. Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо к экзаменам. Мы выбираем первое». Позволю себе согласиться с этим мудрым изречением. На мой взгляд, школьное образование должно быть доступным и комфортным для разных детей. На уроках должна царить дружелюбная обстановка, ученик должен осознавать, что он личность, с ним считаются, а главное – любят. «Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей всю душу», – говорил Лис Маленькому принцу. Я считаю, что школьное образование, подобно розе, будет раскрывать свои нежные, неокрепшие лепестки, со временем формируясь и превращаясь в совершенный, прекрасный цветок, если каждый учитель будет вкладывать душу и сердце в детей, любить свое дело и отдавать ему себя всего, без остатка. Спасибо, что были со мной.Моя же роль как учителя – с каждым годом продолжать оттачивать свое педагогическое мастерство, выходя на новый уровень, своим личным примером показывая, что школьные знания пригодятся в реальной жизни.Елена БЕЛОГОРЦЕВА, учитель биологии школы №1002

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте