search
main
0

Неуставные отношения? Увы, да! Татьяна ХОДЖЕР, директор авторской экспериментальной школы №155 города Омска

Желание идти на компромисс, на мой взгляд, хорошее качество. Хотя бы потому, что предполагает свободу выбора. Каждый волен выбирать, как ему поступать, ради чего быть благонадежным. «Поступать по совести» – лишь расхожее выражение. Совесть у каждого своя. Я уважаю позицию Валентины Ложатниковой из Брянской области. Но не согласна с тем, что «нас пинают, мы пинаем». Они пинают – их дело, а вот когда мы – наше. В некотором смысле я в лучшем положении, чем многие директора, хотя тоже завишу от решений управления образования. Потому что давно и прочно в списке неблагонадежных.

А что, собственно, будет, если окажешься в списке неблагонадежных? Уволить директора за это невозможно. Другое дело – всегда можно найти в школе нарушения, в том числе и финансовые. Было бы желание. Директора поставлены в такое положение, что вынуждены «химичить». Явление богаче закона. Это не я сказала, а Маркс. И я ему очень благодарна за одну эту фразу. Законы у нас невнятны настолько, что каждый волен понимать их по-своему, как удобнее. А школа – постоянно действующий, меняющийся организм, который не впихнешь в «прокрустово ложе» нормативных актов. Неуставные отношения – явление не только армейское, но и, увы, школьное. Дискуссия, которая, по мнению Исаака Калины, ведется на чисто эмоциональном уровне, возникла именно потому, что проблема существует. Да, есть должностные инструкции, написанные так, что почитаешь – жить не хочется. Не то что работать. Есть контракты. Но, к сожалению, отношения в вертикали образовательной власти складываются так же, как в государстве. По принципу «начальнику дано больше». Хорошо бы больше ответственности, так ведь нет. Я очень ответственный человек, уважаю законы. Директор – подчиненный, он должен соблюдать субординацию, и принцип единоначалия у нас тоже действует. И хочется мне спросить Исаака Калину, директора Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ, почему директор школы должен противостоять безграмотным приказам руководства? Тогда по какому принципу назначают на высокие должности людей, которые эти приказы пишут? Я понимаю так: есть приказ – выполняй, раз ты подчиненный. Но в руководстве должны быть грамотные люди. Чем выше, тем грамотней, я так думаю. Почему, собственно, мы должны защищаться от чиновников? Да еще брать в союзники детей и родителей? Да, директора не знают законов, с чем я полностью согласна. Но почему их не знают начальники? Почему нет юридической экспертизы приказов и распоряжений, издаваемых городскими и областными ведомствами? Разве в городских управлениях, областных министерствах образования не хватает юристов? Почему надо перекладывать функцию, с которой не справляется целый отдел, на директора школы? А ведь он вооружен только законом, который даже читать не умеет.

У меня была курьезная ситуация, тогда, впрочем, испортившая немало нервов. Дело в том, что наши педагоги обучают своих детей в нашей школе бесплатно. И я так же обучала свою дочь. Очень долго и мучительно налоговая служба выясняла, имею ли я на это право. До тех пор, пока приглашенный мною юрист не прочел вслух одну фразу из Закона «Об образовании»: «Негосударственное образовательное учреждение имеет право взимать плату с родителей». Вот и все – имеет право взимать, имеет право не взимать. Я тоже внимательно изучала закон, но у меня другая профессия, я не могу увидеть всех нюансов. С тех пор в нашей школе появились свои юристы. Исаак Иосифович, если хотите защитить директора, дайте возможность муниципальным школам завести свои правовые службы. Ну не поможет институт повышения квалификации. Не может быть директор един во множестве лиц. Да и лучше, когда каждый занимается своим делом. Советует потребовать письменное распоряжение, если директор заподозрил неладное. Совет правильный. Только кто ж его даст-то, не говоря уж о том, кто рискнет попросить?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте