Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Неудобная школа. Потому что хорошая. То, что родители мечтают сохранить, чиновники решили уничтожить

Учительская газета, №21 от 26 мая 2015. Читать номер
Автор:

В Нововоронеже – городе атомщиков, известном на всю страну благодаря строительству инновационных энергоблоков и визитам гендиректора Росатома Сергея Кириенко, взялись реформировать образование. Для чего? Ответов два. Официальная версия, которая озвучивается, так сказать, для народа, – это улучшение работы городской системы образования, а вторая, которая тоже озвучивается, но на первый план не особенно выпячивается, – это необходимость оптимизации и экономии из-за сокращения финансирования образования.

В эту командировку я поехала после получения Воронежским обкомом профсоюза работников образования и науки письма из Нововоронежского городского комитета профсоюза. Обком просили срочно вмешаться в ситуацию по слиянию школ №1 и №5: «Родители, обучающиеся и коллектив школы №5 категорически против такого решения вопроса. Направлены письма, под которыми подписались около 500 человек, в адрес губернатора области Гордеева А.В. и руководителя Департамента образования и молодежной политики Мосолова О.Н. Объявление коллективу и родителям о принятии решения соединить школы произошло до создания комиссии по данному вопросу и без анализа последствий данного объединения, что является нарушением прав ребенка». Всю серьезность и накаленность ситуации я почувствовала сама, когда, приехав на заседание городской Думы, узнала, что его снова, во второй уже раз, отменили. Но родители, собравшиеся у здания Думы, расходиться не захотели, а поднялись в приемную. Председатель оказался болен, поэтому вопросы и претензии примерно пятидесяти нововоронежцев выслушал его первый заместитель Александр Толубаев. После почти часовой беседы Александр Владимирович всем посочувствовал: «Обстановка накалена, я это понимаю. И я поддерживаю вас, но бороться надо в правовом поле». Свою дальнейшую поддержку он тоже пообещал, а заодно выразил удивление, что никаких комиссий по решению проблемы объединения школ до сих пор не создавалось. Народу к тому времени стало больше, и всеми было решено пойти в городскую мэрию для встречи с главными реформаторами – главой администрации города Сергеем Александровичем Честикиным и его заместителем по социальным вопросам, заодно исполняющим обязанности руководителя отдела образования и молодежной политики Николаем Константиновичем Волохиным. Интересная деталь: и глава администрации, и его зам по первому образованию историки, оба работали завучами. Другими словами, о том, что такое школа, на чем она держится и чем дышит, оба должны знать не понаслышке, ну, или хотя бы помнить. Когда шли в горадминистрацию, одна из женщин сказала мне, что хочет рассказать, как им повезло со школой. Оказалось, в августе прошлого года их семья переехала в Нововоронеж из Донецкой области. «Мы, – говорит Юлия Николаевна Руденко, – с дочкой весь город обошли, были во всех школах, ходили, смотрели, общались с учителями, а в пятой школе даже с директором. И дочь сама сказала, что хочет учиться именно здесь. И сегодня я вижу, что все стрессы, вся боль от военных дней остались в прошлом – настолько хорошая, добрая атмосфера в нашей школе!» Из письма Нововоронежского горкома профсоюза: «Данное объединение школ вызвано тем, что средств субвенции не хватает двум школам из пяти: это школы №3 (280 обучающихся) и №5 (477 обучающихся). Школу №3 администрация готова содержать за счет средств школ №4 и №2. А вот школу №5, несмотря на то что это победитель областного конкурса «Школа – лидер образования» и что за три последних года она заработала социальными проектами 4,2 миллиона рублей на оборудование и благоустройство, имеет творческий коллектив преподавателей и дает прочные знания, готовы объединить со школой №1… Убедительно просим Вас встать на защиту школы №5 и не допустить ее уничтожения». После общения с главой администрации Честикиным и его замом Волохиным стало очевидно, что никто из руководителей пятую школу защищать не хочет. Хотя во время встречи с ними взволнованные горожане не только заполнили весь конференц-зал – стульев не хватило, стояли вдоль стен.- Мы пришли, чтобы сказать: мы против слияния школ! Почему вы не хотите нас услышать?.. Глава горадминистрации отвечал, что слушать готов, только это вряд ли поможет делу, потому что все уже решили. Ведь школе не хватает больше двух миллионов, поэтому надо ее присоединить, сократив директора и двух ее заместителей, а заодно и еще семь ставок педагогов. Вот такая экономия. Родители против, говорят, что экономия на самом деле составит не 2 миллиона, а всего лишь 300 тысяч рублей в год (эту цифру назвали экономисты отдела образования). И ради этого надо закрывать школу, ломать судьбы полутысячи детей и их родных?! Тем более что на следующий год уже набрали 80 первоклашек – три класса, это больше, чем в школе №1 или в школе №3. Почему надо закрывать такую популярную и авторитетную школу?! Потому что они вместе с первой школой образуют одно здание, разделенное переходом? Но так уже 25 лет, и всех это устраивало. От директора Галины Пегусовой хотели избавиться в 2013 году, объявляли ей выговоры, которые потом, после вмешательства обкома профсоюза, отменяли. Но раз нет школы – нет директора, с которой все время какие-то «проблемы»: то отремонтирует не одну туалетную комнату, как это предписано по смете, а две, то заставит крышу по новой перекрывать, потому что рабочие старый слой снять «забыли», соответственно сэкономив по деньгам, то вдруг «три манжетки на одной трубе ее не устраивают»… – Вот потому-то, – говорят родители, – и хотят от нее избавиться. Она неугодный, неудобный для чиновников человек. Но дело свое отлично знает. И дети ее любят! И мы тоже! Разве не это главное?.. Рассказывает Людмила Леонидовна Савченко, заместитель председателя родительского комитета школы №5: – Наша школа №5 основана заслуженным учителем Российской Федерации Юрием Тимофеевичем Лобановым, это уникальный коллектив, мы, родители, называем нашу школу семейной, потому что в ней важна личность каждого ребенка! Первая школа более направлена на получение знаний, она более академична, хотя и в пятой школе знания ничем не хуже. Таких родителей, как я, много, они отдали сюда своих детей, ради того чтобы ребенок обучался в семейной теплоте! В этот день было очень много споров. Например, коллективом школы № 5 были разработаны 4 варианта оптимизации расходов с одновременным сохранением пятой школы. А в администрации говорят, что ничего такого не получали и не читали, хотя учителя возмущаются: «Мы вам все передавали!» Родители тоже выступили со своими предложениями. Говорят, им объясняют, что первой школе места не хватает, она «задыхается» от недостатка площадей (в школе около 570 учащихся). Школа №3 полупустая, 270 учеников. Почему не переселить туда школу №1? Если не всю, то частично. После отмененного заседания гордумы на встречу в мэрию родители пришли не с пустыми руками, а с хорошо изученным накануне документом – обоснованием необходимости реорганизации школы №5, подготовленным Николаем Волохиным. Только родители называют документ отпиской, к тому же, мягко говоря, не самой правдивой, а местами двусмысленной и некомпетентной. Чего стоит, например, пункт 3.4, где говорится о том, как анализировались возможности объединения школы №3 с другими школами. «В силу расположенности школы №3 в старой части города увеличивалось передвижение детей и учителей из возможного филиала в основную школу, что не соответствует требованиям безопасности, и в любом случае анализ показывает, через год-два мы должны были бы ее закрыть. При присоединении пятой школы к первой средняя школа №3 сохраняется, что важно для жителей, проживающих в старой части города». Вот такое обоснование, такой ответ на вопрос, почему нельзя трогать третью школу, которая, кстати, расположена через улицу от школ №1 и №5. Получается, что если ее делать филиалом, добавив в нее детей из первой, которой не хватает помещений, то школу №3 придется закрывать. А если ее оставить как есть, никого не добавляя, то она сохраняется. Абсурд? Да, если исходить из нехватки помещений для школы №1. Но если помнить о том, что главной целью является сокращение расходов на образование, тогда логика понятна: при объединении школ №1 и №3 ученики из третьей стали бы ходить в первую, а не наоборот, и в школе №3 фактически стало бы еще меньше детей, чем сейчас, и ее действительно пришлось бы закрыть. Еще вопрос: а как же быть с грантом, который выиграла школа №5 в областном конкурсе «Школа – лидер образования»? В этом году надо отчитываться о выполнении программы, с которой пятая побеждала на конкурсе. Кто и как будет отчитываться? Ведь первая школа в конкурсе не участвовала. Выходит, деньги придется вернуть в областной бюджет? Но только ли в деньгах дело? С каких пор Нововоронежу стали не нужны школьные директора, умеющие создать интересную, творческую, любимую детьми и родителями школу? Нововоронеж


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту