search
main
Топ 10
Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Уроки по финансовой безопасности начались в школах и колледжах России В российских школах запустят новую модель профориентации
0

Никто не застрахован от болезни Иногда детей приходится учить в больнице

Проблема обучения больных детей не такая уж узкая, как может показаться сначала. Она касается не только педагогического персонала больниц, но также учителей всех школ (потому что именно к ним после долгого лечения в стационаре возвращаются дети) и каждого из нас (потому что – увы! – ничей ребенок не застрахован от болезни).
Многие ли знают, какое влияние оказывает заболевание на способность ребенка учиться? Какой бы ни был поставлен диагноз, прежде всего травмируется нервная система. Нарушаются внимание, память, речь, мелкая моторика. Больной ребенок в своем умственном развитии как бы “молодеет”. Если не вести специальную коррекционно-развивающую работу, у него утрачиваются те навыки, которыми он овладел недостаточно хорошо или ранее выполнял с нежеланием. Ребенку трудно управлять своей волей. Длительное пребывание в стационаре делает детей более раздражительными, грубыми, дерзкими.
Не случайно в штатное расписание детских больниц в свое время были введены ставки педагогического персонала. Задача педагогов – не только сохранить выработанные умения, но и продолжать их развитие, учитывая состояние ребенка, чтобы после болезни он мог вернуться к своей повседневной деятельности в школе.
В 1981 году было принято “Типовое положение об условиях обучения учащихся, находящихся на длительном лечении в больницах”. Оно регламентирует порядок организации обучения детей в лечебных заведениях, в которых не предусмотрена организация школ, а также в штате которых не имеются должности учителей. За это время в системе образования произошли огромные перемены: появились разные типы школ, учителя получили право на выбор программ и учебников, на самостоятельное распределение учебного времени для изучения той или иной темы. И все это создало еще одну проблему: дети одного возраста с разным уровнем подготовки (от вспомогательной школы до лицея), с разными учебниками, проходящие разные темы, оказываются в одном классе. И приходят они туда не в один день, многие до того уже не посещали школу до 2-3 месяцев, т.к. лечились амбулаторно или в больнице, где вообще не было занятий. Кроме того, согласно действующему Положению в одну учебную группу нужно объединить до 15 учеников 1-4-х классов начальной школы или двух смежных классов средней школы. Сколько при этом разных тем должен объяснить учитель в течение 35 минут занятия? Даже если найдется учитель, способный за это время изложить 15 разных тем по математике, то, уверяю вас, нет ученика, способного на таком групповом занятии хоть что-нибудь усвоить. Больные дети больше всего нуждаются в индивидуальном и дифференцированном подходе. Им нужна постоянная активизирующая и организующая помощь. Чтобы понять изучаемый материал, дети должны его всесторонне рассмотреть, сделать сравнения и обобщения. Для закрепления требуется гораздо большее количество упражнений. А учитывая крайне низкую работоспособность детей, учитель должен давать им разные по форме задания. Реально ли это в данном случае?
Если мы подумаем прежде всего о праве больного ребенка на получение доступного для него образования, а не о том, как побольше сэкономить, мы решим одну из проблем средней школы – избавимся от пробелов в знаниях, связанных с пропуском уроков по болезни.
Необходимо подключить к обсуждению этой проблемы учителей, работающих в других больницах, психологов, дефектологов, детских врачей-фтизиатров, родителей, чьи дети длительное время находились в стационаре. Возможно, есть какая-то статистика о пропусках учебного времени по болезни или наблюдения учителей за тем, как изменяются результаты учебы у детей после длительного заболевания.
На сегодняшний день количество классов в школах уменьшается, а количество больных детей все увеличивается. Уже сейчас ясно, что значительное число учеников не в состоянии усвоить госстандарт образования. И немалую роль в этом играют длительные соматические заболевания, которые относят больных детей к группе академического риска. Что уж тут говорить о едином государственном экзамене?!
В нашей области обучение детей организовано только в областных и городских детских больницах (в районах больных детей не учит никто). Сюда приходят учителя из школ. На это управление образования выделяет 2,5 учительской ставки на больницу: 1 – учителя начальных классов и 1,5 – учителя-предметника с
5-го по 11-й класс. Сколько времени отводится каждому предмету в каждом классе при таком финансировании?
Сейчас в областном Департаменте здравоохранения обсуждается вопрос о том, чтобы убрать педагогический персонал из штата больницы. Все просто: нет педагогического персонала – нет проблемы. Но разве это выход?

Наталья СЕРЯКОВА,
учитель областной детской туберкулезной
больницы N 1
Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте