search
main
0

Николай Чернышевский: что делать в педагогике

Бесценный вклад автора известного романа в российское и мировое образование

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, человеческое достоинство – силой патриотизма.

 Н.Г.Чернышевский

 

Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) – оригинальный педагогический мыслитель, философ, историк, экономист, публицист, литературный критик и беллетрист. Одухотворенность и истинность личностной позиции, эталон самоотверженности и преданности делу – все это приковывало к нему внимание современников и последующих поколений. Он привлекал и продолжает привлекать к себе внимание общественности своими оригинальными идеями.

Быть патриотом, по Чернышевскому, значит стать гражданином, «отдать себя делу процветания Родины путем служения народу». Важнейшим качеством, которое нужно воспитывать у подростков и юношества, он считал любовь к Родине и своему народу. Направленность его педагогических идей состоит в разработке подходов к воспитанию творческих людей, креативных личностей, способных содействовать дальнейшему прогрессивному развитию нашей любимой Родины.

Пожиратель книг

Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (24) (по ст. стилю) июля 1828 года в городе Саратове в семье протоиерея, сына Ивана Васильевича, дьякона села Чернышево Чембарского уезда Пензенской губернии. Название села и дало ему во время обучения в семинарии фамилию.

Детство Николая проходило в дружной, трудолюбивой и культурной обстановке с прочными семейными связями. Все предки и родственники были священниками.

В семье царили атмосфера любви и уважительные взаимоотношения, традиции домашнего чтения, собирания библиотек. Центр всех интересов и разговоров в семье находился в духовном кругу.

Большую роль играли духовные наставления отца Гавриила Ивановича, поддержанные самообразованием, самовоспитанием и целе­устремленностью сыновей. Отец был человеком, почитаемым в городе, передовым, высокообразованным и очень религиозным. Он многое сделал для воспитания и просвещения своих детей.

Влияние отца сказалось на воспитании в Николае усидчивости, терпения, трудолюбия, упорства и особенно целеустремленности. В автобиографии он писал: «Юность дала мне живое чувство жизни – внушила его так неодолимо, что из моих понятий легко выбрасывалась потом всякая ложь».

Когда Николай подрос, он по примеру отца стал понимать важность педагогической деятельности, которую тот вел в пансионе, и полюбил эту работу.

По воспоминаниям, в детстве Николай (в семье его звали Николя) был подвижным, худощавым мальчиком с нежным, женственным лицом, серыми глазами и чуть волнистыми рыжеватыми волосами. Он страдал сильнейшей близорукостью, но был всегдашним предводителем ребятишек, игравших во дворе. До 14‑летнего возраста Николай учился дома под руководством отца и двоюродной сестры. С раннего детства к нему был приставлен гувернер-француз.

Николай рано проявил склонность к творчеству и отличался серьезными и разнообразными интересами. Он упорно занимался самообразованием и самовоспитанием, критично относился к результатам своего труда, что придавало стимул дальнейшему творческому развитию. Главным увлечением подростка были книги. Он читал их с неиссякаемым увлечением и с огромной любознательностью в таком количестве, что вполне справедливо называл себя пожирателем книг (библиофагом), каким оставался в течение всей своей жизни.

 

Редкий талант

В 1843 году Чернышевский поступил в Саратовскую духовную семинарию (класс риторики), где пробыл три года. Николай обладал выдающимися лингвистическими способностями, был полиглотом – владел латинским, греческим, французским, немецким и английским языками, хорошо знал татарский и персидский.

Юноша выделялся своими блестящими познаниями по всем предметам, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников». Николай отличался способностью быстро усваивать изучаемые науки и критически подходить ко многим научным положениям и общественным явлениям. В семнадцать лет юноша делает первые шаги к самостоятельному научному исследованию.

В январе 1846 года, когда, не окончив полного курса обучения в семинарии (духовная карьера его совершенно не привлекала), он вышел из нее, то получил блестящую характеристику от преподавателей: «По философии, словесности, гражданской, церковно-библейской и российской истории – «отлично» и «хорошо», математике, латинскому, греческому, татарскому языкам – «очень хорошо», при способностях отличных, прилежании неутомимом и поведении очень хорошем».

Затем Николай Гаврилович поступил на историко-филологическое отделение философского факультета Петербургского университета. Молодой человек старался использовать все культурные возможности столицы. Посещение библиотек стало насущной потребностью будущего ученого. Чернышевский был энциклопедически образованным человеком, упорно занимался самообразованием, пытливый ум его искал разрешения многих вопросов, которые ставила перед ним действительность.

Умение организовать свое время являлось его характерной чертой и помогало ему справляться с широкими планами. Работа дома, в университете, библиотеке, даже посещения кондитерской – все у него было строго регламентировано. Так, например, в октябре 1848 года он прочитал 41 книгу, написал 10 статей и произвел 28 записей в дневник.

В результате упорной работы над собой уже в 20 лет Николай Гаврилович начинает пробовать свои силы как писатель. Он задумывает рассказ о Гете, повесть о воспитании «Жозефина», переводит на русский язык стихотворение польского поэта Адама Мицкевича, пишет повесть под примечательным названием «Теория и практика».

 

Свежий ветер перемен

По окончании университета весной 1850‑го Чернышевский возвращается в Саратов, где в январе 1851 года с большой любовью к педагогическому труду приступает к работе в гимназии в качестве преподавателя словесности.

Современники сравнивали приход молодого педагога с дуновением свежего ветра. Николай Гаврилович сразу заявил ученикам о том, что ненавидит формализм, зубрежку и прочие проявления гимназической казенщины. Учебники он объявил устаревшими. Педагог говорил: «Учебник нужен только для экзаменов, а к каждому уроку незачем зубрить его: лучше читайте побольше книг» – и заменил их изучение собственными увлекательными рассказами.

По воспоминаниям учеников, он «входил в характер действующих лиц и менял, смотря по содержанию, голос, тон и манеры. Казалось, он сам переживал те события, о которых читал». Один из учеников писал в мемуарах: «Особенно полное и глубокое впечатление он произвел на нас чтением Жуковского, к поэзии которого питал тогда особенную наклонность наш детский мечтательный ум. Мы, помню, плакали над сказкой «Рустем и Зораб», прочитанной, правда, с не­обыкновенным умением и чувством».

При этом Чернышевский много и упорно работал. У него были небольшой по-деловому обставленный кабинет, множество различных справочников на русском и иностранных языках, карты, книги, над которыми он проводил все свободное от преподавания время. Работал он быстро, схватывая содержание статей, конспектируя главное.

Уважительное отношение к ученикам было одним из главных правил для самого Николая Гавриловича. Педагог сразу удивил учеников своим неизменным обращением на «вы». Большим учительским столом, стоящим на приличном возвышении, новый словесник пренебрег – садился на стул непосредственно перед передними партами. Один из гимназистов вспоминал: «Что особенно нас поразило, то это его уважение к нашей личности, которая подвергалась всевозможным унижениям со стороны нашего начальства и учителей».

Николай Гаврилович держался с гимназистами на равных, часто присоединялся к ним. Кроме занятий в классе встречался с учениками на прогулках, вел с ними беседы на волжских берегах и у себя дома, где проходили увлекательнейшие встречи с лучшими умами города Саратова. Один из воспитанников вспоминал: «Ежедневно, возвращаясь после классов домой, Чернышевский был сопровождаем множеством учеников, с которыми он, как отец с детьми, дружески беседовал, узнавал о здоровье их домочадцев, где они живут, шутил и смеялся, и пожимал руки тех, кому приходилось, приближаясь к своему дому, прощаться с учителем». Гимназисты, естественно, искренне полюбили такого замечательного учителя.

Педагог пользовался огромным авторитетом среди своих воспитанников. Они знали, что в беседе с ним можно обсудить многие вопросы, волновавшие молодые умы. В результате его ученики получали не только те знания, которые были положены по программе, но и те, что были нужны им как гражданам, как будущим созидателям новой России. Сам Чернышевский признавался, что его занимает только политика, что он чувствует себя новым Пигмалионом, призванным «разбудить от спячки юные сердца гимназистов и вдохнуть в них волю к борьбе».

На своем примере Николай Гаврилович показал, что учитель должен быть не только педагогом, но и просветителем. Помимо классных и внеклассных занятий с гимназистами он выступал перед взрослой аудиторией с докладами и лекциями на разнообразные темы, стремясь распространять среди населения полезные знания и передовые идеи.

 

Искусство и действительность

В мае 1853 года Чернышевский увольняется из гимназии и едет в Петербург писать диссертацию, которая дала бы ему ученую степень и открыла бы для него как профессора двери университета.

Осенью он сдает магистерские экзамены и блестяще защищает диссертацию «Эстетические отношения искусства к действительности». Чернышевский кардинально выступал против тезиса, что «прекрасное создается искусством». По его мнению, прекрасное – это свойство жизни, «прекрасное есть жизнь». Поэтому «единственный путь для достижения прекрасного – подражание жизни в ее наиболее интересных проявлениях».

Более того, Чернышевский утверждал, что «творения природы прекраснее любого художественного творчества». Известный общественный деятель Николай Васильевич Шелгунов, вспоминая о значении диссертации Чернышевского для передовых людей того времени, писал, что она явилась «увлекающей силой, это была целая проповедь гуманизма, целое откровение любви к человечеству, на служение которому призывалось искусство».

 

Символ отваги

В начале 1854 года Николай Гаврилович приступил к работе в журнале «Современник», где являлся фактическим руководителем, выступал признанным лидером русской публицистической школы. Большую роль в жизни Чернышевского сыграли его совместная деятельность с Некрасовым и подлинная дружба с Добролюбовым, который так писал о нем: «Столько благородной любви к человеку, столько возвышенности в стремлениях и высказанной просто, без фразерства, столько ума строго последовательного, проникнутого любовью к истине».

Николай Гаврилович вошел в историю как символ отваги своего времени. По выражению современников, он был «главным в поколении тех деятелей, которых историческая необходимость вызвала для оживления его родины». Даже десятилетней работы в журнале «Современник» оказалось достаточно, чтобы шестидесятые годы XIX столетия назвали именем Чернышевского, как сороковые – именем Белинского.

В период работы в журнале «Современник» Чернышевским были написаны двести сочинений и тысяча писем. Каждое письмо имело не только личное, но и большое общественное значение. Сто пятьдесят пять его произведений не вошли в полное собрание сочинений. По свидетельству современников, это был «человек громадных способностей, учености, неустанного труда, железной воли, неподкупной честности и глубоких убеждений, которым он всю жизнь не изменял ни в чем никогда. Чернышевский был феноменальной личностью в нашей литературе и обществе, что называется – цельною личностью».

Журналистскую деятельность Чернышевский понимал как политическую. По его убеждению, «политическая власть, материальное благосостояние и образованность трудового народа – все эти три вещи соединены неразрывно». В своих научных работах, литературно-критических статьях он много внимания уделял вопросам образования, воспитания и школьного обучения. В них публицист доказывал, что прогресс общества определяется степенью развития разума, а потому просвещение является важнейшим двигателем прогресса человечества.

 

Единство убеждений и поступков

20 ноября 1861 года Чернышевский выступил на похоронах своего самого близкого друга Николая Александровича Добролюбова. Речь его была пронизана радикальным содержанием, призывом к активной борьбе. Потом последовал еще ряд его политических выступлений.

7 июля 1862 года Николая Гавриловича арестовали по обвинению в противогосударственной деятельности. Но и после ареста он не падает духом. В Петропавловской крепости пишет роман «Что делать?», который был напечатан в журнале «Современник». В романе Чернышевский создал типы новых людей с новым мировоззрением, с новой моралью: «Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уж крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук».

Книга неоднократно издавалась как за границей, так и в самой России. Сила воздействия этого романа была беспредельно велика. Герои произведения – живые люди, действиям которых подражали в то время многие. Знакомство с романом «Что делать?» и публицистикой Чернышевского считалось обязательным для каждого интеллигентного человека. При этом его позднее творчество интереса не вызывало.

20 мая 1864 года над Чернышевским была устроена гражданская казнь. Сенат приговорил «лишить его всех прав состояния и сослать на каторжные работы в рудниках сроком на 14 лет, а затем поселить в Сибири навсегда за злоумышление к ниспровержению существующего порядка, за принятие мер к возмущению и за сочинение возмутительного воззвания «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон».

Публицист был отправлен сначала на каторгу на Александровский завод, а затем в ссылку в Вилюйск.

В аресте, пребывании в заключении, на каторге и ссылке рельефно проявилась суть личности Чернышевского: единство убеждений и поступков. Человек, чья судьба ему самому давно была ясна, даже предрешена, сознательно шел на жертвы, поскольку был убежден в личном мужестве, в том, что никогда не поступится своими убеждениями.

Николай Гаврилович знал о предстоящих суровых испытаниях – нравственных и физических. Но не просил о пощаде, не склонил головы перед торжествующей победу властью, не отрекся от своей веры и ушел на каторгу, по словам А.И.Герцена, «со святою нераскаянностью». Как отмечал историк Н.И.Костомаров, «он остался верен своим убеждениям в своей жизни и в своих поступках».

В 1883 году Чернышевскому было дозволено вернуться в европейскую часть России, в Астрахань, где он пробыл пять с половиной лет. Так «изможденным стариком» под именем «секретного преступника №5» Николай Гаврилович получил относительную свободу. Весь прогрессивный мир приветствовал его освобождение.

27 июня 1889 года Николаю Гавриловичу благодаря усиленным хлопотам сына разрешено было вернуться в Саратов. Переехав в родной город, он почувствовал прилив сил и стал питать надежду на то, что ему удастся развернуть большую творческую деятельность, создать ряд новых работ.

Но этому не суждено было осуществиться. 11 октября Николай Гаврилович заболел малярией. Чернышевский скончался в 0.37 ночи 17 октября 1889 года на 62‑м году жизни от кровоизлияния в мозг.

20 октября 1889 года Николай Гаврилович был похоронен в Саратове на Воскресенском кладбище. К гробу было прислано около сорока венков. Летом 1891 года на средства, собранные почитателями Чернышевского, на его могиле была поставлена железная часовня.

Хорошо сказал последние слова о Николае Гавриловиче Владимир Соловьев: «Нравственное качество его души было испытано великим испытанием и оказалось полновесным. Над развалинами беспощадно разбитого существования встает тихий, грустный и благородный образ мудрого и справедливого человека».

 

 

Как воспитать нового человека

Убежденность в социальной обусловленности воспитания легла в основу педагогического идеала Чернышевского: новый человек должен быть всесторонне развитым преобразователем мира, исполненным высоких стремлений, готовым на жертвы во имя общественного блага.

Самую главную общую жизненную потребность Чернышевский видел в том, чтобы каждый человек в полную меру своих сил и способностей мог трудиться, приносить максимум пользы общему благу. Именно в таких условиях формируется идеал нового человека – «проводника просвещения в массы». Новый человек должен выступать борцом за интересы общества.

Цель образования состоит в воспитании нового человека – всесторонне и гармонично развитой личности, истинного патриота, близкого народу и знающего его нужды и чаяния, «всегда думающего об общей пользе, активного участника в гражданских делах».

Идеал человека – активного общественного деятеля Чернышевскому представлялся как личность высокоидейная и всесторонне развитая в физическом и духовном отношении. Для воспитания такой личности, по его убеждению, «нужно не принуждение, а только доброжелательное содействие тому, чего сами воспитанники желают». «Не мешайте детям становиться умными, честными людьми, насколько умеете, помогайте их развитию», – призывал он.

Для педагога важнейшим принципом воспитания было единство слова и дела, поэтому он считал одним из ведущих свойств человека активность, а важным источником активности – потребность в ней. Отсюда Николай Гаврилович выводил необходимость воспитания у детей разнообразных познавательных, эстетических, умственных и трудовых потребностей. Особое значение придавал умственному воспитанию, в котором видел средство борьбы против социальной несправедливости.

Чернышевский вопрошал: «Разве воспитание не нужная вещь, и даже более, разве оно не неизбежно необходимо?» И сам отвечал на этот вопрос: «Воспитывать – это значит воздействовать на мысль, чувство и волю, которые взаимосвязаны. Воспитывать во время обучения вовсе не обозначает прибегать к патетическим речам, декламации. Само познание доставляет большой материал чувству. Познание просветляет не только ум, но и сердце, оживляя и радуя. Однако одного воспитания мало. Оно должно дополняться самовоспитанием и самообразованием».

 

Разумный эгоизм

Оригинальны взгляды Чернышевского на природу человека. По его убеждению, человек, по сути своей, прежде всего любит себя самого. В данной связи он обосновал принцип разумного эгоизма, то есть противопоставление непросвещенности человека (эгоизм) просвещенности и культуре. В этом залоге, по его убеждению, наследственность и природные задатки выполняют второстепенную роль, а средства воспитания и обстоятельства жизни – первостепенную.

Среди ключевых методов воспитания Николай Гаврилович выделял два основных – домашний и школьный. Первый метод успешно реализуется в обстановке семьи и более ориентирован на выявление в воспитаннике особых способностей и задатков, что позволяет наставнику направлять ученика на правильный путь получения знания. Сама система домашнего обучения, по мнению Чернышевского, более эффективна, так как согласована с позицией родителей.

Что же касается второго метода воспитания, то он, как правило, реализуется в школьной практике. Педагогический мыслитель отмечал такие нюансы, как соперничество среди учащихся и взаимообогащение знаниями.

Размышляя о правах человека, Николай Гаврилович особо отстаивал высокое положение женщины в обществе. По его убеждению, «отстраненность женщины от общественной жизни недопустима и противоречит здравому смыслу, поэтому необходимо уделять много внимания женскому образованию, которое благотворно сказывается в первую очередь на выстраивании семейных отношений».

В этом плане Николай Чернышевский отвергал гендерный подход к образованию и уравнивал в правах мужчину и женщину, более того, обозначал приоритет женского образования именно с позиции воспитания девочек как будущих матерей.

Интересна его позиция относительно брака как явления общественной жизни. Для Чернышевского любовь в браке направлена на общественную деятельность, на духовное развитие и совершенствование человека. Муж, выступая в роли учителя и наставника, освобождает жену от домашнего гнета и развивает ее ум с помощью образования, благодаря чему он выполняет свой общественный долг и становится возвышеннее.

 

Принципы нового образования

В принципиальной статье «Образование человечества зависит от образования молодого поколения» Николай Гаврилович Чернышевский размышлял об образовании человека как определенном историческом этапе, продуктивность и результативность которого полностью зависят от деятельности молодого поколения, «приносящего свои плоды для его обогащения и развития».

Образование нового человека было призвано помочь ему овладеть разносторонними знаниями о природе и обществе. Реализовать это может только единая общеобразовательная школа, где бы преподавали родной язык, литературу, историю, современные иностранные языки, математику, географию, естество­знание, физику.

Чернышевский отводил большое место общему образованию как фундаменту, на котором строятся специальные знания. В данной связи он очень строго подходил к отбору и содержанию учебных предметов. Педагог считал, что отбор предметов должен происходить с опорой на современное состояние науки и настоящие, а не «кажущиеся потребности современной жизни». Знание мыслитель сравнивал с «неисчерпаемым рудником, который доставляет владетелям большие сокровища, поэтому источник знаний необходимо приумножать, так как его влияние распространяется на все будущее образование человечества».

Новое обучение должно быть поставлено таким образом, чтобы всякое положение науки доказывалось при помощи фактов и примеров, каждый вывод формулировался после предварительного анализа различных суждений. В данной связи Чернышевский отводил первостепенную роль наукам о человеке, среди которых выделял родной язык, литературу и историю.

Вместе с тем педагог очень высоко оценивал роль и значение естественных наук. Он рассматривал их как «могучее средство воспитания правильных представлений о явлениях окружающей природы».

В решении задач эстетического воспитания Чернышевский отводил особое место художественной литературе и музыке. Прекрасное и красота в человеке, писал Чернышевский, немыслимы «без представления о гармоническом развитии организма и здоровья человека».

Физические упражнения и другие средства развития и закаливания организма он расценивал с точки зрения воспитания воли. Среди средств физического воспитания отводил видное место ежедневно проводимым физическим упражнениям, а также прогулкам.

В методике образовательной деятельности Чернышевский придавал решающее значение развитию мысли ученика, чтобы он умел думать, самостоятельным путем добывать знания, формировать свое мировоззрение.

Среди разнообразных методов и приемов обучения Чернышевский видное место отводил живому слову учителя, беседе и самостоятельной работе учащихся. «Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными знаниями», – отмечал педагог.

 

Все начинается с учителя

Образ учителя в педагогических взглядах Николая Гавриловича Чернышевского занимал центральное место. Он хорошо понимал, что, как бы хороши ни были учебники, книги для чтения и другие средства обучения и воспитания, все же главную роль играет учитель.

Рассуждая о статусе педагога, он выступал за коренное улучшение его материального положения, за предоставление ему всех условий для проявления творческой инициативы и воплощения авторских педагогических идей. Рассматривая особенности педагогического труда, он определил комплекс тех качеств, которыми должен обладать учитель, подчеркивая, что педагог призван хорошо знать своего ученика и воспитывать в нем те качества, которыми сам обладает. По его убеждению, в школе должно быть установлено равноправие ученика и учителя.

Чернышевский придавал большое значение педагогическому мастерству учителя. Новый учитель должен использовать такие методы обучения, которые стимулируют развитие самостоятельности и самодеятельности учащихся. Чернышевский считал, что учитель обязан сделать обучение интересным, когда все учащиеся «занимаются с интересом, непринужденно и с охотой, когда всякая невнимательность и недисциплинированность исключаются сами собой, однако не превращая его в развлекательный процесс. Интересное преподавание – средство, а не самоцель».

Вместе с тем Чернышевский считал, что учитель, правильно понявший свое назначение как деятель, призванный всеми своими силами и способностями служить благу Родины и народа, не может ограничиваться занятиями с детьми, он непременно посвятит себя в свободное время распространению знаний и просвещения среди населения.

 

***

Педагогическое наследие Чернышевского по своей остроте, свежести мысли, научной глубине – бесценный вклад в золотой фонд передовой русской и мировой педагогики.

В целом отметим новаторство концепции Николая Гавриловича Чернышевского о путях преобразования общества средствами образования, а также оригинальность его трактовки воспитания человека нового времени, подчеркивание им важнейшей роли учителя как наставника нового человека, обоснование авторской системы воспитания и развития личности.

Его общественно-педагогическое наследие в настоящее время, как никогда, отвечает на вызовы времени в плане воспитания у молодого поколения преемственности традиций гражданственности и патриотизма, а также стремления быть полезными Отчизне, активными, целеустремленными, реализовавшимися личностями, молодыми родителями и семьянинами.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте