Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Ничто так не важно. как взаимодействие

УГ - Москва, №31 от 3 августа 2010. Читать номер
Автор:

В рамках городской экспериментальной площадки мы решили разработать и апробировать систему занятий по аппликации для детей среднего дошкольного возраста, для расширения коммуникативных связей между девочками и мальчиками в группе. По мнению психологов, этот возрастной период наиболее сенситивен для формирования коммуникации между детьми – у ребенка появляются интерес к сверстнику и желание взаимодействовать.

Н.ЗАИКИНА,старший воспитательдетского сада №2461

Н.Короткова предлагает педагогам отказаться от учебной модели и в продуктивных видах деятельности перейти к совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, назвав традиционные занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием как работу в «мастерской». Практическая разработка занятий с детьми в форме мастерской позволяет решать эту задачу в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

При разработке содержания занятий в «мастерской» мы учитывали необходимость взаимодействия между девочками и мальчиками и разработали разные формы и виды организации этого взаимодействия, а также такой алгоритм взаимодействия детей друг с другом и с воспитателем:

Постановка взрослым цели совместной работы.

Обсуждение с детьми плана совместной деятельности для достижения поставленной цели.

Выполнение аппликации (создание девочками и мальчиками совместной работы).

Организация выставки работ.

Подведение итогов взаимодействия детей, обсуждение успешности совместной деятельности.

Оправданность союза мальчика и девочки в процессе выполнения аппликации очевидна: мальчики лидируют на этапе программирования работы, а девочки – на этапе реализации программы.

В итоге работа имеет более высокий коэффициент успеха. Она выполнена всеми детьми одновременно, что почти невозможно при раздельной работе мальчиков и девочек. Каждый ребенок, имея индивидуальные особенности характера, выполняет работу в индивидуальном темпе. Мы выравниваем временные параметры работы за счет перераспределения объема выполняемой работы и степени ее сложности между девочкой и мальчиком. Здесь особое значение имеет умение педагога формировать партнерские пары. Когда же у детей уже сформировались навыки сотрудничества в процессе работы, мы предлагаем им сделать выбор самостоятельно. Это расширяет круг общения ребенка, его коммуникативные способности. Важно не упустить главного: работа и результат должны быть успешны и эмоционально положительно окрашены.

Мы установили, что взаимодействие девочек с мальчиками:

содействует более аккуратному и правильному выполнению задания. Это достигается за счет взаимоконтроля при работе в паре (особенно со стороны девочек), за счет лучшей ручной умелости одного из партнеров (чаще это также девочка);

позволяет детям выполнить более сложный и больший объем работ. То, что сделают двое, всегда больше по объему, чем то, что сделает один. А успешность в более сложной работе вызывает большую удовлетворенность результатом;

содействует включению полученного результата в игру, так как содержит больший потенциал для совместного обыгрывания и переводит опыт взаимодействия из продуктивной деятельности в свободную игровую.

Особенно данное направление работы (проведение занятий с учетом гендерных особенностей и предпочтений детей) важно для поддержания эмоционального благополучия мальчиков. Правильно организованная педагогом работа способствует самореализации и самоутверждению мальчиков. Ситуация успешности и значимости в общей деятельности способствует формированию успешности и равноправия обоих полов в будущем. Мальчик самоутверждается в детском коллективе не только среди мальчиков, но и среди девочек.

Мы установили, что тонкость педагогического мастерства заключается в умении так организовать общение мальчика и девочки, чтобы каждый чувствовал свою значимость в общей работе, получал радость от общения друг с другом и понимал, что совместная работа более интересна, успешна, чем индивидуальная. Педагог в каждой конкретной ситуации должен немного превознести заслуги мальчика в глазах девочки, поддержать его, давая возможность самоутвердиться.

Результаты нашей экспериментальной деятельности в группах детского сада убедительно доказывают эффективность проводимой работы, демонстрируя положительную динамику социализации дошкольников:

Количество контактов при взаимодействии девочек с мальчиками за полгода увеличилось на 21%.

Взаимные выборы мальчиков девочками на данный момент составляют 35%, а девочек мальчиками – 25%.

Это позволяет нам говорить о своевременности разрабатываемой нами педагогической технологии и строить более оптимистичные прогнозы на будущее.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту