3 мая 2012 года Президент Российской Федерации подписал федеральный закон о ратификации Конвенции о правах инвалидов. Федеральный закон должен усилить защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией, обеспечить полное участие людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества.
Сегодня инклюзия шагает по миру. Первое место занимает Исландия, в соответствии с мнением исландских специалистов почти четверть детей испытывают особые образовательные потребности, при этом почти 95 процентов детей получают помощь в форме инклюзии. А замыкает список из 24 стран Испания, где специалисты этой страны считают, что особые образовательные потребности испытывают менее 2,5 процента, но также высок процент включенного, инклюзивного образования (более 83). Крайние точки посередине – Дания и Германия – законодатели специального образования наряду с нашей страной, у них более скромное упоминание об инклюзивном образовании.Почему я говорю о 24 странах? Дело в том, что в экономически развитых странах, в странах Севера и Юга, в странах с разной историей специального образования, произнося одно и то же слово – «инклюзия», реализуют подчас очень непохожие программы. И хотелось бы, чтобы, идя по пути инклюзий, безусловно, пути магистральному, наша страна сумела сохранить те высокие позиции, которые обеспечила плеяда выдающихся ученых: в мире всегда считали, что отечественное специальное образование дает, пожалуй, наиболее высокие результаты.Даже статистика по России, где говорится о том, что более 50 процентов детей находятся в ситуации инклюзии или коррекционных классов (напомню, что помещение ребенка в коррекционный класс не инклюзия), а если говорить о чисто инклюзивном образовании, то его меньше чем 50 процентов. Накоплен очень интересный опыт инклюзивного образования. Прежде всего это, конечно, Москва.Что такое, на мой взгляд, условия эффективности инклюзивного образования? Развивая вариативные нормы интеграции, инклюзии, необходимо прежде всего расширять охват этих детей показанной им специально психолого-педагогической помощью, максимально приближая ее к месту жительства ребенка, регулярно осуществлять консультирование родителей, обеспечивать педагогам общеобразовательных учреждений постоянную квалифицированную методическую поддержку.Я напомню, что сейчас дети, которых мы успешно включили в общеобразовательный поток 1 сентября прошлого года, оказались в своеобразной ситуации. Многие из этих детей, если не все, имеют особые образовательные потребности. Одновременно школа работает по федеральному государственному общеобразовательному стандарту, который этих потребностей не учитывает. Не хочу никого ни пугать, ни смешить, но на днях во время лекции учитель из хорошей школы, работающей в инклюзивном проекте, задала вопрос: «Я учу девочку второй год. Я не могу научить ее считать до трех. В течение всего урока она стоит и жует штору. Профессор, скажите, что мне делать? Отучать ее жевать штору или учить считать до трех?» Дело не в девочке, дело в том, что учитель такой квалификации вряд ли может оказать этой девочке квалифицированную помощь.Россия, что замечательно, подписала документ по выхаживанию маловесных детей. Сегодня мы выхаживаем детей весом от 500 граммов. Понятно, что очень многие из этих детей по мере достижения школьного возраста будут нуждаться в специализированном обучении. Поэтому, говоря об инклюзии, мы должны помнить не только о создании безбарьерной среды, имея в виду устранение физических барьеров, но и об очень высокой квалификации тех, кто этих детей примет.На мой взгляд, необходимо развитие служб раннего вмешательства, это значительно облегчит нагрузку в последующем на ребенка, на школу, обеспечение медико-психолого-педагогического сопровождения каждого включенного ребенка и подбор адекватных форм совместного воспитания и обучения для каждого ребенка с учетом уровня его психофизического развития.Мы должны помнить, что очень часто уровень психического развития детей с одним и тем же первичным нарушением может существенно различаться, а потому предлагаемые модели интеграции вариативны от полной и постоянной до минимальной и эпизодической. Та или другая модель интеграции, инклюзии, на мой взгляд, должна быть доступна и полезна ребенку, при этом она не должна препятствовать получению качественного образования другими детьми, которые окружают его в классе.Что такое особые образовательные потребности? Это потребности, которые есть не только у детей с ограниченными возможностями здоровья, но у всех детей групп риска, в том числе у билингвов, детей, которые плохо владеют языком, на котором идет обучение. То есть число детей с особыми образовательными потребностями много шире, чем число детей с ограниченными возможностями здоровья. Говоря об особых образовательных потребностях, еще раз подчеркну, что их могут испытывать разные дети, поэтому повышение квалификации педагога в этом направлении позволит одновременно решать разные проблемы.Одна из важнейших, на наш взгляд, особых образовательных потребностей – это потребность в построении обходных путей, использовании специфических средств обучения, более дифференцированном, пошаговом обучении, чем этого требует обучение нормально развивающегося ребенка. Таким образом, одновременно удовлетворять эту образовательную потребность (изменение по срокам, пошаговое движение) и исполнять государственный стандарт, который сегодня действует, невозможно.Уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит не только от его медицинского диагноза, но и от качества предшествующего обучению воспитания. Никого не надо убеждать, что очень часто медицинский диагноз у ребенка может быть крайне тяжелым, а образовательные перспективы при этом крайне высокими, зависит это не от диагноза, а от того, насколько квалифицированную помощь ребенок получил и насколько рано он ее получил до вхождения в обучение.Напомню, что когда мы говорим о детях с ограниченными возможностями здоровья, то это не некая одинаковая масса, это очень разные дети. Но даже внутри каждой группы эти дети могут очень сильно по своим перспективам отличаться друг от друга.На мой взгляд, необходимо сохранить за интегрированными, включенными детьми всю полноту коррекционной помощи, гарантированную им законодательством, сохранить и модернизировать специальные образовательные учреждения, наделив их дополнительными функциями, внедрять модели интеграции, инклюзии, обеспечивающие доступную и полезную доли интеграции для каждого ребенка. К особым образовательным потребностям можно отнести и потребность в качественной индивидуализации наших детей, в особо простроенной и временной организации образовательной среды. Особая образовательная потребность – это и потребность в согласованном участии специалистов разных профилей, и самое главное, при обязательном участии на равных правах родителей, которые должны получить соответствующую подготовку.На протяжении многих десятилетий дети с минимальными нарушениями развития, как правило, не зная, не подозревая об инклюзии, обучались в массовой школе, в большинстве случаев не получая необходимой специальной поддержки. В результате, как мы знаем, очень часто при такой организации обучения эти дети не могли реализовать свое право на адекватное их возможностям и потребностям образование.На мой взгляд, крайне необходимо принятие специального федерального государственного образовательного стандарта начального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наш ребенок должен иметь возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь. К счастью, Министерство образования и науки РФ четыре года назад заказало нашему институту проект стандарта. Разработана концепция специального стандарта, разработаны проекты стандартов обучения детей с нарушением слуха, речи, задержкой психического развития, аутистического спектра. В отличие от общеобразовательного стандарта мы его обсуждали в разных регионах Российской Федерации и в сопредельных странах, ни от специалистов, ни от родителей мы не получили возражений. Мы получаем только пожелания, чтобы этот стандарт как можно быстрее был узаконен и чтобы по нему могли учиться дети с особыми образовательными потребностями. Смысл принятия специального федерального образовательного стандарта для этих детей – гарантия каждому нашему ребенку реализации права на образование вне зависимости от степени тяжести нарушения, вне зависимости от способности к освоению цензового уровня образования, от вида учебного заведения и от региона проживания.Наш стандарт, разумеется, соответствует требованиям общеобразовательного стандарта, но там есть три знаменитых «т»: требования к результатам, структуре и условиям. Мы вводим четвертое, на наш взгляд, крайне важное для наших детей требование – это требование к конечному уровню образования. Он может быть цензовым, нецензовым и даже индивидуальным.Здесь очень важно объединение усилий в проведении совместных проектов медиками, педагогами, психологами; совместное проведение проектов образовательными учреждениями и учреждениями здравоохранения, прежде всего центрами здоровья. Второе, крайне важное, на наш взгляд, обстоятельство – формирование в обществе, в том числе у педагогов и родителей, толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интеграции и инклюзии. Есть дети, которые никогда не встанут с кровати, никогда не заговорят, но они граждане страны и тоже могут продвинуться в своем развитии. Поэтому, предлагая несколько вариантов специального стандарта, мы старались предусмотреть продвижение каждого ребенка.Что касается общеобразовательного стандарта для лиц с ограниченными возможностями здоровья, то, безусловно, значительная часть этих людей – детей, молодых людей – способна освоить ценз, способна продолжить образование в высших учебных заведениях, способна овладеть профессией. С другой стороны, мы глубоко убеждены в том, что очень часто есть академические знания, которые дает общеобразовательный стандарт нашим детям, но они не всегда могут ими воспользоваться, притом что они могут быть абсолютно успешны в сфере творчества, в спорте, в разных аспектах жизни. Наш стандарт и предполагает позволить в зависимости от тяжести и индивидуальных особенностей каждого ребенка максимально реализоваться ему как личности, как гражданину, а не быть суммой неких знаний, которыми он потом не сможет воспользоваться. Мы исходим из того, что каждый ребенок вне зависимости от тяжести нарушений должен достичь максимально возможного для него уровня, чтобы он стал полноценным гражданином, полноценным человеком для себя, для своих близких, для страны.
Комментарии