search
main
0

Ничего обязательного. Летние школы борются за студентов

Летние научные школы для старшеклассников впервые появились в СССР. В 1965 году в главном лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок» состоялась первая летняя «профильная» смена – для школьников, интересующихся физикой и математикой. Молодые ученые, аспиранты и студенты нашли одну из самых оптимальных форм работы со своими будущими коллегами – старшеклассниками. И во многих пионерских лагерях появились учебно-научные смены.

Наиболее старые летние школы – «Зубренок» (Белоруссия, с 1970 года), «Интеграл» (Волгоград, с 1972 года), Красноярская летняя школа (КЛШ, с 1976 года), «Орбиталь» (Казань, с 1972 года), Смоленская летняя школа.

В настоящее время в России работают десятки летних школ с самыми разными формами организации. На школьном интернет-портале по адресу: [http://school.edu.ru/catalog.asp? cat_ob_no=910&pg=1] перечислены 12 летних лагерей с достаточно интенсивной интеллектуальной программой, которые можно отнести к летним школам (ЛШ). Этот список не полон – далеко не все летние школы представлены в интернете, и отнюдь не по техническим причинам. Например, принципиально не создают своего рекламного сайта давно работающие межрегиональная компьютерная школа «Летний университет» и летняя школа «Химера».

Все существующие летние школы созданы энтузиастами, причем среди организаторов практически нет профессиональных педагогов – летом с детьми там работают в основном студенты, аспиранты, сотрудники ведущих научных и технических вузов.

Самая традиционная форма работы ЛШ – учебно-научная смена на базе «пионерского» лагеря, реже – недорогого пансионата. Обычно собственно учебные занятия проходят в виде лекций приглашенных ученых и аспирантов. Иногда удается организовать практические работы – в последние годы распространены биолого-экологические полевые исследования, гораздо реже организуются практикумы по физике и химии.

В тех ЛШ, где проводится тщательный отбор будущих учащихся, обычно в форме вступительных работ и собеседований, учебная и научная программа весьма интенсивная – лекции, семинары и практикумы занимают все светлое время суток. В некоторых ЛШ («Летний университет», город Дубна) основой работы является проектная система.

Содержание учебных занятий почти не ограничено по тематике, но в целом оно отражает специальности взрослых участников ЛШ из МГУ, РХТУ, Физтеха – математика, физика, химия. Как говорилось выше, подавляющее большинство преподавателей летних школ – студенты математических и естественно-научных специальностей, не изучавшие педагогику. И тем не менее их работа в летней школе очень эффективна. Этому способствует преподавание в режиме свободных программ и свободной конкуренции – в ЛШ каждый может придумать свой учебный курс самостоятельно и пригласить на него школьников. Но никакое конкретное занятие не является для школьников «Химеры» обязательным – они могут выбрать любой из одновременно стоящих в расписании курсов. Нынешнее поколение российских профессоров еще не привыкло бороться за студентов, но те, кто придет им на смену, должны быть к этому готовы. И летняя школа обеспечивает для такой подготовки почти идеальные условия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте