search
main
Топ 10
В Госдуме предложили пересмотреть подход к начислению зарплат учителям «Учитель года России – 2023»: как прошла торжественная церемония открытия финального этапа конкурса Примерно 1,5 тысячи челябинских девятиклассников после осеннего ОГЭ останутся на второй год Об избирательной системе России расскажут российским школьникам 25 сентября на «Разговорах о важном» Минобрнауки представило проект приказа по порядку набора в вузы на следующий учебный год Минобрнауки утвердило минимальные баллы ЕГЭ для поступления в вузы Школьникам рассказали об избирательной системе России на занятии «Разговоры о важном» Стали известны имена 15 лауреатов конкурса «Воспитатель года России – 2023» Абсолютным победителем конкурса «Сердце отдаю детям-2023» стала педагог из Уфы Меры социальной поддержки педагогов в Ивановской области закрепят в законе Решали задачи и писали контрольные: учителя физики и математики Ямала поучились в ведущем вузе России Минпросвещения: объявлены пять призеров конкурса «Воспитатель года России – 2023» Родителям из Подмосковья объяснили, что такое рейтинг ученика в приложении «Моя школа» Родителям облегчили получение данных о посещении детьми школ и колледжей Москвы «Выборы» директора школы, меры поддержки педагогов, советский опыт профориентации: новости образования Сергей Кравцов, Анастасия Зырянова и Андрей Воробьев напутствовали финалистов конкурса «Учитель года России–2023» Томских школьников и педагогов приглашают навстречу вызовам Рекомендации опытного эксперта по подготовке к ОГЭ по обществознанию в 2024 году Готовимся к ЕГЭ по математике профильного уровня с учетом последних изменений Оценки выставлены: финалисты конкурса «Учитель года России – 2023» прошли второе испытание
0

Николай Подосокорский, Великий Новгород: Профессиональная этика учителя и новая цифровая реальность

20 августа за подписями заместителя министра просвещения РФ Ирины Потехиной и председателя Общероссийского профсоюза образования Галины Меркуловой было обнародовано четырехстраничное письмо «О примерном положении о нормах профессиональной этики…

Николай Подосокорский

педагогических работников». Этот документ является «новой редакцией типового кодекса этики педагогических работников», в которой едва ли не впервые говорится о правилах поведения педагогов в Интернете в целом и социальных сетях, в частности.

Разработать такие правила чиновники от образования собирались еще весной, когда на ровном месте произошел скандал с барнаульской учительницей Татьяной Кувшинниковой, которую вынудили уволиться из школы из-за размещенного ею на своей странице в соцсети «Вконтакте» фото в купальнике. Тогда на защиту коллеги встали тысячи учителей со всей страны, принявшие участие в стихийном флешмобе #учителятожелюди – и такая низовая солидарность, разумеется, не могла не спровоцировать отклик в вертикали управления образованием.

Изначально предполагалось, что именно Кувшинникова теперь и обязана будет разработать правила поведения в социальных сетях для педагогов. Однако в документе, о котором идет речь, ее имя не упомянуто. Хотя в пояснительном комментарии к этому письму Галина Меркулова все-таки дала понять, что толчком к появлению новых правил стало именно дело Кувшинниковой. «К сожалению, минувший учебный год был отмечен целым рядом резонансных дел, связанных с обвинением учителей (в частности, популяризирующих спорт и здоровый образ жизни) в нарушении ими норм профессиональной этики. Эти частные истории не могли остаться без внимания со стороны Профсоюза и Минпросвещения России. Мы попытались привести нормы этики в созвучие со временем, отбросив в сторону устаревшие представления, и выработать механизм защиты педагога от произвольных нападок», – подчеркнула Галина Меркулова.

На первый взгляд, эта задача кажется вполне достойной и благородной. В частности, победитель конкурса «Учитель года России» – 2018, общественный советник министра просвещения Алихан Динаев в комментарии «Российской газете» заявил, что «документ стал более адекватным для той «цифровой» реальности, в которой мы живем». Однако вчитаемся еще раз в текст письма повнимательнее – о чем там собственно идет речь?

Прежде всего, нельзя не отметить, что, новый документ, несмотря на некоторые улучшения, по сравнению с версией 2014 года, так же написан вязким, мертвящим языком: все эти повторяющиеся обороты о «педагогических работниках организаций, осуществляющих образовательную деятельность», предложение создать «комиссию по урегулированию <…> в целях урегулирования…», – сразу же настраивают любого читателя не столько на размышления об этике, сколько на поиск смысла в лабиринте слов

Но что же такого важного говорится в документе в части этики поведения педагогов в соцсетях? Как поясняет Галина Меркулова: «Новый документ отвечает вызовам цифровой среды, но ориентирован не на запретительные меры или вмешательство в частную жизнь педагога, а на установление единственного ограничения – воздержания от размещения в сети «Интернет», в местах, доступных для детей, информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Почему выбрана именно такая формулировка? Дело в том, что виды данной информации очень четко определены в одноименном законе. И если их внимательно изучить, станет ясно, что изображение в закрытом купальнике человека, занимающегося зимним плаванием, не относится к информации, «причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей». Понятно, что данный закон в первую очередь регулирует деятельность СМИ, а не педагогов. Однако отсылка к используемым в нем понятиям позволит, с одной стороны, сформировать у педагога конкретное представление о границах допустимых действий в общедоступном информационном пространстве, с другой – оградить его от возможных несправедливых обвинений.

Правда, сразу же возникает много вопросов. Во-первых, какое отношение имеет соблюдение действующего федерального закона к профессиональной этике? Распространение информации, «причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей», – это не просто аморальный проступок, а уголовное преступление, за совершение которого любой дееспособный гражданин должен нести наказание независимо от профессии.

Во-вторых, как мы можем наблюдать на примере Кувшинниковой и ряда ее коллег, реальные проблемы у учителей зачастую возникают не из-за нарушения ими какого-то закона, а из-за разного понимания этически допустимого родителями, педагогами и функционерами от образования. То есть проблема заключается в том, что в наших условиях директор школы в любом случае будет вынужден как-то реагировать на масштабное общественное возмущение и недовольство, даже если оно было спровоцировано чем-то, вполне укладывающимся в рамки закона.

В-третьих, в опубликованном документе вообще ничего не говорится о необходимости повышения медиаграмотности учителей, которая вовсе не сводится к соблюдению действующего законодательства. Более того, на мой взгляд, попытка все явления общественной жизни зарегулировать уголовным кодексом и страхом наказания абсолютно порочна и вредна. Многих проблем, связанных с неадекватной реакцией на поведение учителей в соцсетях, можно избежать просто путем получения соответствующих компетенций по поведению в Интернете. То есть этому, прежде всего, надо учить людей вообще и учителей, в частности, а не наказывать их за малейшую неосторожность или провинность.

К сожалению, по прочтении растиражированного документа, можно констатировать, что настоящий разговор о нормах профессиональной этики учителей в цифровом пространстве даже не начинался. От сверхактуальной проблемы решили просто отмахнуться ссылкой на закон, которая никак не защитит учителей от травли в соцсетях или начальника-самодура.

Об авторе:

Николай Подосокорский – заведующий кафедрой новых медиа и связей с общественностью Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, советник при ректорате НовГУ имени Ярослава Мудрого, кандидат филологических наук, автор блога об образовании и науке.

Читайте также:

В центре внимания – социальные сети: http://ug.ru/archive/78353

В Минпросвещения поддержали идею создания курса для учителей по ведению аккаунтов в соцсетях: http://ug.ru/news/27507

Ольга Васильева напомнила, что учителя имеют право на личное пространство: http://ug.ru/news/27522

#учителятожелюди: http://ug.ru/archive/78352

Николай Подосокорский, Великий Новгород: Против травли и хейтинга: http://ug.ru/insight/677

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте