search
main
0

Нижегородское измерение. Если Эйнштейн не отвечает на письмо, ученый делает открытие сам

Как заинтересовать современных школьников физикой? Как привить им страсть к опыту и эксперименту? Над этими вопросами ломают головы как школьные преподаватели, так и ученые, столкнувшиеся с серьезной и пока неразрешимой проблемой. С каждым годом им становится все труднее растить научную смену. Если сегодня не предпринять мер, может случиться так, что завтра будет просто некому передавать огромный научный капитал, накопленный предшествующими поколениями физиков и радиофизиков.

Впервые российские ученые начали задумываться о грядущих нерадостных перспективах (или, точнее, их отсутствии) в начале 90-х годов, когда молодые талантливые аспиранты и кандидаты наук стали уходить из академической среды в бизнес. За прошедшие годы проблема не только не решилась, но еще более усугубилась. Процент школьников, выбирающих ЕГЭ по физике, да и сам анализ тестирования свидетельствуют о том, что у подавляющего большинства  выпускников нет даже базовых знаний по школьному курсу. Качество преподавания физики неуклонно снижается –  это реальность, которую, хочешь не хочешь, приходится признать. Но мириться с такой ситуацией научное сообщество не собирается. Свой посильный вклад в решение означенной проблемы пытаются внести российские музеи науки. Они есть сегодня во многих крупных городах и находятся, как правило, в ведении государственных университетов или крупных научно-исследовательских центров. Музей науки Нижегородского государственного университета – один из самых уважаемых в стране. Он расположен в мемориальном здании бывшей нижегородской радиолаборатории, организованной в 1918 году. Именно здесь по заказу военного ведомства молодой республики была создана первая отечественная пустотная радиолампа, мощность которой почти в 100 раз превышала зарубежные аналоги. В стенах Нижегородской радиолаборатории – первого научно-производственного центра – зарождалось современное радиовещание: 27 февраля 1919 года отсюда в эфир пошла не привычная в то время морзянка, а человеческий голос. Первая в мире трансляция велась с помощью дугового передатчика. А в 1920 году специалистами радиолаборатории был организован первый в истории сеанс голосовой радиосвязи с Берлином. Прообраз телевидения зародился в 1920-е годы в этих же стенах. В нижегородской радиолаборатории работали выдающиеся радиоинженеры и изобретатели. Здесь воплощал в жизнь свои идеи Федор Лбов, спроектировавший и собравший первый коротковолновый передатчик, сигналы которого легко доходили до Ирана, а 19-летний лаборант Олег Лосев, в то время бывший первокурсником Нижегородского университета, сделал величайшее открытие – обнаружил у некоторых кристаллических полупроводников способность генерировать электрические колебания высокой частоты. Объяснить природу свойств полупроводников студент не смог, поскольку квантовая теория к тому времени еще не была общепризнанной. Но интересно, что в поисках объяснений Лосев обратился с письмом к Альберту Эйнштейну и, не получив от него ответа, сумел на основе самостоятельно открытого явления построить полупроводниковый приемник – так называемый кристадин. Чуть позже Лосев, так и не окончивший (за неимением свободного от исследований времени) университета, обнаружил свечение генерирующего полупроводникового кристалла карборунда (это явление получило название «свечение Лосева») и, изучив фотоэлектрический эффект в полупроводниках, предложил новый способ изготовления фотоэлементов. Сегодня Олега Лосева справедливо называют одним из основателей современной радиоэлектроники. Его вклад в развитие беспроводной связи трудно переоценить.Обо всем этом, а также многом другом узнают на экскурсиях по музею науки нижегородские школьники. Именно они  самые желанные гости экспозиции, которая включает в себя редчайшие экспонаты, отражающие развитие отечественной радиоэлектроники: от первых звукозаписывающих устройств, фонографов и патефонов до первых телевизоров с водяными линзами (телевизор КВН-49) и первых опытных образцов персональных компьютеров. Специалисты музея, а это радиоинженеры, наделенные особыми педагогическими способностями, проводят экскурсии, рассчитанные на самый разный возраст и степень подготовленности слушателей. Если учесть, что главной целью таких интерактивных занятий-лекций является пробуждение интереса к исследовательской и научной деятельности, то получается, что чем раньше зажечь в ребенке искру любознательности, тем лучше для него. Ученые уверены: чтобы увлечь детей  наблюдением физических свойств окружающих предметов, не нужно дожидаться начала школьного курса физики – наоборот, лучше это сделать заранее, чтобы уроки не стали скучной «обязаловкой», а помогли лучше разобраться в непонятных, но интересных явлениях. Для старших школьников – тех, кто уже заинтересовался физикой, в музее организована  лаборатория юного исследователя, проводится фестиваль «Занимательные миры», на который учащиеся представляют практические результаты учебно-исследовательской и технологической деятельности: приборы, механизмы, действующие модели, оригинальные разработки, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий. Московский театр занимательной науки привозит сюда свои постановки. Традиционно большой интерес вызывает турнир школьников-интеллектуалов «Что? Где? Когда?» для начинающих». В начале учебного года в музее стартовал фестиваль «Путь в науку», организованный сотрудниками музея и учеными ННГУ. Фестиваль включает в себя несколько направлений и этапов и будет проходить весь год. В рамках его, помимо уже названных мероприятий, будет реализован пилотный проект «История российской науки и технологии (нижегородское измерение)», пройдет конкурс грантов для преподавателей дисциплин естественно-научного цикла «Открытое образование». Учителя смогут попробовать себя в двух направлениях (объявлены 2 номинации): провести открытый урок или представить учебно-исследовательский проект. Победители конкурса получат гранты в размере 30 тысяч рублей за урок и 50 тысяч рублей на реализацию проекта.Планируется, что в этом году фестиваль охватит самую широкую аудиторию, так или иначе связанную с естественно-научным образованием и исследованиями. Молодые ученые Нижнего Новгорода прочитают для всех, кто интересуется передовыми разработками, научно-популярные лекции, в течение всего года в зале музея будут демонстрироваться научно-познавательные фильмы. Видные ученые, имеющие опыт популяризаторской деятельности, проведут мастер-классы по современным методам презентации результатов, научной журналистике. Инициаторы и организаторы фестиваля очень надеются на школьных учителей физики, ведь в конечном итоге именно от их активности и неравнодушия зависит, превратится ли научный мемориал в живую и творческую лабораторию. О результатах содружества науки и образования можно будет говорить позже, когда в академические институты со своими яркими идеями придут не единицы, а десятки талантливых молодых людей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте