Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Никогда не сдаваться и верить в себя!

УГ - Москва, №03 от 15 января 2013. Читать номер
Автор:

Когда я думаю о формуле успеха молодого педагога, то сразу вспоминаю свою первую педагогическую практику. Чем руководствовалась я в тот момент, что для меня было на тот момент этой формулой?

П​ервая педагогическая практика… То событие, к которому меня готовили три с половиной года в университете. Я вспоминаю свое волнение, страх оказаться перед классом и грамотно провести урок. Конечно, там были мои руководители педпрактики, мои однокурсницы, которые помогли подготовить урок, поддерживали и успокаивали меня, но когда я встала перед 8-м «Б» классом,  поняла, что я одна. Я была один на один с 15 учениками. Если вы меня спросите, какие мысли проносились у меня в голове, то я, пожалуй, смогу с уверенностью сказать, что в голове у меня крутилась лишь одна фраза: «Ты справишься!» Я повторяла ее про себя, как молитву, как заклинание, как формулу. Эти слова шли изнутри и наполняли меня уверенностью. Ты справишься. Ты справишься.Вот таким был мой первый опыт преподавания. Я справилась, смогла. Но ведь это же была педагогическая практика, где всегда рядом находился наставник, способный помочь. А что же будет после университета, когда надо будет работать без всякой страховки? Ведь молодого учителя мучают вопросы: «А достаточно ли я знаю?», «А будут ли меня воспринимать всерьез?» Молодого педагога охватывает страх перед той ответственностью, которую он на себя берет. Ведь это ответственность за воспитание и образование подрастающего поколения. И тогда я задумалась, а что может помочь молодому учителю, которого после университета, как ни странно это звучит, практически бросили в свободное плавание, где он один на один с классом? Что главное – формула успеха или  формула выживания? Это взаимосвязано, как мне кажется, молодой педагог должен и влиться в работу, и показать себя с лучшей стороны. Как же это сделать? Когда я слышу слово «формула», сразу представляется: А + В = С. С – это в нашем случае успех, а А и В – составляющие этого успеха. Сразу оговорюсь, что  такое равенство не ограничивается только двумя составляющими, их гораздо больше.Во-первых, это знание методики преподавания своего предмета, та теоретическая база, тот фундамент, без которого мы  никуда и от которого зависят профессионализм и компетентность педагога. Можно сказать, что этой базой нас снабжает учебное заведение, в котором мы учились, учебные пособия, доступные каждому, и многочисленные интернет-сайты.Во-вторых, это желание. Под этим словом я имею в виду пылкое стремление научить, воспитать, вложить частичку себя в каждого ребенка, умение радоваться его победам и сопереживать его неудачам. Это любовь к детям, это страстное, безвозмездное и искреннее желание помогать, поддерживать, быть с ребенком единым целым. Это искорка, которая должна быть в душе, которая должна разгораться при виде своих воспитанников. Именно она дает силы двигаться дальше, когда кажется, что все идет наперекосяк, дает терпение, необходимое для работы с разными детьми. Я считаю, что эта искорка либо есть от рождения, либо ее нет. Как говорят, есть учителя от Бога, те люди, в которых эта искра пылает, как самый яркий костер, как маяк, который ведет к себе учеников, вдохновляет их, позволяя им раскрыть свой потенциал. В-третьих, это помощь извне. Высказывание «человек – это остров»  я считаю глупостью. Мы все социальные создания, нам нужны общение, поддержка, надежное плечо, забота. Поэтому молодому педагогу не стать успешным без поддержки его коллег, наставников, методистов. Именно эти люди передают нам частицу своего опыта, своих знаний, но при этом пока молодой педагог сам не окунется с головой в этот омут и на себе не прочувствует всю ответственность своей профессии, он не сможет извлечь пользу из опыта своих коллег. В-четвертых, это постоянное стремление к самосовершенствованию и развитию как в профессиональном, так и в личном, духовном плане. Для учителя это особенно важно, ведь перед ним проходят поколения, меняются образ жизни и мысли. Учитель должен идти в ногу со временем, меняться сам, принимать новые идеи, экспериментировать, чтобы не стать одним из устаревших учебников по теории преподавания!Конечно, важны и теоретическая база, и желание учить, и помощь коллег, и самосовершенствование, но здесь не хватает одного элемента, который сможет соединить все остальные в прочную цепь. И, обращаясь к моим молодым коллегам, я скажу, что этот элемент ты сам. Ты в квадрате, в кубе, выражаясь языком математики. Этот элемент твое «Я». «Я» с заглавной буквы.У меня было  довольно скучное вступление о первой педагогической практике. Я говорила себе: «Я справлюсь». Но ни теория, ни мое желание, ни наставники не помогут. Только ты сам. Ты справишься. Ты сумеешь. Ты сможешь стать успешным молодым педагогом только тогда, когда поймешь, что никто не справится с этой задачей за тебя. Я считаю, что профессия учителя – тяжелый, но благородный труд. И в первую очередь это труд над собой. Только тогда, когда ты сам совершишь ошибки, осознаешь их, ты сможешь на них научиться. Чтобы там ни говорили, научиться по-настоящему можно только на своих ошибках. Только пройдя через свои собственные неудачи, ты сможешь извлечь из них опыт, этот опыт останется с тобой на всю жизнь. Именно он будет поддерживать тебя всю твою профессиональную карьеру. Твой первый, возможно, неудачный, но лично твой опыт. Этот опыт ты накопишь в самые первые годы работы. И при условии, что ты примешь этот опыт, смешаешь его со своим искренним желанием научить, добавишь свою любовь к детям, приправишь своим стремлением развиваться,  ты обретешь свой профессиональный успех.Твой успех придет с осознанием того, что ты делаешь все от тебя зависящее, чтобы научить, чтобы воспитать, чтобы развить ребенка. Ты не увидишь результат своего труда сразу, но ты будешь чувствовать, что частичка твоего сердца осталась внутри ребенка, а у тебя ни капли не убыло, а, наоборот, прибавилось. Профессиональный успех – это понимание того, что ты занимаешься любимым делом и оно приносит радость. Не существует формулы успеха, как не существует формулы счастья. Мы сами творим свой успех, ошибаемся, спотыкаемся и снова встаем, мы бережно собираем по крупицам драгоценный опыт и проносим его через всю жизнь. Поэтому никогда не сдавайтесь, верьте в себя. Говорите себе: «Я справлюсь» и идите вперед. Идите с гордо поднятой головой, ведь у нас впереди вся жизнь.Татьяна СТУКОВИНОВА, учитель английского языка школы №1291


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту