search
main
0

Ничего сверхъестественного. Здоровая конкуренция внутри школы мотивирует учеников учиться лучше

​Хочу рассказать, какой способ мотивации учеников к улучшению образовательных результатов и здоровой конкуренции использует наша команда единомышленников в школе №2025.

Вот уже в течение нескольких лет в школе функционируют специальные классы повышенного уровня (гимназические, предпрофильные и профильные), ученики которых имеют ряд преимуществ перед своими сверстниками из обычных параллелей: возможность участвовать в ежегодных групповых выездах, выбирать себе профильные спецкурсы и получать дополнительные награды за образовательные достижения. Наша школа сегодня – это огромный образовательный комплекс, в котором обучается более четырех тысяч детей. И конечно, являясь районной школой, мы не можем предъявлять дополнительных требований при приеме учеников. Но мы стремимся к повышению уровня качества демонстрируемых результатов на выходе, поэтому и решили создать на базе нашей школы классы специальной направленности.Организация классов со спецподготовкой в школе устроена следующим образом. Начиная с 5-го класса ученикам предоставляется возможность поступить в специальные классы гимназической направленности. Для этого им необходимо сдать специальные тесты на знание изученного материала и показать высокий уровень мотивации к дальнейшему обучению. В таких тестах нет ничего сверхъестественного. Мы просто смотрим, насколько хорошо ребенок освоил материал начальной школы и есть ли у него достаточно сил и энергии для обучения в классе повышенного уровня. Немаловажную роль на этом этапе отбора играют и родители ученика. Одним из критериев приема ребенка в такой класс является заинтересованность и поддержка со стороны родителей. Поэтому в конце третьего класса обучения со взрослыми проводится специальное собрание, на котором мы рассказываем не только о всех бонусах такой программы, но также и о тех сложностях, которые могут возникнуть.Из явных трудностей – увеличенная загрузка ребенка. Если при обучении в обычном классе ребенок имеет право ограничить свое времяпрепровождение в школе посещением только обязательных предметов, то при выборе усложненной траектории в учебный план ученика добавляются такие предметы, как второй язык, посещение дополнительных курсов (желательное, но не обязательное) и, самое главное, ощутимая моральная нагрузка на ребенка.Попасть в такой класс – это не значит «поселиться» в нем до очередного профильного перераспределения. После каждого учебного года ученики проходят дополнительную проверку на соответствие их знаний уровню повышенной подготовки, и если ребенок не сдает работу, то учителя рекомендуют родителям перевести его в негимназическую параллель. А шанс вылететь из привилегированной группы как нельзя лучше стимулирует детей повышать свое место в образовательном рейтинге. В 8-м классе происходит новое «переселение» учеников, теперь уже в классы предпрофильной подготовки, которые приходят на замену гимназическим. Механизм попадания в такие классы и дальнейшее обучение в них схожи с описываемым выше, с одним только исключением – на этом этапе отбора может произойти как «прилив», так и «отлив» учеников из школы. Гимназическая подготовка дает свои плоды. Например, несколько ребят по окончании этого учебного года приняли решение перейти из «гуманитариев» в профильные школы с углубленным изучением математики и естественно-научных дисциплин. Воспитали, что называется.Но перемешивание детей не заканчивается и на этом этапе – в 10-м классе ученики распределяются уже по профильному принципу обучения, образуя в основном классы с математическим уклоном. На этом этапе дети вообще «сливаются» в один большой плавильный котел, так как образовательный процесс представляет собой набор индивидуальных учебных планов учеников – ребята сами выбирают курсы и уровень подготовки по предмету и, исходя из этого принципа, распределяются по группам. Что представляет собой такой формат обучения, можно легко понять, вспомнив любой американский фильм про школу или колледж. А в Москве эта практика пока только начинает распространяться: из первопроходцев – лицей НИУ ВШЭ, который обучает только старшеклассников и в котором образовательный процесс построен именно на этом принципе. Во всей этой истории постоянных смешений и переходов из класса в класс, не дающих ученикам ни капли времени на то, чтобы расслабиться, «заслуженным» отдыхом кажутся так называемые гимназические выезды, которые школа ежегодно организует для своих учеников. Поездки проходят на базе образовательного лагеря «Команда», который предоставляет школе обширную программу развлекательных мероприятий и снабжает их профессиональными вожатыми. В этом году школа провела три таких выезда: для учеников 10-х, 7-х и 5-х классов. Главная задача таких сборов – это в первую очередь сплочение нового коллектива. Для нашей школы этот вопрос стоит очень остро в силу недавних структурных преобразований (школа была реорганизована 2 года назад, после чего в ее состав вошли сразу несколько дополнительных отделений) и постоянных внутренних смешений. Ну и, конечно, это мотивация для тех ребят, которые учатся в обычных классах. Мы ищем свой путь, для того чтобы развить благоприятную атмосферу здоровой конкуренции в школе. Пока получается. Ирина МАЛАХОВА, директор школы №2025

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте