search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Демонстрационный экзамен, приложение к диплому, «Профессионалитет»: что Минпросвещения делает для развития СПО
0

Николай Марухин, Алтайский край: Почему школа должна жить по правилам, которые её ломают?.

Чего мы добились всеобщей стандартизацией и регламентацией? Уходят авторские школы, не вписываются в рамки новой жизни талантливые, необычные учителя. Кое-где директора берут на себя роль буфера между учителем и системой. Но таких единицы…

Когда я начинал работать учителем, теперь уже в далёком 1992 году, ещё живы были фронтальные проверки, проводившиеся раз в пять лет. И я как раз, в первый же год, на неё «попал». Вы знаете – не уволили, хотя, конечно, был я тогда совершенно никчёмен в профессиональном плане. Уже потом, в 2000-м, в моей жизни была ещё одна фронтальная проверка. И всё. Вы думаете, контроль закончился? Ох, нет…

Во время фронтальной проверки в школе работала целая бригада в течение нескольких недель. Инспекторы, методисты отдела образования, общественные методисты, опытные, авторитетные учителя «просвечивали» всю деятельность школы. Инспекторы штудировали школьную документацию и вместе с методистами посещали СЕРИЮ уроков (в разные дни) каждого учителя. С педагогом проводился подробнейший анализ, давались рекомендации. Помню, мне тогда это здорово помогло в начале пути. С тех пор многое изменилось. Проверок стало больше. Но во что они превратились? В экспертизу бумаг. В сличение тем в рабочих программах и классных журналах, лет издания авторских программ и записей об этом в программе рабочей… Что может дать такой контроль учителю? Ведь контроль должен быть инструментом повышения эффективности процесса. А чему это может научить молодого учителя? Или опытного? В чём причина? Органы контроля не способны осуществлять продуктивную, эффективную деятельность? К этой деятельности не привлекаются люди, способные помочь, поправить, дать рекомендации? Создаётся такое впечатление, что для школы придуманы некие правила игры, весьма формальные и к реальной педагогической практике имеющие отдалённое отношение, но при этом очень жёстко регламентированные, чётко структурированные и стандартизированные. Некий список, энное количество пунктов, напротив которых чиновники обрнадзора ставят плюсики и минусики. ТЕХНОЛОГИЯ. Лет пятнадцать назад мне даже нравилось применение этого понятия в нашей области, но прошли годы и я разочаровался в его использовании в педагогике. Ведь что такое технология по сути? Набор приёмов, регламентированное использование которых ведёт к заранее известному («вычерченному») результату. И так в многократных повторениях. Не отступай от алгоритма, соблюдай технологическую дисциплину, и всё будет ОК! Безусловно, в обработке материалов это эффективно. Но ведь человек – это существо особое, каждый – индивид. У всех берёз свойства и параметры одинаковы, поэтому используя один и тот же станок можно сделать по образцу множество одинаково качественных стульев. Но каждый ученик – это целый отдельный мир, Вселенная! И единая технология здесь невозможна. Учителю нужно найти дорогу к каждому и пройти её с каждым! Поэтому школа – не фабрика, а педагогика – это искусство. Искусство тонкое, сложное, с обнажёнными нервами. Глубоко личностно-человеческое. Как его пунктиками измерить? Ведь здесь должна царить гармония чувств… Я не утопист, прекрасно понимаю – кто «музыку платит, тот и девушку танцует» – школа принадлежит государству и хозяин должен контролировать своё хозяйство. Государство стремится к повышению качества образования, всячески это декларирует и, вроде бы, даже что-то делает для этого. Только вот что? Создаётся ощущение, что «хозяин» толком не представляет, как выглядит его хозяйство, судорожно, в темноте, пытается определить его цвет и при этом перекрасить в другой. Кажется, ну, вот ещё один стандарт, ещё одна программа, ещё один нормативный документ – и «оно» пойдёт! А «оно» что-то не идёт… Конечно, чиновники, отчитываясь, демонстрируют какие-то цифры, показатели успешности, но любой серьёзный учитель честно скажет – в основном это мифология. Чего мы добились всеобщей стандартизацией и регламентацией? Уходят авторские школы, не вписываются в рамки новой жизни талантливые, необычные учителя. Кое-где существуют островки-школы, в которых директора берут на себя роль буфера между учителем и системой, пытаясь всё-таки дать возможность педагогу с детьми творить. Но таких единицы. И сжигают они себя на этом посту. Я долго молчал, но в последнее время захотелось высказаться на эту тему вслух. Добил «Кодекс профессиональной этики педагога». Господи, что это? Зачем? Этика, как известно, – это система моральных норм, регулирование соблюдения которых, осуществляется силой совести и общественного мнения. Зачем нормативный документ? Для кого? В «модельном кодексе», предлагаемом министерством, есть такой пункт: «При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго имени». А в других ситуациях, непрофессиональных, он не должен из этого исходить? Так же как и любой гражданин, впрочем. И так по каждому пункту. Но «Кодекс профессиональной этики» – это тема для отдельного разговора. И напоследок. Я не враг государства, я его часть. Верная государству часть. Я хочу, чтобы оно процветало. Но почему школа должна жить по правилам, которые её ломают и пока никак не помогают сделать эффективнее? Об авторе

Николай Марухин, учитель истории и обществознания Малаховской средней школы Алтайского края, учитель года Алтая -1999, Почётный работник образования, обладатель благодарности Президента РФ, Ветеран труда Алтайского края, обладатель золотого знака «Общественное признание»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте