search
main
0

Никогда не говори «навсегда»

После незабвенного фильма «Американский пирог» жанр молодежной комедии заколосился в мировом кинематографе как сорняк на давно не полотой грядке. Чем больше шуток про детородные органы на десять секунд «эфирного» времени, тем веселее, по мнению авторов, должно быть безусому юношеству. Российский академический молодежный театр решил соотнести свое название с репертуарной политикой и тоже выпустил в свет молодежную комедию, выбрав пьесу «Forever» малоизвестного в России исландского драматурга Аурни Ибсена (не путать с однофамильцем Генриком). И оказалось, что детородные органы – не единственный повод для молодого здорового смеха.

Прожив несколько лет за границей, Гудрун (Рамиля Искандер), молодая умница-красавица, возвращается в родную Исландию. И чуть ли не в первый же вечер встречает Йона (Денис Баландин), «первого парня на деревне» – свою старую, но, оказывается, нержавеющую любовь. Чувства вспыхивают с новой силой, и молодые тут же решают пожениться. О чем радостно и сообщают всему свету – друзьям, родителям и священнику. Весь мир радуется и начинает готовиться к свадьбе. И все бы ничего, но и Гудрун, и ее жениху, несмотря на то что они настоящей жизни-то еще толком не видели, есть что друг от друга скрывать: у каждого в шкафу припрятан персональный симпатичный скелет. У Гудрун роль неблаговидной тайны играет Слободан (Александр Пахомов) – «европейское увлечение», дела давно минувших дней, ошибка молодости, белозубый красавец с интеллектом на уровне щиколотки (почему в западной литературе если славянин, то обязательно либо подлец, либо дурак?). Он прилетает за ней в каких-то нелепых красных ботфортах с блестками, с огромным чемоданом, ходит по пятам и никак своим умишком понять не может, что девушка-то уже «тю-тю» – была ваша, стала наша. Йону не легче: у него свой злой гений, своя рыбка-прилипала – роковая красотка Сусанна (Нелли Уварова), барышня, особой строгостью нравов не отличающаяся, но тут почему-то вбившая себе в голову, что у нее к Йону большое, светлое, настоящее чувство. А что может быть страшнее для юной, ранимой, еще не вставшей на ноги и не окрепшей любви, чем взаимные секреты и недомолвки? Юная любовь, правда, тем и отличается от зрелой, что наивно полагает, будто у нее все еще впереди, все еще можно будет переписать набело, и нет таких ошибок, которые нельзя было бы исправить. Гудрун с Йоном, по всей видимости, так и рассуждают, мол, где наша не пропадала, была не была, живем-то один раз. Они, может, и сами себе не признаются в этом, но подспудно оправдывают все свои глупости. А глупостей в ночь перед свадьбой и тот и другая наделали немало… Конечно, все в итоге закончилось хорошо. Ну, сбежала невеста из-под венца, но ведь в итоге все же вернулась, иначе это была бы уже не комедия. Хотя, кто их, исландцев, знает, у них, наверное, свое собственное северное, промерзшее под вечными арктическими ветрами чувство юмора (но пьеса Ибсена на самом деле очень смешная, а эстонский режиссер Райво Трассь в спектакле этот юмор лишь приумножил)… Но лично я, простите за пессимизм, не верю, что Гудрун и Йон будут жить долго и счастливо, нарожают «детишек лукошко» и умрут в один день. Не верю, и все тут! И дело вовсе не в том, что настоящее чувство должно быть чуждо обид, эгоизма и себялюбия, полный набор которых демонстрируют главные герои. Чего только в жизни не бывает, главное – не зарекаться, мол, да я такой-растакой! Да со мной никогда ничего подобного не случится! Да я навеки и навсегда! На все эти преждевременные крики и клятвы можно возразить лишь одно: никогда не говори «навсегда»! («Forever» – «Навсегда» – именно так переводится название пьесы). Когда занавес падает, Гудрун и Йон вместе, но в них нет главного – уверенности и желания во что бы то ни стало преодолеть любые трудности. Это только кажется, что они вместе, но подуй на любого из них не то что сильный шквалистый ветер – ветерок соблазна – и они разлетятся в разные стороны, забудут друг друга, никого не жалея и ни о чем не сожалея. Может, в этом и есть вся прелесть и весь ужас ранних браков? Браков, которые скорее объясняются буйством гормонов, чем осознанным выбором. Их ужас в недолговечности (кто знает, как долго пробыли бы вместе Ромео и Джульетта, получи Ромео вовремя письмо брата Лоренцо), их прелесть в том, что молодые душевные раны быстро зарубцовываются.

Помимо этого странного любовного четырехугольника спектакль кишит всевозможными героями второго плана – друзьями молодых, их родителями и родственниками. И тут свои коллизии, свои проблемы и комплексы. «Forever» хорош тем, что как на зеркальную гладь выводит на сцену не только отношения молодых, но и проблемы отцов и детей (оказывается, в Исландии они тоже существуют!), дружбу, зависть и ревность.

Но если все эти вопросы вас не волнуют вовсе – вы и так все об этой жизни знаете – посмотреть спектакль все равно можно: ради хороших артистов (чего стоит одна Елена Галибина – колоритная и эксцентричная родственница невесты, громогласно заявляющая: «Если еда пригорела, значит, я этого хотела!»), ради ироничного текста, ради костюмов, сшитых специально для этой постановки популярным нынче модельером Владимиром V.Q. В конце концов, уже хотя бы потому, что хорошая молодежная комедия – нечастый гость в сегодняшнем театре.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте