search
main
0

Нежадные миллионеры. или Чем удивить замминистра?

Никаких официальных речей и парадных, для «галочки», отчетов о проделанной работе. Никаких столов президиума, покрытых навевающим тоску зеленым сукном с одинокой чахлой гвоздикой посередине. Если уж решили строить новую школу, где всем будет легко дышаться, то и традиционные августовские педсоветы стоит проводить по-новому – открыто, исключительно по делу и с максимальной пользой для каждого участника. По этому прямо-таки «революционному» пути и пошло сочинское Управление по образованию и науке: педагогический фестиваль «Образование-2006» дал каждому педагогу города калорийной и питательной пищи для размышлений по крайней мере на год вперед.

Сочи – город-миф, укутанный стереотипами, как горные вершины снегом. Мало найдется тех, кто хоть раз в жизни да не прогулялся по легендарному парку «Ривьера», не прослушал подробную экскурсию в местном дендрарии или не помочил пятки на здешних пляжах. Но еще меньше тех, кому удалось узнать этот город по-настоящему, изнутри, кто смог заглянуть дальше расцвеченных огнями развеселых проспектов, соблазнительных погребков и ресторанчиков. Кого-то может искренне удивить, что на самом знаменитом отечественном курорте, где даже по центральным улицам люди ходят в плавках и купальниках бикини, существуют еще какие-то заведения помимо увеселительных. Оказывается, существуют. Одному только образованию принадлежат в Большом Сочи – в самом городе и приписанных к нему небольших поселках – 176 учреждений: от детских садов и домов творчества до гимназий, лицеев, колледжей и университетов. И не просто существуют, а развиваются стремительно, с жадностью до всего нового, с неистребимым желанием прославить свой город не только как столицу всех возможных и невозможных земных наслаждений, но и как интеллектуальный центр русского юга.

… У сочинских педагогов – две основные темы для разговоров: подводные рифы и течения национального проекта и участие их родного города в гонке за звание Олимпийской столицы-2014. С чего бы ни начался разговор, без этих двух вопросов все равно не обойдется, рано или поздно беседа к ним так или иначе вывернет. Поэтому совершенно естественно, что все ключевые события – «круглые столы», дискуссии и деловые игры XI педагогического фестиваля «Образование-2006» были посвящены именно этим событиям.

Новшества – новшествами, но есть незыблемые традиции, поэтому без торжественного открытия все же не обошлось. Тут чествовали восемь городских школ-миллионеров, тех, чьи инновационные проекты побили все возможные рейтинги и поразили воображение конкурсной комиссии. Сочи – город с небывалым чувством собственного достоинства, и здесь ничего не делается наполовину или вполсилы. Это как-то не по-олимпийски… Поэтому если уж и поздравлять победителей, то на самом высоком уровне, чтобы было о чем через много лет в мемуарах писать: почетные свидетельства директорам вручали не кто-нибудь, а заместитель министра образования и науки России Андрей Свинаренко, глава Департамента образования и науки Краснодарского края Михаил Астапов, мэр Сочи Виктор Колодяжный и заместитель главы города – начальник управления по образованию и науке города Ирина Бадаян. Восемью дипломами дело, однако, не ограничилось, руководство города решило еще отметить и те школы, что не попали в квоту, но чьи идеи и наработки не стали от этого менее ценными и значимыми. Рукоплескали школе №65 из знаменитой Красной Поляны, славной своим уникальным историческим музеем. Подарки – компьютерные классы, оргтехника, методическое оснащение для кабинетов – и благодарности ждали коллективы школ №16, №1, №9. Не забыли и про заядлых туристов и экологов из школы №3, и про поющую гимназию №6. Непростая судьба депутата городского собрания не мешает Ольге Шаталович возглавлять школу №14 – по герою и награда. Школа №66 известна своими неустанными трудами на ниве профильного образования, гимназия №76 дышит, пока существует на свете проектная деятельность, а в школе № 77 куда не пойдешь – обязательно наткнешься на исследователя. Добавьте к этой яркой компании еще местную негосударственную «Школу бизнеса» – и перед вами весь цвет местного образования, не отметить и не поощрить который было бы в высшей степени недальновидно. Ведь для города, где перемены и реформы столь стремительны, «победная» квота в 8 школ – цифра несерьезная. Потому, наверное, уходя со сцены, Виктор Колодяжный не смог удержаться от многозначительного напутствия: «Надеюсь, что в следующем году победителей будет уже 80!» Не самый пессимистичный прогноз на завтра …

Фанфары отгремели, пора переходить к делу. Рукопожатие заместителя министра, диплом в рамке и миллион на расчетном счете – еще не все доказательства победы. Сочинские «миллионеры» решили закрепить свой успех очень любопытным проектом. Каждая из восьми школ формирует вокруг себя проблемную образовательную сеть, куда приглашает коллег, работающих по схожим направлениям. Задача предельно проста: поделиться накопленным опытом, предостеречь от острых углов, показать, какие вопросы уже решены и можно просто воспользоваться готовым ответом, а где еще остались «белые пятна» и поле для новых свершений. Например, конек лицея №95 поселка Лазаревское – индивидуальный учебный план. Несмотря на то что «первую скрипку» играют тут математика и физика, в школе полно ребят, у каждого из которых – масса «побочных» интересов. Одному «позарез» надо выучить английский, другой грезит о медицине, поэтому без химии он как без рук, третьему подавай дополнительные часы по информатике и программированию. Чтобы никого не обидеть и учесть все пожелания, для каждого ребенка выдается индивидуальный учебный план. Завуч, составляющий расписание и «нырнувший» в эту проблему без предварительной подготовки, может и не выплыть, поэтому руководство лицея №95 организовало для своих «сетевых последователей» подробнейший семинар, со всеми выкладками, вариантами решения, подробнейшим перечнем необходимых документов. Зачем заново «изобретать велосипед», биться птицей в стекло, если самая непролазная часть пути до вас уже пройдена?

В соседней аудитории царили гимназия №5 поселка Хоста и ее идеи школы полного дня. Заинтересованных последователей и тут немало. Уж больно проблема животрепещущая, если родители работают допоздна, а курортный город зовет и манит, кто отвлечет ребенка от сомнительных развлечений, если не школа. Впрочем, если проанализировать и присмотреться, то все образование Сочи направлено на то, чтобы показать детям, что в жизни, помимо курортных, есть еще масса других радостей и интересов.

Еще один «миллионер», гимназия №8 – гостеприимная хозяйка фестиваля – собрала вокруг себя единомышленников, не представляющих своей жизни без информационных технологий.

Образовательная сеть, возглавляемая школой №26, отныне работает над важным вопросом создания школы равных возможностей, где уютно и комфортно всем – и юным вундеркиндам, и тем, к кому необходим индивидуальный коррекционно-развивающий подход. Огромным микрорайонам, где, как в супе-солянке, волею судьбы собрались самые разные семьи – и рабочие, и интеллигенция, без такого «примиряющего» центра просто не обойтись. Похожие задачи поставила перед собой и школа №24, разработавшая проект с интригующим названием «Коллективный портфель учителя» и создавшая в своих стенах не только «личностно-ориентированную атмосферу», но и такое отделение дополнительного образования, что любой дворец творчества позавидует.

Руководители лицея №59 рассказывали, как создали у себя ученическую туристическую фирму – ребята водят экскурсии и сами разрабатывают увлекательные маршруты по родному городу и его живописным окрестностям. Кто хочет присоединиться – милости просим!

Гимназия №44 поможет всем заинтересованным вырастить настоящую интеллектуальную элиту: тут преподают философию, основы нравственности и историю искусств. И наконец, любимый термин жителей школы №4 – «поликультурность». Школа молодая, а значит, не успела еще обрасти ненужными, мешающими двигаться вперед стереотипами – может мыслить широко и нестандартно. Задор юности – существенный капитал.

Если бы программа фестиваля «Образование-2006» ограничивалась дискуссиями «сетевых секций» – это был бы уже не фестиваль. Организаторы постарались учесть интересы абсолютно всех педагогов: своя программа была у «дошкольников» – воспитателей и заведующих детскими садами, методические вопросы обсуждали учителя-предметники, целую серию «круглых столов» провели апологеты информационных технологий, полный зал собрал на своем творческом вечере легендарный московский директор Александр Наумович Тубельский.

А уж сколько всего приготовили для детей – в конце концов, что бы это был за образовательный форум, если бы дети на нем присутствовали лишь как невидимые мифологические персонажи? Ребята встречались с молодыми бизнесменами, пытаясь выведать у них секреты карьерного роста. Участвовали в финале городского конкурса «Самый классный класс», где жюри под предводительством мэра Сочи Виктора Колодяжного хоть и ставило абсолютно всем командам самые высокие баллы, но в итоге все же нашло в себе силы определить лидера – второй «экологический» класс школы №65.

… На площади Искусств перед художественным музеем гремел праздник «Режиссеры своей жизни». Огромная интерактивная игра-викторина, где каждого участника, любого, кто мимо шел, ждали подарки и море детского удовольствия: научился рисовать гуашью на камушках-голышах или клеить на ходу веселые бумажные колпаки, вспомнил имя архитектора, выстроившего сочинский вокзал, или поучаствовал в психологической ролевой игре – получи законный приз. И не важно, сколько тебе лет – 6 или 60 – в жизни всегда есть место для новостей и открытий, а образование бесконечно – недаром это стало девизом всего сочинского образования. На изящных расчищенных дорожках парка можно было увидеть и заместителя министра образования и науки России Андрея Свинаренко. Достаточно было только посмотреть на выражение его лица, как становилось ясно – этот серьезный и вечно занятый человек в этот день тоже открыл для себя нечто новое и доселе неведомое…

Сочи – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте