search
main
0

«Ничто нас в жизни не может вышибить из седла!». К 100-летию со дня рождения К.М.Симонова

«Держись, мой мальчик: на свете Два раза не умирать», – эти, такие важные слова поддержки, наверняка вспомнились мамам и папам, бабушкам и дедушкам нынешних школьников при упоминании имени Константина Симонова. Раньше стихотворение «Сын артиллериста» учили в школе наизусть…

Посмотрим, что  в графе У (а): Симонов  воевал ещё в 1939 году; у него было много друзей-поэтов; он воевал, вышел из окружения; на фронте Симонов читал свои стихи солдатам;  он военный поэт, писатель, корреспондент; у него стихи о войне,  он начал писать их ещё  раньше;  у него много стихов;  писал  о войне, о женщине, о своих друзьях, поэмы, прозу, трилогию;  его стихи распространились по всей стране; узнали о его личной жизни: он был женат на актрисе Валентине Серовой; его дети живы; Симонов  последние годы своей жизни жил счастливо со своей последней женой; узнала о его жизни, услышала его стихи о войне, как жил Симонов, о встрече в театре  с Валентиной Серовой; Симонов – русский поэт, он посвящал свои стихи войне и любви; он завещал, чтобы его прах развеяли над тем местом,  где погибли его товарищи.

Я рассказала  своим  ученикам  о поэте. У него «

шесть Государственных премий СССР, Государственная премия РСФСР, Ленинская премия и звание Героя Социалистического Труда. Три ордена Ленина, орден Красного Знамени, два ордена Отечественной войны, первой степени, орден «Знак Почета» и медали, медали, медали. Так страна отметила силу его поэзии, прозы, публицистики. Он ходил в атаку  в Крыму. Был в горящем Сталинграде. Западный фронт, Одесса, Севастополь, Рыбачий полуостров, снова Западный фронт, Курская дуга, Украинские фронты – Первый, Второй, Третий, Четвертый, а потом Польша, Румыния, Болгария, Югославия, наконец, поверженная в прах Германия…».

А потом ребята написали свои отзывы о том, что узнали. Я решила  использовать приём новых ФГОСов. Савелий Качурин сразу прокомментировал: «Зэ-У-Ха!» (вспомнил, что мы с этим  уже работали).

Задан алгоритм: 1 – ЗНАЮ; 2 – УЗНАЛ; 3 – ХОЧУ УЗНАТЬ.

И что потомки Симонова написали?

ЗНАЛ (а): песню «Жди меня»; стихотворение «Сын артиллериста» (одна-единственная ученица);  что есть такой поэт; знала «Жди меня», но не знала поэта; слышал фамилию.

В основном такие ответы, но чаще: «Ничего».

Порадовали отзывы: «Симонов  был поэтом, я листала  его стихи, мне нравится его творчество». «Я слышал от бабушки, что Симонов  писал стихи про войну,  и он сильно прославился на всю страну».

Посмотрим, что  в графе УЗНАЛ (а): Симонов  воевал ещё в 1939 году; у него было много друзей-поэтов; он воевал, вышел из окружения; на фронте Симонов читал свои стихи солдатам;  он военный поэт, писатель, корреспондент; у него стихи о войне,  он начал писать их ещё  раньше;  у него много стихов;  писал  о войне, о женщине, о своих друзьях, поэмы, прозу, трилогию;  его стихи распространились по всей стране; узнали о его личной жизни: он был женат на актрисе Валентине Серовой; его дети живы; Симонов  последние годы своей жизни жил счастливо со своей последней женой; узнала о его жизни, услышала его стихи о войне, как жил Симонов, о встрече в театре  с Валентиной Серовой; Симонов – русский поэт, он посвящал свои стихи войне и любви; он завещал, чтобы его прах развеяли над тем местом,  где погибли его товарищи.

«Мне запомнились стихи «Корреспондентская застольная», «Смерть друга», «Убей его», «Жди меня».

«У Симонова  было имя Кирилл, но он поменял его на  Константин… Евтушенко написал  длинное стихотворение о завещании Симонова».

«Узнала его биографию, о его судьбе, семье, смерти. Меня поразило то, что после смерти он хотел разделить участь своих товарищей, «оказаться  с ними». Писал Симонов стихи о войне: о товарищах, мальчике, ожидании. У него узнаваемый стиль».

«О Симонове я знала как о поэте и авторе военных рассказов, например, «Малышка», знала и о трилогии «Живые и мёртвые» – её мама читает и фильм такой смотрит, ещё стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». Узнала я очень много о его жизни, о жёнах и детях, о его привычках, о характере, о том, как он воевал, о нём как о поэте и драматурге и многое другое. Я хочу больше услышать его стихов, узнать больше о его семье и жизни вообще, о том, как он воевал».

«Я знала, что Константин  Симонов  очень любил  столицу нашей Родины, мне был знаком написанный им текст «Москва», в котором он описывает красоту нашей столицы осенью. Мне бы очень хотелось узнать о жёнах Симонова  и о его детях. На уроке мы узнали о необыкновенной любви Симонова  к Валентине Серовой – он писал для неё стихи. О том, что его завещание  выполнил его сын Алексей, написал стихи Евтушенко. О Симонове можно сказать: «Всю жизнь любил он рисовать войну» – это его стихи о войне: «Мальчик», «Смерть друга (памяти Евгения Петрова)», «Майор привёз мальчишку на лафете»… и другие. Я думаю, что мы ещё много узнаем об этом замечательном поэте».

Очень тепло, мягко ребята подвёли итог: «Симонов был добрым человеком, ладил с детьми, любил писать стихи о войне», «Я узнала о Симонове как о поэте, творческом великом человеке с великолепными произведениями, которые навсегда остаются в душе и сердце».

Отдельным аккордом звучат слова о стихах поэта: ребята их называют красивыми, даже прекрасными,  «стихи интересные, романтичные, очень хорошие и патриотические», «мне понравились его стихи, они благородные, интересные. Меня очень заинтересовало его творчество. Думаю, что буду читать его…», «заинтересовало стихотворение «Если дорог тебе твой дом». Он  хороший поэт. Мне понравились его стихи».

ХОЧУ УЗНАТЬ: каким он был человеком, какой у него характер, как он вёл себя с семьёй, с друзьями; драматургию; хочу узнать  больше о жизни, о  стихах;  биографию, его трилогию, стихи и прозу; послушать его стихи;  о его детстве, но больше всего  о его семье, хочу узнать его творчество, хочу знать о нём самом, найти сборники; узнать подробности его жизни во время войны, интересные факты из жизни;  о жизни Симонова . до войны; хочу узнать о нём побольше, ведь не так много поэтов-героев войны, мне было бы интересно узнать побольше его стихов о войне, в каком году родился Симонов, какого числа день рождения, как стал писателем, как воевал, каким он был человеком, его характерные черты – этот человек меня заинтересовал.

«Он был очень хорошим поэтом и человеком!».

«И в пять, И в пятнадцать, И в двадцать пять лет Войной начинается память. Здесь, в этой стране, Где не помнящих – нет, Попробуем это представить».

Мы помним! «Это нужно не мёртвым! Это надо живым!».

И дети говорят, что им это надо!

А уже после урока ученица 6 «В» класса Лиза Кичаева посвятила Константину Симонову стихи:

Кем был он?

Великим  поэтом?

Драматургом

великим?

А быть может,

писателем?

…Просто русским он был

Человеком.

Просто честным и верным

Отечеству!

В Сталинграде горящем

И в Крыму осаждённом

Был своим человеком

Он, солдатом рождённый!

Незатейливы строки –

Вдруг народными стали,

И поэта узнала трудовая страна

Настоящим солдатом,

Золотым человеком

Был он честным

и верным,

Навеки оставшись в строю.

Использованы ответы учеников 6 и 7 классов.

Наталья Перепёлкина, учитель средней школы №75 города Черноголовка Московской  области

Фото с сайта http://rusnardom.ru.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте