Борис ШИШАЕВ. “Сквозь травы забвенья”. Стихотворения. “Пресса”, Рязань, 2001.
Борис Шишаев начинал в 70-е годы как поэт и сразу же был замечен критикой: слишком отлично было его дарование от крикливой, “эстрадной” поэзии, властвовавшей тогда в литературе. Приверженец “тихой лирики”? Да, несомненно. Но в “линию” Владимир Соколов – Анатолий Передреев – Николай Рубцов рязанец Шишаев тоже не вполне вписывался. Более того, не желая “соответствовать” каким-либо течениям, он публично отмежевался от звания “тихого поэта”:
…А в этом отживающем селе
Душа смогла бы обойтись без дрожи?
Поэт, который ходит по земле,
Ни тихим, ни спокойным быть не может…
И все-таки избежать чьих-либо влияний Борису Шишаеву не удалось. Он сразу же тяготел к мысли “тютчевской”, которая подается в цельном поэтическом образе:
А ведь на свете выше нет свободы,
Чем знать, что все в тебе и все твое –
И темное волнение природы,
И светлое спокойствие ее…
Но, как известно, “умом Россию не понять…” Когда грянул перестроечный кризис, Шишаев-поэт замолчал – на смену ему пришел Шишаев-прозаик. И потому название новой поэтической книги – “Сквозь травы забвенья”, первой за последние 15 лет, кажется вовсе неметафорическим, а вполне конкретным. Поэт вернулся к себе, читатель – будем надеяться – вернется к поэту.
Лучшие стихи в книге посвящены главной теме поэта – России, родине. Автор вступительной статьи к сборнику Константин Паскаль отмечает: “Тайна коренной связи человека с землей, на которой он родился, всегда волновала поэтов. Шишаев открывает ее путем познания сути народного быта, постигая красоту родной природы”.
Александр АКУЛИНИН. “Крепость на Цне”. Исторический роман. 3-е издание. Тамбов, “Книжная лавка писателя”, 2001 год.
Этому роману Александра Акулинина повезло – он вышел уже третьим изданием. Крепость на Цне, это, конечно же, Тамбов, заложенный в праздник Святой Пасхи в лето 7144-е от сотворения мира (то есть в 1636 году). На строительство крепости собрались служилые люди: шацкие сторожевые и полковые казаки, дворяне, боярские дети, крепостные крестьяне и крестьяне дворцовых сел. Помимо русских, много было и мордвы – бок о бок издавна жили на этой земле два народа, для горести и радости, вместе защищаясь от степных кочевников. Несомненная удача писателя – образ мордовского юноши Виряски Видряпкина, ловкого и неунывающего, трудолюбивого, верного в дружбе. Да и других мордовских персонажей автор нарисовал с любовью и симпатией. И первое издание романа вышло не в Центрально-Черноземном издательстве, как планировал автор, а в Саранске, в Мордовии. В эпоху забвения былой дружбы и разъединения народов, согласитесь, это – приятный факт.
Юрий БОНДАРЕВ. “Мгновения”, “Бермудский треугольник”. Москва, ИТРК, “Российская проза на рубеже XX – XXI веков”, 2001.
“Батальоны просят огня” – с этой замечательной повести началось триумфальное шествие Юрия Бондарева в русской литературе. Потом были написаны “Последние залпы”, “Горячий снег”, “Тишина”, “Берег”… Один из самых известных писателей России – Юрий Бондарев получил и широкое мировое признание. Впрочем, в последнее десятилетие его книги почти не издавались. И вот – новинка. В издательстве ИТРК, в серии “Российская проза на рубеже XX-XXI веков” вышли полное собрание литературно-философских эссе “Мгновения”, над которыми Юрий Бондарев работал в течение всей своей жизни, и роман “Бермудский треугольник”, посвященный трагическим событиям октября 1993 года.
“Как я смею нескромно надеяться, эта книга, названная “Мгновения”, имеет цель в миниатюрах самого разного содержания рассказать моим современникам о нашем сложнейшем, смутном времени все или почти все, если согласиться, что данная нам жизнь есть мгновение, а мгновение – жизнь”, – пишет автор в небольшом предисловии. Талант разносторонний, яркий, Юрий Бондарев виртуозно работает в малой форме. Благородство и глубина изложения, стремление к правде, требовательность к себе и людям – вот лишь несколько черт, которые характеризуют его эссе. “Что есть женская красота? Правильные черты? Линии фигуры? Взгляд? Походка? Кто может ответить: что вызывает нашу любовь?”, – это начальные строки из рассказа “Частица от идеальной женщины”. Поиск красоты, ее смысла – вечная тревога и забота художника-творца. Бондарев-романтик, Бондарев-идеалист, Бондарев-философ открывается перед читателем в таких миниатюрах, как “Звезда детства”, “Женственность”, “Лунный свет”, “Венеция”, “Счастлив ли я?”.
Счастлив ли я? – редкий человек не задает себе этот вопрос. И редкий человек не обращается к Богу с молитвой. Она может быть такой: “…И если на то будет Воля Твоя, то оставь меня на некоторое время в этой моей скромной и, конечно, грешной жизни, потому что в родной моей России я узнал много печали ее, но еще не узнал до конца земную красоту, таинственность ее, чудо ее и прелесть… Но дано ли будет познание несовершенному разуму?”.
Мария СОЛНЦЕВА
Комментарии