Отправляясь на очередной, обещавший быть скучным, семинар на тему «Адаптация молодого специалиста», я подумала, что ошиблась адресом, когда участники мероприятия заговорили о друзьях и путешествиях, книгах и кино, парикмахерских, салонах красоты, цветах, собаках, маникюре и даже, страшно сказать, о сексе. Нет, никакой ошибки: семинар-практикум, подготовленный Комитетом образования Читы, действительно, для учителей города – членов клуба молодого специалиста. Но к концу мероприятия я была твердо убеждена: за этот час мир читинской педагогики перевернулся, причем вовсе не вверх тормашками, а наоборот – встал ногами на землю, вернувшись в единственно правильное положение. И все потому, что учителей наконец-то стали учить не только тому, как правильно выстроить урок, наладить контакт с учениками, заинтересовать их новой темой и добиться их примерного поведения и прилежания. Дошло-таки дело и до того, что специалисты всерьез озаботились учительским здоровьем.
За целый час семинарского занятия бразды правления перешли к психологам. Специалисты центра психолого-медико-социального сопровождения «Лад» Комитета образования учили молодых педагогов защите от бича российского учительства, за которым уже давно закрепилось «говорящее» название – «синдром эмоционального сгорания».
Профессию учителя по степени негативного влияния на здоровье приравнивают к профессии шахтера. «Сколько учеников в классе, столько сердец должен иметь школьный педагог», – говорит заместитель директора центра «Лад» Нина Тимофеева. «Возможно ли это?» – засомневались вчерашние выпускники. Если верить психологам – да.
Молодые учителя очень красочно описали портрет среднестатистического, уставшего от своей работы и вечной борьбы за собственное выживание учителя. Он «равнодушный», «недовольный», «больной», «не любит детей», «не хочет знать ничего новое, зациклен на своем»… При этом участники семинара прекрасно понимают, что такими жизнь делает не всех, но, к сожалению, очень многих их коллег. Очень страшное это явление, когда добрая, волшебным светом сияющая молодая учительница превращается в нервную, крикливую, вечно раздраженную «училку», подспудно ненавидящую все и вся. Не секрет, что с годами учителя начинают шаблонно мыслить, становятся скучными, ограниченными людьми. И вряд ли можно их за это винить: попробуй-ка распахивать душу по нескольку часов кряду, ежедневно, годами! Лишь совсем недавно методисты, психологи и медики обратили внимание на то, что «заряжать энергией», «отрывать частичку сердца», «отдавать все силы на уроке» учителей научили, а как подпитываться этой энергией, чем подлечивать порванное сердечко и откуда в конце концов эти самые «все силы» взять – про то не рассказали.
«Инвестиции в собственное психологическое здоровье – залог вашего профессионального роста», – учат педагогов сегодня.
Выслушали жуткий ответ двоечника, и все окрасилось в черный цвет? Так спросите умника, толковый рапорт которого поднимет вам настроение. Весь класс не готов к уроку? Задайте детям трепку, а потом обязательно взгляните в окно, вспомните, что кроме синусов и косинусов на свете есть небо и солнце, и обрадуйтесь им, улыбнитесь и, что поделаешь, начните сначала.
– О чем чаще всего говорят на переменах в учительской? – спрашивали ведущие семинара у молодых педагогов.
– О зарплате и трудных детях, – дружным хором ответили обучающиеся.
Зарплата от этих пересудов не увеличится, и дети паиньками не станут. Так стоит ли? Молодым учителям рекомендовали без оглядки бежать от нытиков, искать общения с теми из коллег, которые не плачутся о нерадивых подопечных, а увлеченно рассказывают, как решили ту или иную проблему. Общайтесь с оптимистами и сами становитесь ими, таков совет специалистов центра «Лад».
С помощью специальных тестов ведущие психологического часа семинара выяснили главные проблемы молодых учителей. Их оказалось две: «в сутках слишком мало часов» и «нет денег». Хитрые тесты показали, что свою работу все испытуемые любят, к старшим коллегам относятся уважительно, детей понимают или стремятся понять, мечтают о собственном жилье, путешествиях и возможности чаще общаться с друзьями и домашними. Кое-кто жаловался на непонимание и «ревность» со стороны более опытных коллег. Другие, наоборот, говорили об их поддержке, даже покровительстве и своей благодарности им за это.
Манипулируя вопросами и ответами, психологам удалось доказать членам клуба молодых специалистов, что решение всех проблем – в их руках, что профессиональный рост и возможность получать удовольствие от любимой работы напрямую связаны с их внутренним психологическим состоянием, с их отношением к жизни, к себе, к окружающим.
– Большинство из нас пришли в клуб, толком не зная, для чего. Теперь ясно, что занятия очень нам помогают. И не только помощь специалистов важна, но и общение друг с другом. Мы искренни, у нас много общего, нам есть о чем поговорить, и мы можем помочь друг другу, – говорит одна из участниц семинара-практикума Анна.
Молодых педагогов учили снимать напряжение в процессе трудного урока, общаться с истеричными мамами и агрессивными детьми, правильно реагировать на замечания недоброжелательно настроенных коллег и директоров, учили верить в себя, свои способности, беречь в себе светлое и чистое, избавляться от обиды и зависти, злобы и отчаяния.
Кое-что на семинаре диктовали, как говорится, под запись. Думаю, рекомендации специалистов будут полезны не только начинающим учителям Читы, да и не только учителям, поэтому правила «защиты от издержек профессии» приведу полностью. Одна оговорка – ориентированы они в первую очередь на женщин (на семинаре присутствовал лишь один мужчина). Впрочем, это оправданно, ведь школы держатся в основном силами пола слабого.
Правило первое.
Каждый день должен содержать хотя бы два эпизода, приносящих вам удовольствие. Не важно, чем вы для этого займетесь: сделаете массаж или почитаете хорошую книгу, выберетесь на концерт или погуляете с собакой. Желательно, чтобы один из эпизодов пришелся на утро, тогда день пройдет успешнее. Совсем не обязательно вставать в пять часов, чтобы почитать Пушкина: дело можно провернуть в несколько секунд, например, поцеловавшись с любимым человеком или выслушав от него заслуженный комплимент.
Правило второе.
Нужно ловить и фиксировать положительные импульсы. Неряха Сидоров сегодня причесан? Порадуйтесь за него всем сердцем! На коллеге новая модная юбка – чем не повод для восхищения? Какой солнечный сегодня день! Ваша соседка – удивительно приветливая женщина. Да мало ли вокруг хорошего, чему можно научиться радоваться!
Правило третье.
Учительская неделя, как правило, шестидневная. Выходной – святое! Нечего проверять тетрадки, к урокам на понедельник лучше готовиться в субботу, а в воскресенье – никаких школьных хлопот!
Правило четвертое.
По возможности старайтесь как можно скорее заканчивать разговоры о чем-то плохом. Или переводите их в позитивное русло – поможете и желающему всплакнуть на вашем плече, и себя от негативных эмоций убережете.
Правило пятое.
Научитесь расслабляться – сидя или лежа, прикрыв глаза и представив милый сердцу пейзаж. Минут десять-пятнадцать такого отдыха вернут силы.
Правило шестое.
Бояться переживаний и конфликтов не нужно, без них не обойтись. Запомните: для сохранения уравновешенного состояния соотношение позитивных и негативных факторов психологического воздействия на вас должно быть три к одному. Для жизнерадостного состояния требуется другая пропорция – шесть к одному. Если хотя бы первая формула не работает – вы горите, уважаемый учитель, и рискуете сгореть до срока. Соблюдать это правило очень непросто, но психологи говорят, что все получится, если вы периодически будете следить за его выполнением. Например, расстроились и понервничали на уроке – фактор негативный. Еще до начала следующего занятия вам следует компенсировать «потери». Достаньте из сумки шоколадку – раз. Подкрасьте губы, посмотрите в зеркало и полюбуйтесь на себя – два. Забегите в класс коллеги, договоритесь об обмене интересными книжками или встрече в выходной – три. Вы в порядке.
Правило седьмое.
В огромном потоке информации ищите добрые вести. Не заостряйте внимания на плохом, а вот хорошие, вселяющие надежду телепередачи или газетные публикации обсуждайте поактивнее. Это трудно: плохих новостей слишком много. Но, поверьте, встречаются и оптимистичные. Одну «положительно заряженную» статью вы только что прочитали.
Чита
Комментарии