search
main
0

Нитроускоритель обучения. Плох тот мультимедйиный журналист, который не мечтает выиграть чемпионат JuniorSkills. А мы хотели!

​Это было самое невероятное приключение за всю мою педагогическую практику. Это настоящая маленькая жизнь, полная открытий и сложностей. То, что дает колоссальный опыт как участникам, так и наставникам.

Все началось в конце августа, когда ко мне пришли две одиннадцатиклассницы и с уверенностью заявили, что хотят участвовать в JuniorSkills, так как планируют поступать на журналистику. В сентябре я открыла кружок по направлению «Мультимедийная журналистика», мы стали заниматься и параллельно думать о лонгриде, который отправим на дистанционный этап.Девчонки впитывали каждое мое слово, фонтанировали идеями, писали по пять статей в день, снимали как боги, освоили технику интервью за три секунды, а от монтажа их вообще было не оторвать! Так я представляла нашу работу, пока не столкнулась с суровой реальностью.А реальность была такова, что за две недели до крайнего срока отправки лонгрида у нас было сделано ровным счетом ничего. Правда, была идея, а это уже полдела, думала я, это временные трудности – работать «в режиме ошпаренной кошки», как говаривала декан моего факультета, даже интереснее.В итоге мы сформировали примерное видение лонгрида, назначили день съемок репортажа в МГТУ имени Баумана и… вторая девочка просто не приехала. И тут я поняла, что трудности еще и не начинались. И все же репортаж был снят, а эта ситуация показала мне, кто есть кто в моей команде. Предстояло сделать замену, и это должен быть тот, кто умеет оставаться и работать в ситуации нарастающего напряжения. Я пригласила в команду Настю из 9‑го класса и не ошиблась. Она тоже занималась у меня, правда, с Ксюшей они редко пересекались еще и потому, что учатся в разных школьных корпусах.Несмотря на мои опасения, последнее обстоятельство только прибавило тем для разговоров – девчонки быстро нашли общий язык, и я выдохнула. Командный дух возрожден, дело за малым – сделать лонгрид. Чего нам это стоило – совсем другая история, но мы это сделали: мультимедийный лонгрид «Не литьем, так фрезеровкой» (http://sch439.js18.tilda.ws/). По моему скромному мнению, получилось неплохо. Кстати, позже этот же лонгрид взял первый диплом заочного тура конкурса школьных медийных проектов «IT-репортер».Отправив работу, мы продолжили занятия, но каждый раз я читала в глазах у девчонок один, а точнее, два вопроса: «А вдруг мы не пройдем? А вдруг мы пройдем?» Да что там в глазах – они постоянно только об этом и говорили!И когда стали известны результаты, мы чуть с ума не сошли от счастья! Но именно от счастья сходили с ума мы недолго. Тут же выяснилось, что в один из дней финала 11‑е классы пишут декабрьское сочинение, а Настя в этот день собиралась выступать на межрайонной конференции со своим проектом. В общем, участие в JuniorSkills потребовало от нас жертв. И все это еще было цветочками на фоне того, что от финала нас отделяли – надеюсь, вы сидите – две недели. Две огромные и крохотные недели. Надо сказать, что учебный процесс еще никогда не был столь эффективен. Перефразируя классиков, я бы сказала, что уровень мастерства моей команды летел вверх «стремительным домкратом». Сознание близости дня, когда наставник никак не сможет помочь, – это настоящая закись азота в двигателе обучения. Я всегда любила жать на нитроускоритель в Need for Speed и даже не подозревала, что встречу его в жизни.Недели полторы мы всей нашей девичьей командой провели бок о бок с перерывами на обед и сон, погружаясь во все тонкости создания лонгрида и дважды выезжая на мастер-классы в «ТемоЦентр». За это время мы научили друг друга многому. Если честно, это целый космос! К последнему тренировочному дню я даже составила специальный чек-лист – список всего того, что девчонки должны уметь делать. Пунктов 50 там было!Самый эпичный момент, который я, наверное, не забуду никогда… Вечер последнего дня перед финалом. Девчата сидят и вместе монтируют. Просчитали видео, загружают на YouTube, а он им пишет: «Что-то пошло не так. Это точно был файл поддерживаемого формата?» Девчонки в панику: «Наталья Юрьевна, все сломалось! Ничего не получается! Мы завтра никуда не поедем!» Конечно, вижу, что шутят, но видео-то, и правда, не загружается. Подхожу, смотрю и… не могу удержаться от смеха: оказалось, вместо видео моя Dream Team пытается загрузить на YouTube файл проекта Premiere. Ну что тут скажешь: «Домой! Есть, спать, отдыхать! Завтра в 7 у МЦК».Сам чемпионат для наставников проходит не так весело, как для участников. Все 4‑5 часов мы сидим в отдельной комнате и смотрим за трансляцией соревнований в другой компетенции. Среди юных инженеров иногда мелькают наши ребята. Очень хочется увидеть своих, но когда они появляются, не можешь смотреть – слишком волнительно. Мы видим ребят на обеде, но разговаривать с ними нельзя. Подмигивания и воздушные поцелуи судьями также не приветствуются, но изловчиться можно. И все же, как идут дела у девчонок, справляются ли с заданием, остается только гадать. Зато, когда я встречаю их после, они падают в мои объятия и без умолку наперебой всю дорогу рассказывают о том, как их не пускали снимать стендап и выгоняли снимать интервью, о том, как камера показывала черно-белую картинку, как пропал звук на компьютере, как слетал Photoshop и как судьи следили за каждым их шагом.Плох тот мультимедйиный журналист, который не мечтает выиграть чемпионат JuniorSkills. И мы хотели. Что говорить, конечно, первым делом расстроились, что только «бронза». Но просмотр работ, занявших 1‑е и 2‑е место, как-то сразу вернул нас в реальность и реабилитировал наши «бронзовые медали». Я считаю, что для нас это большая и, что самое важное, не случайная, а закономерная победа. Во всяком случае, как признались мне судьи, лонгрид команды школы №439 произвел на них самое сильное эмоциональное впечатление. Возможно, тут свою роль сыграло то, что в нашей команде одни девочки, но для меня это лучший показатель того, что у Ксюши и Насти есть все шансы состояться как журналисты, чья работа не оставляет равнодушным.Окончив вуз по специальности «журналистика», я не владела и половиной тех практических навыков, которым сегодня обучаю своих учеников. Надеюсь, сегодня академическая программа развернулась в сторону практики, но в любом случае все приходит с опытом. И это важно: брать камеру, микрофон, задавать вопросы незнакомым людям, отбирать лучшие кадры и синхроны из отснятого материала, верстать лонгрид. 10 лет назад моей дипломной работой, например, уже был сайт – сатирический интернет-журнал «Вечерний пустозвон» на движке DLE. А это вам, на минуточку, не человеколюбивая Tilda. И те многоформатные материалы, которые я и мои однокурсники размещали там, во многом напоминали мультимедийные лонгриды. Использование современных технологий – это безумно интересно. Но не менее важно обогащать свой опыт культурным наследием, расширять кругозор, развивать образное мышление и эмоциональный интеллект. Для меня профессионал в области журналистики – это прежде всего думающий, чувствующий и созидающий человек. И мне не хочется верить, что когда-то журналистов смогут заменить роботы.Я благодарна судьбе за возможность, большое напряжение и огромное удовольствие быть наставником в своем любимом деле для тех, кому оно тоже интересно. Во всяком случае я точно знаю, что, даже если Ксюша и Настя выберут совсем другой профессиональный путь, они еще не раз воспользуются навыками, приобретенными на занятиях по журналистике. Способность осознавать свое эмоциональное состояние, умение выражать свои мысли, общаться с людьми, взаимодействовать в команде, работать с текстовой и визуальной информацией, пользоваться техническим оборудованием, ориентироваться в интернет-пространстве и создавать готовый продукт – вот ключевые компетенции будущего, которые я настоятельно рекомендую «прокачивать» всем ребятам, стремящимся к успеху в профессии и в жизни.Наталья МЕЛЬНИКОВА,журналист, педагог дополнительного образования лаборатории «Медиатехнологии» школы №439 «Интеллект»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте